Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
ресурсов, самого образовательного процесса, его результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Управление качеством образования состоит: из модели управления, включающей инновационные образовательные, внутришкольные технологии; механизма оценки и обеспечения качества (гарантий качества); аналитических, информационных систем оценивания.
С целью проведения всесторонней экспертизы качества образования в школе, необходимо внедрить постоянно действующую систему оценки качества образования (далее СОКО), которая будет являться гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. Разработка СОКО школы включает несколько этапов:
Формирование организационной структуры предполагает:
Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа: наблюдение, сбор информации, анализ и разработку мероприятий по улучшению качества, внедрение.
Таким образом, важным направлением совершенствования управления образованием становится повышение самостоятельности учебных заведений, но с условием изменения их статуса и передачи им ответственности за результаты собственной деятельности. При этом наиболее предпочтительным считается вид автономных образовательных организаций, подразумевающий максимальную самостоятельность и ответственность за процесс, и результат образовательной деятельности. В современных условиях становится достаточно актуальным использование в образовательной практике ведущих положений модели «образование как товар». Проектирование современной модели внутришкольного управления должно быть сконцентрировано на политике организации качественного образования, соответственно, наиболее важным в управлении образовательной организацией является применение системы Всеобщего
управления качеством (далее ВУК). Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования. На смену линейно-функциональной структуре управления в общеобразовательной организации постепенно приходит матричная структура, которая позволит из автономной, закрытой,
непрозрачной управленческой системы иерархического типа, сформировать систему отдельных служб, выстроенных в рамках горизонтальных функциональных связей «матрицы».
Эффективность – это отношение эффекта от какой-либо деятельности предприятия к затратам, произведенным для его получения и использования. Следовательно, система будет эффективной, если будет способствовать достижению максимального результата, который определяет цель управления, при минимально необходимом и достаточном расходе всех ресурсов, используемых для реализации этой цели [15]. Эффективность управления зависит от следующих критериев:
знать показатели эффективности управления. Есть две точки зрения на определение показателя эффективности управления:
Совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде, с учетом факторов, оказывающих влияние на эффективность работы организации. Так, например, объективными факторами являются величина предприятия, количество работников, особенности производственной деятельности и пр. Оценка эффективности деятельности образовательной организации с выше описанных позиций затруднительно, так как конечный результат складывается не только из деятельности образовательной организации, но и из усилий, обучающихся и их родителей. Их вклад бывает трудно измерить. Соответственно, при оценивании общей эффективности необходимо использовать ряд параметров и показателей [60].
Исследователи в области управления образованием предлагают оценивать эффективность управленческого воздействия с помощью сравнительных методов. Например, сравнение процента успешно сдавших экзамены в сравнении с процентом предыдущих лет [21].
Соответственно, выделяются следующие стадии оценивания эффективности в целом, и эффективности управления в частности: установление «адресата оценки», то есть субъекта с чьих позиций будет оцениваться эффективность; установление целей и задач, эффективности,
выполнения которых будет оцениваться; разработка показателей, которые отражают интересы субъекта оценки; подготовка порядка расчета показателей; подбор «базы» сравнения; выбор одной или нескольких сравнительных методик;
Управление качеством образования состоит: из модели управления, включающей инновационные образовательные, внутришкольные технологии; механизма оценки и обеспечения качества (гарантий качества); аналитических, информационных систем оценивания.
С целью проведения всесторонней экспертизы качества образования в школе, необходимо внедрить постоянно действующую систему оценки качества образования (далее СОКО), которая будет являться гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. Разработка СОКО школы включает несколько этапов:
-
Формулирование стратегии, политики, целей и задач в области качества. На основе анализа запросов основных потребителей образовательных услуг школы и анкетирования преподавателей, учащихся и родителей администрация школы разрабатывает миссию школы, цели, политику и обязательства в области качества. Такие документы являются первоочередными в составе документации системы управления качеством. -
Обучение администрации и отдельных групп педагогических работников в применении СОКО в конкретном ОУ.
