Файл: ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Определение международного уголовного права

1.2 Основные особенности международного уголовного права

1.3. Общие принципы международного уголовного права

1.3.1 Определение общих принципов международного уголовного права

1.3.2 Принцип законности и его модальности

1.3.3 Принцип всеобщности и обязательности закона

6.1. Определение состава преступления

6.2. Объективный элемент преступления (ACTUS REUS)

6.3. Субъективный элемент преступления (MENS REA)

6.3.1. Намерение

6.3.2. Знание

6.3.3. Цель

6.3.4. Мотив

6.3.5. Специальное намерение

6.3.6. Безрассудство

6.3.7. Преступная халатность

6.4. Контекстуальный элемент

2.1. Общая характеристика источников международного права

2.1.1. Понятие источников международного права

2.1.2. Договорное и обычное право

2.1.3. Международный договор

2.1.4 Международно-правовой обычай

2.2 Классификация источников международного уголовного права

2.3 Международное гуманитарное право

2.3.1. Определение и основные принципы международного гуманитарного права

2.3.2. Договорное гуманитарное право

2.3.3 Дихотомия международного и внутреннего конфликтов в договорном гуманитарном праве

2.3.4. Обычное гуманитарное право

2.3.5. Преодоление дихотомии международного и внутреннего конфликтов в обычном праве

2.3.6. Понятие вооруженного конфликта и типы вооруженных конфликтов

2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов

2.4. Международное право в области прав человека

2.5. Самостоятельные источники международного уголовного права

2.5.1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы

2.5.2 Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов

2.5.3. Международные договоры в области международного уголовного права

2.5.4. Другие применимые международные договоры

2.5.5. Общие принципы права

2.6. Международное и национальное прецедентное право

2.6.1. Определение

2.6.2. Актуальные разделы прецедентного права

2.6.3. Доктрины выдающихся юристов

2.6.4. Иные вспомогательные средства, используемые при определении международно-правового обычая и при судебном толковании

3.1 Определение международного преступления

3.2. Правовые последствия признания деяния международным преступлением

3.3. Классификация международных преступлений

3.3.1 Возникновение и развитие доктрины военного преступления

3.3.2 Возникновение и развитие доктрины преступления против человечности

3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида

3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве

3.3.5 Пытка, как самостоятельное международное преступление

3.3.6 Международный терроризм

3.4 Взаимосвязь между различными классами международных преступлений и степень их тяжести

3.5 Криминализация международных преступлений в национальном уголовном законодательстве

Конечно же, перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поскольку в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений против человека их число будет возрастать, что, несомненно, отразится и на их классификации.

В заключение подчеркнем, что все приведенные выше классификации носят условный характер. При постоянном росте международной преступности и неутешительных прогнозах специалистов в этой области перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поэтому их число будет возрастать в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений прав человека.


.2 Характеристика отдельных преступлений международного характера


Международный терроризм - самое тяжкое преступление международного характера, "влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами". Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций. В настоящее время в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 15 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало. Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам. Что касается объектов посягательства, то ими все чаще становятся не только лица, пользующиеся международной защитой, но и обычные граждане.

Международным уголовным преступлением теракт квалифицируется в следующих случаях:

а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;

б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;

в) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом;

г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.

Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться в 1930-х гг. Сегодня все ведущие мировые державы официально признают необходимость объединения усилий в борьбе с международным терроризмом. Условиями успешной антитеррористической стратегии являются:

упреждающий характер действий;

активность;

соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;

вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;


обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединения усилий ведомств всех уровней;

дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.

Сотрудничество государств в защите их общих интересов от акций международного терроризма, естественно, способствует предотвращению нанесения ущерба и для каждого из них в отдельности.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера. К настоящему времени на уровне мирового сообщества, а также на региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма, которые были названы выше.

Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом, в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международного терроризма, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Ряд норм международно-правовых актов трансформированы в российское уголовное законодательство. Так, диспозиция ч. 1 ст. 205 "Террористический акт" УК РФ гласит: "Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях".

Рассмотрим еще одно преступление против стабильности международных отношений - захват заложников.

Согласно упоминавшейся выше Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (ст. 1) преступление - захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

В соответствии с названной Конвенцией Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:


) любым лицом на территории Российской Федерации или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации;

) чтобы заставить Российскую Федерацию совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;

) в отношении заложника - гражданина Российской Федерации;

) гражданами Российской Федерации или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории Российской Федерации.

Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет "иностранного элемента").

Трансформация международно-правовых норм о захвате заложников в национальное законодательство является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на территории Российской Федерации.

Уголовная ответственность за захват заложника в российское законодательство была введена относительно недавно, в 1987 г. после ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.

Преступления, связанные с захватом заложников, угрожают жизни и здоровью людей, иногда приводят к их гибели, уничтожению имущества, нарушению нормальной деятельности государственных органов и учреждений, вызывают негативный общественный резонанс. При определенных условиях захват в качестве заложников представителей дипломатического корпуса, духовенства, журналистов, бизнесменов и других лиц может нанести ущерб делу мира и мирного сотрудничества, нарушить нормальный ход международных контактов и встреч. Вследствие этого общественная опасность захвата заложника очень высока. Она определяется тем, что это деяние посягает на общественную безопасность, общественный порядок и личную свободу.

По характеру и степени общественной опасности рассматриваемое преступление отнесено ч. 4 ст. 15 УК РФ "Категории преступлений" к категории тяжких, а при наличии отягчающих и особо отягчающих обстоятельств ч. 5 этой статьи - особо тяжких.

Общественная опасность захвата заложника заключается в том, что в результате его совершения имеется реальная угроза жизни и здоровью неопределенно широкому кругу граждан, парализуется нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, нарушается деятельность транспорта и т.п.

Под захватом в качестве заложника понимается тайное или открытое противоправное задержание человека и лишение его возможности по своему усмотрению свободно принимать решение о месте пребывания или передвижения с последующим объявлением этому лицу либо заинтересованным в его судьбе гражданам, а также органу власти, руководителю организации, предприятия или учреждения о выдвигаемых требованиях в качестве условия освобождения захваченного.


В целом, международное право уже традиционно рассматривает захват заложников в качестве разновидности международного терроризма.

Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.

Согласно Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности "доходы" означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов, к которым относятся совершенные умышленно:

) конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);

) утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

) приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).

Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:

законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;

отсутствует имущество, подлежащее конфискации;

истек срок давности.

Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.

Следующее деяние, наносящее ущерб экономическому развитию государств - фальшивомонетничество.


Как следует из исторических источников, фальшивомонетничество насчитывает более двух тысяч лет. А из известнейших исторических личностей фальшивомонетчиками были Диоген, триумвир Марк Антоний, император Нерон, король Франции Филипп IV по прозвищу "Красивый" или "Фальшивомонетчик". Причем если эти лица уменьшали вес и содержание драгоценных металлов в монетах, дабы улучшить экономику своих государств, то Наполеон и Гитлер подделывали купюры враждебных государств с целью подрыва их экономики. Наполеон, к примеру, создал в Монруже фабрику по изготовлению поддельных банковских билетов Венского банка и русских ассигнаций, а в фашистской Германии были разработаны две операции "Андреас" и "Бернгард" по выпуску поддельных денежных знаков Англии, США и СССР. И это неудивительно, ибо нет преступления, которое бы с такой неизменной постоянностью причиняло ущерб экономическим интересам государства, его денежной и кредитной системе, приводило к девальвации денег, усиливало инфляцию, причиняло материальный ущерб государству и отдельным лицам. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретают повышенную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость государственных денег и затрудняя регулирование денежного обращения.

Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков международными преступлениями являются:

) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

) сбыт поддельных денежных знаков;

) действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

) покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

) обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное преступление.

Под денежными знаками Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков понимает бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлические монеты, имеющие хождение в силу закона. Конвенция не делает различий между подделкой отечественных или иностранных денежных знаков. В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.

Незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами наиболее распространены среди рассматриваемых преступлений.

Очень высокая доходность наркобизнеса обусловила его практически полную монополизацию организованными преступными сообществами, создавшими теневую "индустрию" производства и распространения наркотиков. Наркобизнес сегодня стал мощным криминогенным фактором, обостряющим оперативную обстановку. Одной из главных причин активизации наркобизнеса в нашей стране стала нарастающая волна наркотиков из-за рубежа, главным образом из Средней Азии, Закавказья, Казахстана. Значительно вырос интерес к России со стороны наркобаронов Латинской Америки, а также "Золотого полумесяца" и "Золотого треугольника" не только как к транзитной перевалочной базе, но и крупному рынку сбыта.