ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2686

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.

9. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

10. Обычай как источник международного права

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.

15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ

16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации

17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники

18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств

19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.

25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.

27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.

28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.

29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.

30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.

33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.

34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций

36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.

39. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (с учетом изменений, внесенных Протоколом №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.

41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.

42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

46. Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ по охране трудовых и социальных прав человека.

47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

50. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда

51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры

52. Правовой статус Комиссии международного права ООН, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции

55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.

56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений

57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники

58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. ВТО и Россия.

59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров

60. Виды территорий в международном праве

61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы

62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф

63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм

64. Международное морское право: понятие, источники, институты

65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне

68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе

69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам

70. Международно-правовая борьба с пиратством

71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района

72. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники. Виды воздушного пространства и их правовой режим

73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).

77. Международно-правовая охрана Мирового океана.

78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.

79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.

80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.

81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.

85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.

87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов

88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

90. Запрещенные методы и средства ведения войны.

Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства, организации международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности.

Предметом международного воздушного права являются отношения, возникающие между государствами по поводу использования воздушного пространства в целях: 1) регулярных и нерегулярных международных полетов гражданской авиации над государственной территорией; 2) полетов государственной и гражданской авиации за пределами государственной территории над: а) исключительной экономической зоной, б) открытым морем, в) международными проливами, г) архипелажными водами, д) Антарктикой; 3) обслуживания международной аэронавигации над государственной территорией и над морскими пространствами Мирового океана; 4) управления безопасностью полетов; 5) обеспечения авиационной безопасности. Урегулирование этих вопросов отвечает решению задачи, поставленной в преамбуле Чикагской конвенции. Чикагская конвенция также содействует рациональному и экономичному осуществлению международных воздушных сообщений "на основе равенства возможностей". Чикагская конвенция содержит Устав Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Принципами международного воздушного права являются: принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией; принцип "свободы открытого воздуха" над территориями с международным режимом (над открытым морем или Антарктикой); принцип безопасности гражданской авиации; принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.

Основными источниками международного воздушного права являются:

Парижская 1919 г., Мадридская 1926 г., Гаванская 1928 г. конвенции о воздушной навигации; Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.); Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и другие.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.


Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией: право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров; право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.


73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) создана в 1944 г. и является специализированным учреждением ООН. В ИКАО высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собрания Ассамблеи проходят не реже одного раза в три года. Исполнительным органом является Совет (в составе 33 государства), которым руководит Президент организации. Сессии Совета проводятся не реже трех раз в год. Кроме того, созданы также специальные комитеты и комиссии (Юридический комитет, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации). Административным органом является Секретариат.

Задачами ИКАО являются (ст. 44 Чикагской конвенции 1944 г.): обеспечение безопасности и надежности развития международной гражданской авиации во всем мире; поощрение конструирования воздушных судов; способствование развитию воздушных линий, аэропортов и других сооружений для международной гражданской авиации; исключение дискриминации в отношении между договаривающимися сторонами и др.

Функции и компетенция ИКАО имеют специальный характер. В целях разработки принципов и методов международной аэронавигации, содействия развитию международного воздушного транспорта ИКАО выполняет координационные, оперативные, контрольные, регулирующие и арбитражные функции. Для их осуществления ИКАО наделена специальной компетенцией, т.е. правом принимать решения или участвовать в решении вопросов международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Общая компетенция ИКАО проявляется в компетенции ее органов: Ассамблеи, Совета, Секретариата и многочисленных рабочих органов. Например, только Ассамблея полномочна принимать программу работы ИКАО, новые рекомендации, принимать поправки к Чикагской конвенции. В свою очередь только Совет ИКАО имеет право назначить Генерального секретаря ИКАО, образовать рабочие органы, принимать международные стандарты и рекомендации, разрешать споры между государствами-членами.


Устав ИКАО определяет порядок членства, структуру и организацию работы органов, применение правил процедур, унификацию правил международной аэронавигации, упрощение формальностей, принятие поправок к Чикагской конвенции, разработку и принятие новых конвенций, разрешение споров и разногласий между государствами-членами, оказание технической помощи, содействие развитию международного воздушного транспорта и осуществление административной деятельности ИКАО.

Чтобы стать членом ИКАО, достаточно подписать Чикагскую конвенцию и направить депозитарию Конвенции (США) уведомление о присоединении данного государства к Чикагской конвенции.

В целях обеспечения безопасности гражданской авиации были приняты 3 конвенции: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна (1963 г.); Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.).

Токийская конвенция 1963 г. ввела определение незаконного захвата гражданского судна - "когда лицо, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы, совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществимо контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта".

Гаагская конвенция 1970 г. расширила понятие незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, признала эти деяния преступными и ввела институт соучастия в противоправных действиях, направленных на безопасность воздушных судов.

Монреальская конвенция 1971 г. определила, что преступным признается действие лица, которое: совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете; разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно устройств или веществ, которые могут разрушить воздушное судно;

разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Монреальская конвенция предусмотрела также обязанность государств сурово наказывать лиц, совершивших указанные преступления, предусмотрев в своем национальном законодательстве тяжкие санкции за указанные преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ включает соответствующие статьи: ст. 271 "Нарушение правил международных полетов" и ст. 211 "Угон воздушного или водного транспортного либо железнодорожного подвижного состава".



74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

МКП – система юридических принципов и норм, определяющих правовой статус расположенного за пределами атмосферы пространства, небесных тел и режим их использования.

Принципы: (закреплены в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 1967г.)

1. Космическое пространство открыто для научной и прикладной деятельности всех государств на основе их равноправия;

2. государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в области проведения научных исследований в космосе;

3. космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению любыми способами;

4. деятельность государств в космосе осуществляется в строгом соответствии с международным правом в интересах поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания;

5. государства обязаны не выводить на космические орбиты любые виды оружия массового уничтожения и не устанавливать таковые на небесных телах, создавать там военные базы, сооружения и укрепления, испытывать любые виды оружия, проводить военные маневры;

6. государства должны оказывать всемерную помощь космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки как на территории любой страны, так и в открытом море, обеспечивая их безопасность и незамедлительное возвращение в страну, где зарегистрирован космический корабль;

7. государства – участники космической деятельности обязаны незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни и здоровья космонавтов;

8. на участников международных договоров возлагается ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юр. лицами, и за обеспечение того, чтобы такая деятельность проводилась в соответствии с международным правом и под постоянным наблюдением соответствующих государств;

9. в отношении государств, осуществляющих космическую деятельность, устанавливается международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном пространстве или в космосе физ. или юр. лицам;

10. в отношении запущенных в космос объектов и их экипажей сохраняется юрисдикция и контроль запускающих государств, что касается и права собственности на указанные объекты, а также на сооружения, возведенные на небесных телах;

11. космическая деятельность должна осуществляться с должным учетом соответствующих интересов других стран, избегая вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды в следствие доставки внеземного вещества или создания вредных помех деятельности на Земле;


12. осуществляющие космическую деятельность государства должны на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых объектов, в максимальной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, ходе и результатах такой деятельности;

13. все станции, установки, оборудование и космические корабли должны быть открытыми для представителей других государств, причем эти представители должны заблаговременно сообщать о планируемом посещении.

Источники:

- соглашение 1968 г. о спасении космонавтов

- конвенция 1972г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами

- соглашение 1979г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах

- конвенция 1978г. о передаче и использовании данных дистанционного зондирования земли из Космоса

- учредительные акты межгосударственных организаций (учрежденной в 1965г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), действующей с 1982г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), действ. с 1979г.; Европейского космического агентства-1975г.)

- Положение о межгосударственном совете по космосу 1992г.

-договор о совместном освоении космического пространства в мирных целях 2000г.

-соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977г.; соглашение РФ с КНР 1990г., Болгарией 1995г., Бразилией 1997г.


75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

Правовой статус космического пространства и небесных тел определяется принципами и нормами международно-правовых актов. В соответствии с ними космическое пространство является общим достоянием человечества и не подлежит национальному присвоению, не может быть объявлено собственностью какого-


либо государства или международной организации. Его статус подпадает под действие основных принципов международного права и специальных принципов МКП, в число которых входит свобода исследования и использования космического пространства на благо всего человечества, предотвращение вредного воздействия на космос, содействие и поощрение международного сотрудничества, осуществление там любой деятельности исключительно в соответствии с МП и в интересах поддержания международного мира и безопасности, запрет на выведение на космические орбиты любых видов оружия массового уничтожения, на установку таковых на небесных телах, создание там военных баз, сооружений и укреплений, проведение в космосе военных маневров. Устанавливается международная ответственность за национальную деятельность в космосе, которая распространяется и на случаи причинения ущерба объектам, находящимся на Земле, в воздушном пространстве или в космосе, а также физическим и юридическим лицам.