Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
произведение расчетов, оценки, сравнения и подготовка выводов; определение назначения полученных результатов.
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Для эффективного управления образовательной организацией необходимо четко определить критерии ее успешности. В артериальный комплекс входят четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах [34].
Управленческую деятельность в образовательной организации можно представить в форме технологической цепочки, продемонстрированной на рисунке 5.
Оценивание эффективности управления по выделенным показателям проводится на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным нормативом. Соответственно, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, можно сделать вывод, что контроль, является одним из существенных средств повышения эффективности [51].
Критериальный комплекс представлен на рисунке 6.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Так как образовательная организация – это сложная, высокоорганизованная система, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля [51].
Введение педагогической диагностики на основе информационно-
аналитической деятельности в практику образовательных организаций способствует рассмотрению всех явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это основная задача обновления общеобразовательной организации. Можно выделить три основных этапа диагностики явлений и процессов в управлении образовательной организацией.
Совершенствование модели управления образовательной организации в условиях СМКШ заключается в: обновлении структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы; формировании структурных новообразований в системе управления; оптимальном распределение функциональных обязанностей по вертикали и горизонтали; повышении эффективности реализации управленческих функций на всех уровнях; оптимизации деятельности всех уровней управления образовательной организации (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления); привлечение к управлению всех участников образовательного процесса [60]. Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы.
Эффективность
управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления
образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы. Для эффективной работы модели управления образовательной организации в условиях СМКШ необходимо организовать: повышение управленческой компетентности субъектов управления; методическую учебу ученического и родительского актива; педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам модернизации современного образования; разработку и внедрение методик и технологий контроля и диагностики с учетом особенностей МКСШ, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри образовательной организации.
Образовательная организация – это важнейший элемент системы образования, представляющий собой некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Типы, виды, категории образовательных организаций, а также типы и виды реализуемых ими образовательных программ определяются в зависимости от целей и задач их уставной деятельности, обеспечивая необходимый для развития образовательной системы уровень многообразия, диверсификации и
вариативности образования. Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Малокомплектная сельская школа – это общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, укомплектованное классами с неполным составом учащихся или классами-комплектами, без параллельных классов.
Управление образовательной организацией – это систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Основными функциями управления образовательным учреждением являются анализ, целеполагание и планирование,
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Для эффективного управления образовательной организацией необходимо четко определить критерии ее успешности. В артериальный комплекс входят четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах [34].
Управленческую деятельность в образовательной организации можно представить в форме технологической цепочки, продемонстрированной на рисунке 5.
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Оценивание эффективности управления по выделенным показателям проводится на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным нормативом. Соответственно, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, можно сделать вывод, что контроль, является одним из существенных средств повышения эффективности [51].
Критериальный комплекс представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Так как образовательная организация – это сложная, высокоорганизованная система, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
-
Многоцелевой, направленный на проверку различных вопросов организации; -
Многосторонний, то есть с использованием различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту; -
Многоступенчатый, подразумевающий контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления.
Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля [51].
Введение педагогической диагностики на основе информационно-
аналитической деятельности в практику образовательных организаций способствует рассмотрению всех явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это основная задача обновления общеобразовательной организации. Можно выделить три основных этапа диагностики явлений и процессов в управлении образовательной организацией.
-
Первый этап – предварительный, предположительный диагноз. -
Второй этап – уточняющий диагноз, опирающийся на проверенные, объективные данные, сформулированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения. -
Третий этап – диагностика; он заканчивается окончательным диагнозом. Его смысл не только в обобщении данных, но и в их сравнении, сопоставлении [27].
Совершенствование модели управления образовательной организации в условиях СМКШ заключается в: обновлении структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы; формировании структурных новообразований в системе управления; оптимальном распределение функциональных обязанностей по вертикали и горизонтали; повышении эффективности реализации управленческих функций на всех уровнях; оптимизации деятельности всех уровней управления образовательной организации (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления); привлечение к управлению всех участников образовательного процесса [60]. Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы.
Эффективность
управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления
образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы. Для эффективной работы модели управления образовательной организации в условиях СМКШ необходимо организовать: повышение управленческой компетентности субъектов управления; методическую учебу ученического и родительского актива; педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам модернизации современного образования; разработку и внедрение методик и технологий контроля и диагностики с учетом особенностей МКСШ, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри образовательной организации.
Выводы по первой главе
Образовательная организация – это важнейший элемент системы образования, представляющий собой некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Типы, виды, категории образовательных организаций, а также типы и виды реализуемых ими образовательных программ определяются в зависимости от целей и задач их уставной деятельности, обеспечивая необходимый для развития образовательной системы уровень многообразия, диверсификации и
вариативности образования. Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Малокомплектная сельская школа – это общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, укомплектованное классами с неполным составом учащихся или классами-комплектами, без параллельных классов.
Управление образовательной организацией – это систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Основными функциями управления образовательным учреждением являются анализ, целеполагание и планирование,