Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 769
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
установление причин снижения объемов производства и неритмичной работы предприятия;
оценка резервов повышения объемов производства и реализации продукции (работ, услуг).
Объектами анализа объемов производства и реализации продукции являются:
показатели объемов производства и реализации;
ассортимент и структура продукции (работ, услуг);
качество и конкурентоспособность продукции;
ритмичность производства и реализации.
Источниками и информации для анализа объемов производства и реализации продукции служат:
бухгалтерская отчетность предприятия: ф. №1- П (годовая) «Отчет по продукции), ф. №1- П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте» №1- П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции), ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.;
данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 45 «Отгруженная продукция», 90 «Продажи»;
бизнес-план предприятия, оперативные планы по производству и реализации продукции (работ, услуг);
данные управленческой отчетности предприятия;
результаты маркетинговых исследований.
Объем производства и реализации продукции (работ, услуг) принято выражать в натуральных, условно-натуральных, стоимостных измерителях.
Натуральные измерители объемов производства и реализации (штуки, тонны, метры и т.д.) используют для анализа однородной продукции или групп однородной продукции.
Условно-натуральные измерители (условная пара, условная банка, условный ремонт и т.д.) исползают для унификации и обобщенной характеристики однородной продукции, различающейся по ассортименту.
Стоимостная оценка используется для обобщающей оценки объемов производства и реализации продукции (работ, услуг).
Основными показателями служат: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.
Товарная продукция – это вся произведенная продукция (выполненные работы, услуги) без учета незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.
Валовая продукция – вся произведенная продукция (выполненные работы, услуги), включая незавершенное производство. В настоящее время наиболее употребляемым является термин произведенная продукция .
Реализованная продукция – это продукция, на которую перешло право собственности. Учет реализованной продукции осуществляется либо в момент отгрузки продукции либо в момент ее оплаты покупателями.
Изучение и анализ объемов производства и реализации проводят в определенном диапазоне, ограниченном минимальным и максимальным уровнем деловой активности предприятия.
Ретроспективный анализ объема производства и реализации продукции предприятия проводят в несколько этапов.
На первом этапе изучают динамику изменения выпуска валовой и товарной продукции, а также динамику изменения объемов продаж. Анализ динамики проводят как в текущих так и в сопоставимых ценах. Для этого используют базисные, цепные и среднегодовые темпы роста (прироста).
Базисные темпы роста рассчитывают по формуле:
,
где
– значение показателя в текущем году;
– значение показателя в базисном году.
За базисный принимают любой год, удобный для расчета.
Для расчета цепных темпов роста применяют формулу:
,
где
– значение показателя предыдущего периода.
Приведенные показатели можно представить в процентном выражении.
Для изучения выполнения плана по объему продаж рекомендуется составить баланс товарной продукции в отпускных и закупочных ценах по формуле:
,
где
N – объем продаж;
и – запасы готовой продукции на начало и конец периода;
– объем производства продукции за период.
Для расчета объема реализации в стоимостном выражении (выручки от продаж) используют модель:
,
где
Q – объем реализованной продукции в натуральном выражении;
р – цена реализации.
Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (работ услуг) можно оценить c помощью коэффициента:
,
где
– плановый объем продаж продукции в заключенных договорах в стоимостном выражении;
– недопоставка продукции по договорам в стоимостном выражении.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
На втором этапе анализа производства и реализации продукции выполняют анализ ассортимента выпускаемой продукции.
Цель анализа ассортиментного портфеля – выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры выпускаемой продукции для повышения прибыльности компании.
В современных условиях потребительский спрос определяет те продукты и услуги, которые должны обеспечить компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов в борьбе компании с конкурентами.
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько методов, возможных для применения на конкретном предприятии. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.
Обобщающую характеристику изменения в ассортименте дает коэффициент:
,
где
– выпуск продукции каждого вида, принятой в расчет в отчетном периоде, но не более уровня базового периода;
– выпуск продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении в базисном периоде.
Рекомендуется также рассчитывать коэффициент обновления ассортимента:
,
где
– выпуск новой продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении;
N – общий объем выпуска продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении.
В целях анализа ассортиментного портфеля широкое применение в современных компаниях находит АВС-анализ, RFM-анализ, BCG-матрица, Матрица Ансоффа, метод Дибба-Симкина.[6]
Изменение ассортимента оказывает влияние на структуру производства и, следовательно, на все экономические показатели деятельности предприятия.
Для расчета влияния структурных сдвигов на стоимостные показатели деятельности предприятия метод прямого счета по всему ассортименту продукции (работ, услуг) по изменению удельного веса каждой единицы продукции в общем выпуске:
,
где
N – выпуск продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении;
Q – выпуск продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
d – удельный вес каждого вида продукции (работ, услуг) i-го наименования;
p – цена за единицу продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
На третьем этапе выполняют анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Качество продукции – один из основных показателей, влияющих на объем продаж (работ, услуг) предприятия. Повышение качества выпускаемой продукции требует дополнительных затрат, а следовательно увеличивает себестоимость выпускаемой продукции, влияет на продажную цену и прибыль компании.
Количественную характеристику свойств продукции, составляющих ее качество, называют показателем качества. Выделяют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество любой продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:
удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска;
удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпуска;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес продукции, экспортируемой в высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные показатели характеризуют одно из свойств продукции:
полезность (КПД оборудования, калорийность продуктов питания);
надежность (срок полезного использования, наработка на отказ);
технологичность, отражающая особенности конструкторских решений (энергоемкость, материалоемкость, производительность);
эстетический вид продукции.
Косвенные показатели отражают потребительское мнение о качестве продукции. К ним относят: объем и удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от потребителей, штрафы за низкое качество продукции, и др.
По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства продукции, средний коэффициент сортности, средневзвешенную сопоставимую цену изделий, индекс роста качества продукции.
Средний коэффициент сортности можно определить как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта:
Стремление современных компаний стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, привело к созданию нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса.
Этот метод получил название — всеобщего управление качеством TQM (Total Quality Management). В рамках этой технологии используется ряд методов, позволяющих оценить качество произведенной продукции (работ, услуг), одним из которых является QFD-анализ (Quality Function Deployment), функционально-стоимостной анализ (ФСА,Value Analysis).
Расчет влияния изменений в качестве выпускаемой продукции на: изменение выпуска товарной продукции (∆NТ); изменение выручки от продажи продукции (∆Nр); изменение прибыли компании (∆Rвал) проводиться по следующим формулам:
,
,
,
где
и – цена продукции (работы, услуги) до и после изменения качества;
и – себестоимость изделия до и после изменения качества;
– объем продукции повышенного качества.
При выпуске разносортной продукции в вышеприведенные формулы необходимо подставлять средневзвешенные цены и средневзвешенную себестоимость единицы продукции (работ, услуг), которые определяются по формулам:
,
,
,
.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
На четвертом этапе выполняют анализ ритмичности работы предприятия.