ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В силу комплексной природы обозначенной проблемы использовались разнообразные методы исследований:
Один человек Небольшая группа сотрудников Большая группа сотрудников
, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы явно на рынке не пересекаются.
Какова же существующая ситуация на рынке шоколада? По данным исследовательского агентства Business Analitica объем шоколадного рынка в 2000 г. составил 320–325 тыс. т.е. это на 15–17% больше показателя 1999 г. Особенностью сегодняшнего рынка является то, что рост происходит только за счет местного производства. Оценки объемов доли импорта разных компаний отличаются, но в среднем он не превышает 4–5%. Ситуация прямо противоположна той, что складывалась в 1995–1997 гг., когда доля импорта на рынке доходила до 40% и он был представлен во всех ценовых нишах. Сегодня импортируются премиальные шоколадные изделия высшего ценового сегмента: Fazer, Chloetta, Anton Berg, Toblerone, Stork и др. Общим для всех этих марок является то, что они успели сделать себе имя до кризиса и представляют шоколад premium класса, аналогов которого в России сегодня нет.
Одновременно с сокращением импорта продолжается тенденция к переносу западными компаниями производства в Россию. На данный момент собственные фабрики имеют Nestle (фабрика «Россия» в Самаре, фабрики в Перми и Барнауле), Stollwerck («Покров» во Владимирской области) и Cadbury (фабрика в Новгородской области). Есть информация о том, что собственное производство шоколадных наборов планирует открыть в Подмосковье немецкая Piasten. В сентябре на мощностях кондитерской фабрики им. Крупской в Петербурге финская компания Karl Fazer начала выпускать плитки одноименной марки.
Сегодня компании «Кэтбери», «Нестле», «Штольверк» выпускают на внутреннем рынке как международные, так и собственные российские марки – «Золотой фонд» («Кэдбери»), «Россия» и «ШОК» («Нестле»), «Покров» («Штольверк»), учитывая при этом вкусы наших потребителей. Например, только в России компания «Кэтбери» производит батончики Wispa из темного шоколада; в некоторых видах продукции «Нестле», изготавливаемой на фабрике «Россия», – повышенное содержание какаопродуктов по сравнению с шоколадными изделиями, выпускаемыми «Нестле» в Европе. Иностранные компании активно продвигают свои марки, что в течение последних двух лет сопровождается расширением ассортимента и изменением дизайна упаковки к каждому отдельному сезону продаж. Они постепенно увеличивают свою долю на рынке за счет наращивания объемов производства, налаженной дистрибуции и постоянной рекламной поддержки.
Шоколадные плитки. По данным аудита розницы, проведенного в 25 городах РФ компанией Business Analitica [4], объем продаж шоколадных плиток (в весовом выражении) в 2000 г. незначительно увеличился, основными конкурентами в этом сегменте являются компании «Нестле» (марка «Россия») и «Штольверк» («Покров»), занимающие, по данным Business Analitica, приблизительно по 30% рынка каждая. Позиции «Красного Октября», «Кэдбери» и Кондитерского концерна «Бабаевский» находятся на уровне 5–8%. Согласно опросу потребителей шоколада, проведенному маркетинговым агентством «КОМКОН Групп», наиболее популярными марками плиточного шоколада в РФ являются «Alpen Gold», «Россия», «Аленка» и «Сказки Пушкина». Шоколадные плитки на сегодняшний день – один из самых перспективных сегментов. Это продукт традиционно индивидуального потребления, а с ростом материального благосостояния, который сейчас отмечается, россияне стали покупать шоколад не только для всей семьи или в подарок, но и для себя лично.
Сегмент шоколадных батончиков в отличие от сегмента плиточного шоколада имеет на рынке достаточно устойчивую нишу и отличается высоким уровнем конкуренции. Маркетологи компании Business Analitica вместе с тем отмечают и некоторый рост продаж этой продукции в 2000 г. Безусловным лидером в данном сегменте является Mars, чья доля рынка (в весовом выражении) в 2000 г. составила 63,4%, что на 5% больше показателей 1999 г. На втором месте – «Кэдбери» (14%), на третьем «Россия» (6,3%).