Формирование организационной структуры предполагает:
-
четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех структурных подразделений за обеспечение качества; -
назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава администрации ОУ (зам. директора); -
формирование Совета по качеству; -
назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации; -
проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения школы; -
самообследование школы; -
аудит качества [29].
Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа: наблюдение, сбор информации, анализ и разработку мероприятий по улучшению качества, внедрение.
Таким образом, важным направлением совершенствования управления образованием становится повышение самостоятельности учебных заведений, но с условием изменения их статуса и передачи им ответственности за результаты собственной деятельности. При этом наиболее предпочтительным считается вид автономных образовательных организаций, подразумевающий максимальную самостоятельность и ответственность за процесс, и результат образовательной деятельности. В современных условиях становится достаточно актуальным использование в образовательной практике ведущих положений модели «образование как товар». Проектирование современной модели внутришкольного управления должно быть сконцентрировано на политике организации качественного образования, соответственно, наиболее важным в управлении образовательной организацией является применение системы Всеобщего
управления качеством (далее ВУК). Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования. На смену линейно-функциональной структуре управления в общеобразовательной организации постепенно приходит матричная структура, которая позволит из автономной, закрытой,
непрозрачной управленческой системы иерархического типа, сформировать систему отдельных служб, выстроенных в рамках горизонтальных функциональных связей «матрицы».
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Эффективность – это отношение эффекта от какой-либо деятельности предприятия к затратам, произведенным для его получения и использования. Следовательно, система будет эффективной, если будет способствовать достижению максимального результата, который определяет цель управления, при минимально необходимом и достаточном расходе всех ресурсов, используемых для реализации этой цели [15]. Эффективность управления зависит от следующих критериев:
-
надежность организационной структуры управления; -
степень использования рыночных возможностей; -
степень рационального использования внутренних возможностей [12]. Критерии – это наиболее общие количественные и качественные характеристики результатов управления. Показатели – это отдельные результаты деятельности управления, которые имеют подчиненный характер по отношению к критерию и являются основой при его определении. Совокупность показателей выражает критерий оценки [45]. Для определения эффективности процесса управления в образовательной организации важно
знать показатели эффективности управления. Есть две точки зрения на определение показателя эффективности управления:
-
эффективность организационной структуры оценивается посредством показателей, характеризующих деятельность управляемого объекта. Например, рентабельность, прибыль, производительность труда, фондоотдача и др. Эффективность управления определяется тем, насколько полно выявлены и реализуются рыночные возможности организации при максимальном использовании его потенциала. -
эффективность управления можно определять по результатам работы управляющей системы, что дает основания для совершенствования организации и обеспечения экономичности управления.
Совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде, с учетом факторов, оказывающих влияние на эффективность работы организации. Так, например, объективными факторами являются величина предприятия, количество работников, особенности производственной деятельности и пр. Оценка эффективности деятельности образовательной организации с выше описанных позиций затруднительно, так как конечный результат складывается не только из деятельности образовательной организации, но и из усилий, обучающихся и их родителей. Их вклад бывает трудно измерить. Соответственно, при оценивании общей эффективности необходимо использовать ряд параметров и показателей [60].
Исследователи в области управления образованием предлагают оценивать эффективность управленческого воздействия с помощью сравнительных методов. Например, сравнение процента успешно сдавших экзамены в сравнении с процентом предыдущих лет [21].
Соответственно, выделяются следующие стадии оценивания эффективности в целом, и эффективности управления в частности: установление «адресата оценки», то есть субъекта с чьих позиций будет оцениваться эффективность; установление целей и задач, эффективности,
выполнения которых будет оцениваться; разработка показателей, которые отражают интересы субъекта оценки; подготовка порядка расчета показателей; подбор «базы» сравнения; выбор одной или нескольких сравнительных методик;