Файл: Науки и высшего образования Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление в общеобразовательной организации

Современные модели управления образовательной организацией

Рис. 1. Линейная структура.

Рис. 2. Функциональная структура.

Рис.3 Линейно-функциональная структура.

Рис. 4 Матричная структура.

Критерии эффективности модели управления в образовательной организации

Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.

Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Реализация модели современного управления в образовательной организации

1. Создание медико-педагогической службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных заболеваний.

Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

, по функциям и субъекту управления и др. Подобные структуры дают возможность образовательным учреждениям лучше адаптироваться к различным функциональным ситуациям.

Деятельность руководителя, реализующая управленческие функции основывается на определенных принципах управления. Ведущими могут быть принципы социального управления, разработанные А. Файолем: оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; единства единоначалия и коллегиальности в управлении; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении [55].

Но в практике общеобразовательных организаций существуют и специфические принципы. Так, например, принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, который учитывает особенности формирования и развития детского коллектива, подчеркивает необходимость

развития детской самостоятельности, инициативы. Принцип нормативности предполагает управление школой на нормативной базы, в соответствии с предписаниями, которые регламентируют разные стороны учебно- воспитательной работы. Он предусматривает точное соблюдение требований важных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет объективных возможностей коллектива педагогов, субъективного вклада всех его членов, а это является базисом деятельности образовательной организации. Единство педагогических позиций формируется на основе единого взгляда на педагогические задачи, значение внеурочной работы и т.д., что в конечном итоге приведет к обеспечению единых требований к ученикам. Принцип сочетания государственных и общественных начал благоприятствует сложению усилий государства и общества для успешной
реализации проблем развития, слияния общественного и государственного начал в ее управлении [48].

В соответствии со статьей 26 Закона «Об образовании» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной организации. На основании данной статьи в общеобразовательной организации организуются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом. Для защиты интересов обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе участников образовательного процесса организуются: советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [58].

Образовательная организация как сложная динамическая социальная система является объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления. Следовательно, можно сделать вывод о наличии управления образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами, которые являются подсистемами общей системы образовательной организации. Подсистемами считаются образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, взаимодействие с партнерами и др. [57].

П.И. Третьяков

в своих исследованиях подчеркивал, что организационная структура управления школой является целостной структурой, управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления [53]. B.C. Лазарев [33], М.М. Поташник [51], В.А. Сластенин [56] в своих работах выделяют три таких звена или уровня: уровень директора (директор, совет школы, педсовет и др.); уровень заместителей директора (методический совет, совет по профилактике правонарушений, учебная комиссия, малый педсовет, социально-психологическая служба и др.); уровень классных руководителей, учителей, воспитателей.

Вариативная подсистема на каждом уровне может быть представлена различными звеньями, объединениями, субъектами управления в зависимости от конкретного учебного заведения в соответствии с его Уставом и локальными актами на основе п. 9 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», определяющего самостоятельность образовательного учреждения в установлении своей структуры управления [58].

М.М. Поташник определяет условия рационального распределения функциональных обязанностей: в личности руководителя любого звена необходимо наличие таких важных управленческих качеств как умение принимать решение, организаторские способности, аналитические

способности, психологическая совместимость, сочетание инициативы с исполнительностью и пр.; адекватное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности; формирование демократической
возможности участия каждого члена коллектива в управлении; четкость в определении компетенций; грамотное распределение вертикальных и горизонтальных структур, их соподчинение и соотношение [51].

Коллегиальные органы управления образовательным учреждением позволяют включать педагогический персонал в управленческую деятельность. Статья 35 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что формами самоуправления общеобразовательного учреждения является его Совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. В состав Совета школы и Попечительского совета могут входить представители учредителей, общественности, родителей, администрации и коллектива школы. В соответствии с Уставом могут действовать общее собрание или конференция коллектива образовательной организации, которые должны принимать сам Устав [58].

Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам образования и воспитания; организация деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса; применение в педагогической практике достижений науки и передового опыта; регулярная деятельность по повышению квалификации педагогов и пр. [43].

Управление педагогическим коллективом имеет две основные цели: организацию образовательного процесса и удовлетворение личных потребностей и интересов работников. Они составляют так называемые целевые функции внутришкольного управления: производственную
обслуживание производственных процессов; подчиняется социальному заказу на обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни; социальную

или социально-психологическую – регулирование эмоционального состояния коллектива; ориентируется на самих педагогов, их интересы, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, запросов [43].

Лазарев В.С., Моисеев А.М. Сластенин В.А. выделяют в свих трудах следующие наиболее важные функции управления образовательной организацией: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Педагогический анализ занимает основное место в управленческом цикле: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. С его помощью изучается состояние и тенденции развития педагогического процесса, готовятся рекомендации по упорядочению управляемой системы. Параметрический анализ способствует изучению ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выявлению причин его нарушающих. Благодаря тематическому анализу изучают устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции педагогического процесса. Этот вид педагогического анализа дает возможность руководителю сконцентрироваться на детальном изучении особенностей проявления отдельных сторон педагогического процесса, отследить их взаимодействие с другими составляющими и системой в целом. Итоговый анализ позволяет охватить большие временные, пространственные или содержательные рамки и подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. В содержательную основу итогового анализа работы за учебный год входят такие составляющие как: качество