Наборы конфет. В 2000 г., по данным компании Business Analitica, сегмент шоколадных конфет в коробках сдал свои позиции. Несмотря на это, положение некоторых производителей улучшилось: «Россия» («Нестле») – +1,1%, «Штольверк» – +5,3%, «Рот Фронт» (Кондитерский концерн «Бабаевский») – +0,8%, «Петроконф» – +0,8%. В то же время позиции основных участников рынка сопоставимы – никто из них не занимает более 1/5 рынка. Увеличивается доля более дорогой продукции. Так, если в начале 1999 г., по данным Business Analitica, доля конфет в коробках с розничной ценой от 300 руб/кг и выше была на уровне 2%, то теперь 8%. Некоторые специалисты связывает рост элитного сегмента конфет с ростом дорогого сегмента и появлением нового игрока – Одинцовской кондитерской фабрики (торговая марка «А.Коркунов»).
Какова же ситуация на рынке шоколада в Нижнем Новгороде? Кто является основными «игроками» на этом рынке?
Основными «игроками» на рынке шоколада в Нижнем Новгороде являются «Нестле» (бренды «Россия», «Нестле»), «Штольверк» («Алпен Голд», «Покров»), «Марс» («Марс», «Сникерс»).
Следующий шаг в изучении конкурентов – определение их сильных и слабых сторон. Обратимся к оценкам специалистов, т.е. потребителейфирм и конечных потребителей, которые не являются специалистами в данном вопросе, но мнение которых о качестве, цене и других характеристиках продукта зачастую является решающим.
Определение сильных и слабых сторон основных конкурентов производится на основе 4Р комплекса маркетинга. При этом используются методы интервьюирования потребителей-фирм и наблюдения.
Вопросы к представителям фирм-потребителей звучат следующим образом:
1. Продукт:
2. Цена:
3. Доведение продукта до потребителя:
4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации), стимулирование сбыта:
Результаты исследования
Нижеуказанные компании присутствуют на Нижегородском рынке в течение следующего периода времени (лет):
Таблица 21
Объем закупок ниже указанного шоколада в месяц в процентном соотношении составляет:
Таблица 22
Ассортимент компаний включает (наименований):
Таблица 23
Качество продукции ниже перечисленных компаний:
Таблица 24
Качество упаковки:
Таблица 25
Уровень цен на продукцию определен как:
Таблица 26
Привлекательность скидок, которые предлагают ниже перечисленные компании, оценивается следующим образом:
Таблица 27
В среднем на одну компанию приходится следующее количество ТП, занимающихся нижеприведенной продукцией:
Таблица 28
Среднемесячный объем продаж одного ТП составляет:
Таблица 29
Уровень сервиса, предоставляемый ниже перечисленными компаниями, был оценен следующим образом:
Какова же существующая ситуация на рынке шоколада? По данным исследовательского агентства Business Analitica объем шоколадного рынка в 2000 г. составил 320–325 тыс. т.е. это на 15–17% больше показателя 1999 г. Особенностью сегодняшнего рынка является то, что рост происходит только за счет местного производства. Оценки объемов доли импорта разных компаний отличаются, но в среднем он не превышает 4–5%. Ситуация прямо противоположна той, что складывалась в 1995–1997 гг., когда доля импорта на рынке доходила до 40% и он был представлен во всех ценовых нишах. Сегодня импортируются премиальные шоколадные изделия высшего ценового сегмента: Fazer, Chloetta, Anton Berg, Toblerone, Stork и др. Общим для всех этих марок является то, что они успели сделать себе имя до кризиса и представляют шоколад premium класса, аналогов которого в России сегодня нет.
