ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2677
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
Дипломатический корпус (в узком смысле) – совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.
Дипломатический корпус (в широком смысле) – совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве.
Глава дипломатического корпуса – дуайен, старшина (старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств).
Внешнеполитическое ведомство государства пребывания публикует список дипломатического корпуса, его членам выдаются дипломатические карточки.
Дипломатические иммунитеты – изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.
Дипломатические привилегии – льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.
Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами (их правовая основа – суверенное равенство государств).
Виды дипломатических иммунитетов и привилегий:
1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства;
2) личные иммунитеты и привилегии.
Иммунитеты дипломатического представительства:
1) Неприкосновенность помещений дипломатического представительства (власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства; государство пребывания обязано предпринимать меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства).
2) Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое имущество, а также средства передвижения сотрудников представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий (в мирное время и во время вооруженных конфликтов).
3) Помещения представительств (собственные и арендованные) обладают фискальным иммунитетом (освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания).
4) Неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте, неприкосновенность официальной корреспонденции дипломатических представительств.
Привилегии дипломатических представительств:
1) Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях дипломатического представительства и средствах передвижения главы дипломатического представительства.
2) Таможенные привилегии (право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с нее предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера).
3) Свобода сношений со своим государством, его дипломатическими представительствами и консульствами в других странах.
Личные иммунитеты:
1) Неприкосновенность дипломатов (не могут быть задержаны и арестованы; государство пребывания должно принимать меры для предупреждения посягательств на их личность, свободу и достоинство).
2) Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.
3) Иммунитет от юрисдикции государства пребывания (уголовной и гражданской) (следственные органы государства пребывания не должны возбуждать УД в отношении дипломатов, а суды не могут их рассматривать; дипломаты не обязаны давать свидетельские показания).
Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:
а) по частному недвижимому имуществу дипломата, находящемуся на территории государства пребывания;
б) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;
в) относящихся к деятельности, осуществляемой дипломатом за пределами своих официальных функций.
4) Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства (исключение – случаи, когда есть основания полагать что в нем находятся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза).
Привилегии дипломата:
1) Освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания (кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов).
2) Освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей.
3) Освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются члены семьи дипломата (если они не являются гражданами страны пребывания).
Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому (исключение – на них распространяется гражданская и административная юрисдикция).
Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей, освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.
44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
Государства между собой поддерживают не только дипломатические, но и консульские отношения, которые осуществляются с помощью консульств. Консульства - институт международного права, появление которого связано с развитием торгово-экономических отношений между государствами.
Установление дипломатических отношений означает и одновременное установление консульских отношений, если иное не оговаривается заинтересованными государствами. Разрыв дипломатических отношений не влечет автоматического прекращения консульских отношений. Государства, которые не поддерживают дипломатических отношений, могут устанавливать между собой консульские отношения. Этот вид отношений часто устанавливается после признания нового государства де-факто.
Общие вопросы, связанные с установлением и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местонахождение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовал и в Украине в части, что не противоречит ее Конституции, до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.
Главой консульского учреждения консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.
Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, которые постоянно проживают в государстве нахождения консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которая их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которая их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, которые взимаются почетным консулом, идут в его прибыль. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов.
Понятие и виды консульских учреждений
Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.
Виды.
1)генеральное консульство,
2)консульство,
3)вице-консульство
4) консульское агентство.
Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространено открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульских отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.
Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:
1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;
2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4) выполнение административных и нотариальных функций;
5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;
6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;
7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.
При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.
В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.
По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.
Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, которые постоянно проживают на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.
Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).
45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
Главы консульских учреждений делятся на 4 класса (генеральный консул; консул; вице-консул; консульский агент).
Глава консульского учреждения (назначается на должность представляемым государством, допускается к выполнению своих функций – государством пребывания):
1) представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент, направляемый правительству государства пребывания (удостоверяется его должность, указываются ИФО, класс, консульский округ, местонахождения консульского учреждения);
2) при согласии государства пребывания представляющее государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные сведения.
Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания (экзекватура) (отдельный документ или надпись на патенте) (до выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций).
Не нуждается в патенте и экзекватуре руководитель консульского отдела дипломатического представительства.
После допуска главы консульского учреждения к выполнению своих функций государство пребывания уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять свои обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской декларации о консульских сношениях 1963.
Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:
1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;
2) аннулирование экзекватуры;
3) уведомление государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.
Государство пребывания должно предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, независимо от их гражданства время и условия, необходимые, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать после прекращения функций (даже в случае вооруженного конфликта).
В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:
1) государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив (даже в случае вооруженного конфликта);