Файл: Конспект лекций_ Шахбазова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 2897

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем

1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Понятие счета, его виды, план счетов

Активный счет

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

4.2. Учет денежных средств и кредитов

4.3. Учет основных средств и их износа

4.4. Учет нематериальных активов и их износа

ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ

5.1. Учет поступления и расхода материалов

5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся

предметов (МБП) и их износа

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

6.1. Расчет основной оплаты

6.2. Расчет дополнительной оплаты

6.3. Удержания и вычеты из заработной платы

6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда

6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда

оплаты труда

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

7.1. Классификация и методы учета затрат

7.2. Общая схема учета затрат на производство

7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции

ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Учет готовой продукции и ее реализация

8.2. Учет реализации прочих активов

8.3. Внереализационные доходы и расходы

ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

9.1. Учет финансовых результатов

9.2. Учет использования прибыли

9.3. Учет фондов и резервов

ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

10.1. Состав и порядок предоставления отчетов

10.2. Учетная политика предприятия

ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

11.2. Методика аудита

11.3. Аудит денежных средств

11.4. Аудит расчетных операций

11.5. Аудит труда и заработной платы

11.6. Аудит затрат на производство

11.7. Аудит финансовых результатов и использования

11.8. Аудит товарных операций

11.9. Пример аудита на предприятии

Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии

План счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

ЛИТЕРАТУРА

Бухгалтерский баланс предприятия

(на 1 октября)

тыс. руб.


Актив (статьи баланса)

Код строки

На нач. месяца (сумма)


Пассив (статьи баланса)

Код строки

На нач. месяца (сумма)

1

2

3

1

2

3

Основные средства (01)

Производственные запасы (10)

Незавершенное производство (20)

Готовая продукция (40)


Касса (50)


Расчетный счет (51)

110


210


214

215


261


262

100


50


60

150


2


38

Уставный капитал (85)

Фонд специального назначения (88)

Краткосрочные кредиты банков (90)

Кредиторская задолженность:

поставщики и подрядчики (60)

по оплате труда (70)

310


340


511



521

526

200


80


40



60

20

Баланс

299

400

Баланс

599

400


За октябрь месяц в бухгалтерию поступили документы:

1. Требование № 1 от 05.10 на сумму 10 тыс. руб., по которому со склада отпущены на производство продукции материалы.

2. Расчетная ведомость № 2 от 07.10 на сумму 5 тыс. руб., по которой сотрудникам начислена материальная помощь из фонда специального назначения.

3. Приходный ордер № 3 от 15.10 на сумму 20 тыс. руб., по которому на склад оприходованы поступившие от поставщика материалы, но оплата за них еще не произведена.

4. Платежное поручение № 20 от 20.10 на сумму 30 тыс. руб., по которому поставщику перечислена частично с расчетного счета кредиторская задолженность за материалы.

Определим тип хозяйственных операций и их влияние на баланс предприятия на 1 ноября. Первая операция вызовет уменьшение суммы средств на 10 тыс. руб. по статье "Производственные запасы" в активе и одновременно на эту же сумму увеличивается статья "Незавершенное производство" в активе баланса. Итог актива не изменится. Эта операция, следовательно, относится к первому типу. Вторая операция вызовет уменьшение в пассиве баланса статьи "Фонды специального назначения" на сумму 5 тыс. руб. и одновременно на эту же сумму увеличится в пассиве статья "Кредиторская задолженность по оплате труда", так как материальная помощь сотрудникам только начислена, но еще не выдана. Итог пассива не изменится. Эта операция, следовательно, относится ко второму типу.

Третья операция вызовет увеличение в активе баланса статьи "Производственные запасы" на сумму 20 тыс. руб.; одновременно на эту сумму увеличится в пассиве статья "Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики", так как оплата за них еще не произведена. Актив и пассив баланса увеличится на 20 тыс. руб. и будет равен: 400 тыс. руб. + + 20 тыс. руб. = 420 тыс. руб. Эта операция, следовательно, относится к третьему типу.

Четвертая операция вызовет уменьшение в активе баланса статьи "Расчетный счет" на 30 тыс. руб. и одновременно на эту же сумму уменьшится
в пассиве баланса статья "Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики", так как частично погашена кредиторская задолженность предприятия за материалы. Актив и пассив баланса уменьшится и будет равен
420 тыс. руб. – 30 тыс. руб. = 390 тыс. руб. Эта операция, следовательно, относится к четвертому типу.
Таким образом, баланс предприятия на
1 ноября будет равен 390 тыс. руб. и по сравнению с балансом на
1 октября (400 тыс. руб.) уменьшится на 10 тыс. руб.


При ведении бухгалтерского учета на предприятии необходимо:

  • внимательно изучить и проверить первичные документы (если были проведены самостоятельные расчеты, по которым отсутствуют документы, то составляется справка бухгалтера) ;

  • занести первичные документы в бухгалтерские регистры, например, в "Журнал регистрации хозяйственных операций" и сформулировать хозяйственные операции;

  • по содержанию хозяйственных операций и на основании Плана счетов (Приложение 2) оставить в журнале корреспонденцию счетов;

  • на основе баланса предыдущего месяца или сальдовой ведомости открыть синтетические счета и аналитические счета, разнести по ним остатки на начало месяца и хозяйственные операции за месяц, подсчитать обороты на счетах за месяц и определить остатки на счетах на конец месяца;

  • составить оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам за отчетный месяц на основании открытых счетов;

  • на основании оборотной ведомости составить баланс предприятия за отчетный месяц (Приложение 3).

Пример.

1) По первичным документам, указанным выше, составим "Журнал регистрации хозяйственных операций" предприятия за октябрь месяц и корреспонденцию счетов:

Журнал

регистрации хозяйственных операций за октябрь

п/п или дата

Название

документа, его номер

Краткое содержание операции

Сумма в рублях

Корреспондирующие счета

дебету

кредиту

1.(05.10)


2.(07.10)


3.(15.10)


4.(20.10)

требование № 1


расчетная ведомость № 2

приходный ордер№ 3

платежное поручение № 20

Выданы материалы в производство

Начислена материальная помощь

Поступили материалы от поставщика

Оплачено поставщику за материалы с расчетного счета


10000


5000


20000


30000


20


88


10


60


10


70


60


51



Итого за месяц:

65000




2) По данным предыдущего баланса на начало месяца откроем синтетические счета (упрощенно будем указывать только номера счетов без названия счета), разнесем по ним сальдо на начало месяца и хозяйственные операции, рассчитаем по каждому счету обороты за месяц и сальдо на конец месяца:


Д-т 01 К-т Д-т 10 К-т

Д-т 20 К-т

с-до 100000

с-до 50000


3) 20000


1) 10000

с-до 60000

1) 10000



об-т -

об-т 20000

об-т 10000

об-т 10000

Об-т

с-до 100000

с-до 60000


с-до 70000



Д-т 40 К-т

Д-т 50 К-т

Д-т 51 К-т

с-до 150000


с-до 2000


с-до 38000







4) 30000

об-т -

об-т -

об-т -

об-т -

об-т -

об-т 30000

с-до 150000


с-до 2000


с-до 8000


Д-т 85 К-т

Д-т 88 К-т

Д-т 90 К-т


с-до 200000


с-до

80000


с-до 40000



2) 5000




об-т -

об-т -

об-т 5000

об-т -

об-т -

об-т -


с-до 200000


с-до 75000


с-до 40000

Д-т 60 К-т

Д-т 70 К-т


4) 30000

с-до 60000

3) 20000


с-до 20000

2) 5000

об-т 30000

об-т 20000

об-т

об-т 5000


с-до 50000


с-до 25000



3) Составим оборотную ведомость по синтетическим счетам за октябрь месяц по данным открытых счетов:


Оборотная ведомость по синтетическим счетам за октябрь

тыс. руб.

счета

Наименование счета

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

01

Основные средства

100000

-

-

-

100000

-

10

Материалы

50000

-

20000

10000

60000

-

20

Основное производство

60000

-

10000

-

70000

-

40

Готовая продукция

150000

-

-

-

150000

-

50

Касса

2000

-

-

-

2000

-

51

Расчетный счет

38000

-

-

30000

8000

-

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

60000

30000

20000

-

50000

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

20000

-

5000

-

25000

85

Уставный капитал

-

200000

-

-

-

200000

88

Фонд специального назначения

-

80000

5000

-

-

75000

90

Краткосрочные кредиты банков

-

40000

-

-

-

40000


Итого за месяц:

400000

400000

65000

65000

390000

390000

Проверяем равенство итоговых оборотов ведомости с итогом журнала хозяйственных операций.

4) Составим по данным оборотной ведомости упрощенный баланс предприятия на 1 ноября.








Бухгалтерский баланс предприятия

на 1 ноября

тыс. руб.



Актив

Код строки

На нач. месяца (сумма)

На кон. месяца (сумма)



Пассив

Код строки

На нач. месяца (сумма)

На кон. месяца (сумма)

1

2

3

4

1

2

3

4

Основные

средства (01)

Производственные запасы (10)


Незавершенное производство(20)


Готовая продукция (40)


Касса (50)

Расчетный

счет (51)


110


210



214



215


261


262


100


50



60



150


2


38


100


60



70



150


2


8

Уставный капитал (85)

Фонды специального назначения (88)

Краткосрочные кредиты банков (90)

Кредиторская задолженность:

Поставщики и подрядчики (60)

по оплате

труда (70)


310


340


511




521


526



200


80


40




60


20


200


75


40




50


25

Баланс

399

400

390

Баланс

599

400

390


Таким образом, хозяйственные операции за месяц изменили статьи баланса и сам баланс.

В активе:

  1. увеличилась статья "Производственные запасы" с 50 тыс. руб. до 60 тыс. руб.;

  2. увеличилась статья "Незавершенное производство" с 60 тыс. руб. до
    70 тыс. руб.;

  3. уменьшилась статья "Расчетный счет" с 38 тыс. руб. до 8 тыс. руб.


В пассиве:

  1. уменьшилась статья "Фонды специального назначения" с 80 тыс. руб. до 75 тыс. руб.;

  2. уменьшилась статья "Кредиторская задолженность поставщикам" с
    60 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;

  3. увеличилась статья "Кредиторская задолженность по оплате труда" с 20 тыс. руб. до 25 тыс. руб.

Сам баланс уменьшился как в активе, так и в пассиве с 400 тыс. руб. до 390 тыс. руб.

Бухгалтерские балансы широко используются для управления предприятием (фирмой) и анализа их финансового положения. Для оценки финансового положения предприятия по данным бухгалтерского баланса рассчитывается четыре группы показателей:

1) ликвидность; 2) деловая активность;

3) рентабельность; 4) платежеспособность и финансовая устойчивость.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

Особенностью бухгалтерского учета является его строгая и полная документальность.

Бухгалтерским документом называется письменное подтверждение уже свершившейся хозяйственной операции или разрешение на ее выполнение. Документы по назначению делятся на:

  • распорядительные (приказы, наряды, доверенности);

  • исполнительные или оправдательные (акты, накладные);

  • комбинированные (кассовые ордера, авансовые отчеты);

  • документы бухгалтерского оформления (справки бухгалтера по расчету износа, налогов).

По характеру отражения информации документы бывают:

  • первичные, которые отражают одну хозяйственную операцию в момент ее свершения;

  • сводные, которые составляются на основе первичных документов и обобщают суммы по нескольким хозяйственным операциям.

Документы составляются на бумажных и машинных носителях информации и должны содержать обязательные реквизиты:

  • наименование и номер документа;

  • наименование организации и дату составления;

  • основание и содержание хозяйственной операции;

  • количественное измерение операции в натуральном и денежном выражении;

  • наименование должностей, фамилии и личные подписи участников хозяйственной операции.

Могут быть и дополнительные реквизиты. Существуют типовые формы документов, обязательные для всех предприятий. Движение документов с момента их составления до момента передачи в архив называется документооборотом.

Поступившие в бухгалтерию документы обязательно проходят:

  • внешнюю или техническую проверку (чистота, полнота и правильность заполнения всех реквизитов);

  • проверку законности всех хозяйственных операций в соответствии с законодательством;

  • арифметическую проверку (таксировка, т. е. перемножение количества на цену, подсчет итогов);

  • контировку (проставление на документах корреспонденции по синтетическим счетам).

Если в документах обнаружены ошибки, то они исправляются и подтверждаются подписью и датой. В содержании кассовых и банковских документов никакие исправления недопустимы. После проверки документов их содержание переносится в бухгалтерские учетные регистры, затем они распределяются по соответствующим папкам и в конце года сдаются в архив предприятия. В архиве документы хранятся в течение сроков, необходимых для наведения справок. Основная масса документов хранится три года, акты ревизий – пять лет, документы по зарплате – 75 лет, годовые отчеты – постоянно (перечень некоторых первичных документов представлен в Приложении 1) .


Составлению годовых отчетов предшествует инвентаризация всех материальных ценностей предприятия.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния денежных и материальных ценностей, их соответствия данным бухгалтерского учета с целью контроля за их сохранностью и подтверждения реальности баланса предприятия. Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается инвентаризационная комиссия, которая в результате проверки составляет инвентаризационные описи материальных ценностей и акт инвентаризации, которые передает в бухгалтерию. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете. Выявленные недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства и обращения, остальную недостачу относят за счет виновных лиц или на убытки, если виновное лицо не установлено.

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

Учетные регистры – это бухгалтерские документы, в которых осуществляется регистрация первичных или сводных документов с соблюдением определенных правил и порядков. Сущность регистрации состоит в том, что в учетный регистр в краткой форме переносится содержание документа, сумма, корреспонденция счетов.

По видам записей регистры подразделяются на:

  • хронологические, когда записи регистрируются по дате поступления документа и его номеру;

  • систематические, в которых группируется однородная информация по экономическому содержанию в системе синтетических счетов бухгалтерского учета;

  • комбинированные, когда совмещается хронологическая регистрация с систематизацией по счетам.

По внешнему виду регистры могут быть в виде карточек, сводных листов (журналы-ордера, ведомости), бухгалтерских книг (кассовая книга, главная книга, журнал хозяйственных операций). Ошибки в учетных регистрах могут исправляться путем составления дополнительных проводок методом красного сторно, когда сумма корреспондирующих счетов записывается красными чернилами, и при подведении итогов она вычитается.

Учетные регистры являются составными элементами форм бухгалтерского учета. Перечень бухгалтерских регистров представлен в Приложении 1.

Форма учета – это перечень применяемых на предприятии учетных регистров, их взаимосвязь, последовательность переноса информации из одного регистра в другой и методы записи в них хозяйственных операций.

Существуют следующие формы бухгалтерского учета:

  • мемориально-ордерная, в которой содержание первичных документов переносится в регистры под названием мемориальные ордера, которые определяют последовательность движения информации в учетных регистрах;

  • журнально-ордерная, в которой содержание первичных документов переносится в журналы ордера по кредитовому признаку и одновременно в ведомости по дебетовому признаку;

  • упрощенная, в которой основным регистром учета является книга учета хозяйственных операций, или журнал – главная;

  • автоматизированная, которая означает ведение бухгалтерского учета на ПЭВМ с применением пакета прикладных программ "Бухгалтерия – 1С", "Галактика" и других;

  • комбинированная, в которой ведение бухгалтерского учета автоматизировано частично и одновременно используются бухгалтерские регистры.