Одновременно с сокращением импорта продолжается тенденция к переносу западными компаниями производства в Россию. На данный момент собственные фабрики имеют Nestle (фабрика «Россия» в Самаре, фабрики в Перми и Барнауле), Stollwerck («Покров» во Владимирской области) и Cadbury (фабрика в Новгородской области). Есть информация о том, что собственное производство шоколадных наборов планирует открыть в Подмосковье немецкая Piasten. В сентябре на мощностях кондитерской фабрики им. Крупской в Петербурге финская компания Karl Fazer начала выпускать плитки одноименной марки.
Сегодня компании «Кэтбери», «Нестле», «Штольверк» выпускают на внутреннем рынке как международные, так и собственные российские марки – «Золотой фонд» («Кэдбери»), «Россия» и «ШОК» («Нестле»), «Покров» («Штольверк»), учитывая при этом вкусы наших потребителей. Например, только в России компания «Кэтбери» производит батончики Wispa из темного шоколада; в некоторых видах продукции «Нестле», изготавливаемой на фабрике «Россия», – повышенное содержание какаопродуктов по сравнению с шоколадными изделиями, выпускаемыми «Нестле» в Европе. Иностранные компании активно продвигают свои марки, что в течение последних двух лет сопровождается расширением ассортимента и изменением дизайна упаковки к каждому отдельному сезону продаж. Они постепенно увеличивают свою долю на рынке за счет наращивания объемов производства, налаженной дистрибуции и постоянной рекламной поддержки.
Шоколадные плитки. По данным аудита розницы, проведенного в 25 городах РФ компанией Business Analitica [4], объем продаж шоколадных плиток (в весовом выражении) в 2000 г. незначительно увеличился, основными конкурентами в этом сегменте являются компании «Нестле» (марка «Россия») и «Штольверк» («Покров»), занимающие, по данным Business Analitica, приблизительно по 30% рынка каждая. Позиции «Красного Октября», «Кэдбери» и Кондитерского концерна «Бабаевский» находятся на уровне 5–8%. Согласно опросу потребителей шоколада, проведенному маркетинговым агентством «КОМКОН Групп», наиболее популярными марками плиточного шоколада в РФ являются «Alpen Gold», «Россия», «Аленка» и «Сказки Пушкина». Шоколадные плитки на сегодняшний день – один из самых перспективных сегментов. Это продукт традиционно индивидуального потребления, а с ростом материального благосостояния, который сейчас отмечается, россияне стали покупать шоколад не только для всей семьи или в подарок, но и для себя лично.
Сегмент шоколадных батончиков в отличие от сегмента плиточного шоколада имеет на рынке достаточно устойчивую нишу и отличается высоким уровнем конкуренции. Маркетологи компании Business Analitica вместе с тем отмечают и некоторый рост продаж этой продукции в 2000 г. Безусловным лидером в данном сегменте является Mars, чья доля рынка (в весовом выражении) в 2000 г. составила 63,4%, что на 5% больше показателей 1999 г. На втором месте – «Кэдбери» (14%), на третьем «Россия» (6,3%).
Наборы конфет. В 2000 г., по данным компании Business Analitica, сегмент шоколадных конфет в коробках сдал свои позиции. Несмотря на это, положение некоторых производителей улучшилось: «Россия» («Нестле») – +1,1%, «Штольверк» – +5,3%, «Рот Фронт» (Кондитерский концерн «Бабаевский») – +0,8%, «Петроконф» – +0,8%. В то же время позиции основных участников рынка сопоставимы – никто из них не занимает более 1/5 рынка. Увеличивается доля более дорогой продукции. Так, если в начале 1999 г., по данным Business Analitica, доля конфет в коробках с розничной ценой от 300 руб/кг и выше была на уровне 2%, то теперь 8%. Некоторые специалисты связывает рост элитного сегмента конфет с ростом дорогого сегмента и появлением нового игрока – Одинцовской кондитерской фабрики (торговая марка «А.Коркунов»).
Какова же ситуация на рынке шоколада в Нижнем Новгороде? Кто является основными «игроками» на этом рынке?
Основными «игроками» на рынке шоколада в Нижнем Новгороде являются «Нестле» (бренды «Россия», «Нестле»), «Штольверк» («Алпен Голд», «Покров»), «Марс» («Марс», «Сникерс»).
Следующий шаг в изучении конкурентов – определение их сильных и слабых сторон. Обратимся к оценкам специалистов, т.е. потребителейфирм и конечных потребителей, которые не являются специалистами в данном вопросе, но мнение которых о качестве, цене и других характеристиках продукта зачастую является решающим.
Определение сильных и слабых сторон основных конкурентов производится на основе 4Р комплекса маркетинга. При этом используются методы интервьюирования потребителей-фирм и наблюдения.
Вопросы к представителям фирм-потребителей звучат следующим образом:
1. Продукт:
-
Как долго фирма работает с основными «игроками» на рынке кондитерских изделий? -
Каков объем закупок? -
Сколько наименований включает в себя ассортимент основных «игроков» рынка, представленный у клиента-фирмы? -
Каково качество продукции? -
Каково качество упаковки? -
Какова доля рынка?
2. Цена:
-
Каков уровень цен (высокие, средние, низкие)? -
Насколько привлекательны скидки?
3. Доведение продукта до потребителя:
-
Наличие ТП, эксклюзивщиков? -
Каков средний объем продаж шоколада в месяц через них? -
Каков средний объем продаж? -
Каков уровень сервиса? -
Присутствие ассортимента продукта на складе производителя в момент заказа (%)?
4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации), стимулирование сбыта:
-
Насколько эффективна мотивация сбытовых служб торговых организаций? -
Насколько эффективна мотивация ТП, агентов? – Каков уровень рекламной деятельности?
Результаты исследования
Нижеуказанные компании присутствуют на Нижегородском рынке в течение следующего периода времени (лет):
Таблица 21
Нестле | Марс | Кетбери | Штольверк |
5 | 5 | 4 | 4 |
Объем закупок ниже указанного шоколада в месяц в процентном соотношении составляет:
Таблица 22
Нестле | Марс | Кетбери | Штольверк | Другие марки |
50% | 10% | 5% | 20% | 15% |
Ассортимент компаний включает (наименований):
Таблица 23
Нестле | Марс | Кетбери | Штольверк |
около 100 | около 40 | около 20 | около 50 |
Качество продукции ниже перечисленных компаний:
Таблица 24
-
Компания
1
2
3
4
5
Затрудняюсь
Нестле
X
Марс
X
Кетбери
X
Штольверк
X
Качество упаковки:
Таблица 25
-
Компания
1
2
3
4
5
Затрудняюсь
Нестле
X
Марс
X
Кетбери
X
Штольверк
X
Уровень цен на продукцию определен как:
Таблица 26
-
Компания
Очень высокий
Высокий
Средний
Ниже среднего
Низкий
Затрудняюсь
Нестле
X
Марс
X
Кетбери
X
Штольверк
X
Привлекательность скидок, которые предлагают ниже перечисленные компании, оценивается следующим образом:
Таблица 27
-
Компания
1
2
3
4
5
Нет предложений о скидках
Нестле
X
Марс
X
Кетбери
X
Штольверк
X
В среднем на одну компанию приходится следующее количество ТП, занимающихся нижеприведенной продукцией:
Таблица 28
-
Компания
ТП
ЭТП
Нестле
68
8
Марс
23
13
Кетбери
14
16
Штольверк
19
3
Среднемесячный объем продаж одного ТП составляет:
Таблица 29
-
Компания
Объем продаж, руб
Нестле
250000–350000
Марс
100000–110000
Кетбери
40000–55000
Штольверк
120000–130000
Уровень сервиса, предоставляемый ниже перечисленными компаниями, был оценен следующим образом: