Файл: Программа Предакселератор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1999 г. доля расходов населения в структуре расходов на медикаменты увеличилась до 59% против 57% в 1998 г. С 1995 г. доля расходов на здравоохранение в бюджете области постоянно снижается (с 18 в 1995

г. до 13,5% в 1999 г.). По ассортименту в Нижегородской области превалируют импортные лекарственные средства: в группе анальгезирующих, жаропонижающих и противовоспалительных средств – 75%, в группе сердечно-сосудистых препаратов – 62%, в группе антигистаминных – 69%, в группе противовирусных – 56%. В развитии фармацевтического комплекса региона наметились положительные тенденции: расширение ассортимента ЛС и увеличение доли препаратов отечественного производства.

На фармацевтическом рынке Нижегородской области, как и во всей России, с переходом к рыночным отношениям возникло множество экономических проблем, в том числе и проблема обеспеченности населения области необходимыми лекарственными средствами. Особенно актуальна эта проблема для аптек, которые, кроме населения, обслуживают и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Несмотря на то, что большинство потребителей (74%) считают, что фармацевтический рынок Нижегородской области полностью обеспечивает их потребности в лекарственных средствах, в переходный период отмечено сокращение платежеспособного спроса населения в связи с ухудшением благосостояния. Рост цен на лекарственные препараты сделал их по существу недоступными для малообеспеченных слоев населения. Даже в ситуации неэластичности спроса на лекарственные препараты по цене и значительного процента затрат на лекарства от уровня дохода населения (66% опрошенных тратят на ЛС 5–10% своего дохода). Таким образом, на рынке Нижегородской области наблюдается тенденция фармацевтического рынка в целом.

При исследовании фармацевтического рынка Нижегородской области для получения первичной информации была разработана анкета по определению покупательских предпочтений. Методом анкетирования опрошено 1000 респондентов. Большую часть выборки составили женщины (89%). По результатам наблюдения было выявлено значительное преобладание покупателей-женщин над покупателями-мужчинами в силу сложившихся традиций (большее внимание к собственному здоровью и здоровью членов своей семьи, ответственность за повседневные покупки и др.). Возрастная структура выборки представлена взрослым населением области. Наибольший удельный вес (35%) составили лица в возрасте от 40 до 49 лет, 21% – от 50 до 60 лет, 17% – от 30 до 39 лет, 15% – лица старше 60 лет, 12% заняла возрастная группа 20–29 лет. В социальной структуре респондентов основную группу (67%) составили служащие. Таким образом, основными респондентами исследования стали женщины-служащие в возрасте от 40 до 49 лет.


Анализ литературных и статистических данных показывает, что в целом российский рынок лекарственных средств расширяется, увеличивается и сегмент анальгетиков, в том числе и препаратов безрецептурного отпуска. В последние несколько лет граждане России стали предпочитать самолечение. Главными причинами этого, по мнению нижегородских потребителей, стали низкое качество медицинского обслуживания (15%), недоступность дорогостоящих препаратов, рекомендуемых врачом (35%), а также наличие большого опыта в приобретении лекарственных средств (46%). По результатам исследования, размер рынка безрецептурных препаратов составляет 40% общего объема продаж и существует тенденция к его расширению. Это связано с тем, что российские социальноэкономические условия достаточно благоприятны для развития этого сегмента.

Говоря же конкретно о сегменте группы анальгезирующих, жаропонижающих и противовоспалительных препаратов, можно отметить, что выбор лекарств данной группы осуществляется не без помощи профессиональных медиков (36% опрошенных). Самостоятельно выбирают препараты данной группы 48% опрошенных, 44% из них руководствуется при этом своим жизненным опытом, а 4% приобретают привычную торговую марку. К советами аптечных работников прибегают 14%, 2% покупали препараты по совету и отзывам знакомых и друзей. На рекламу внимания уделено не было. Большинство респондентов ориентируются, прежде всего, на свой жизненный опыт и покупают лишь необходимые, на их взгляд, препараты, игнорируя предписания врача. В этом нижегородские потребители строго следуют тенденции, наблюдаемой на российском фармацевтическом рынке.

Фармацевтические компании увеличивают число безрецептурных препаратов и выделяют значительную часть бюджета на их продвижение. Однако в ассортименте этих компаний большую долю составляют препараты импортного производства, отечественные же препараты — только 30–40% ассортимента. При определении степени покупательских предпочтений нижегородских потребителей ранее было выявлено, что 78% покупателей предпочитают приобретать лекарственные средства отечественного производства, отмечают наличие конкурентоспособных качеств у отечественных препаратов анальгезирующей, жаропонижающей и противовоспалительной группы (89% респондентов).

Таким образом, с расширением фармацевтического рынка еще одной проблемой для организаций, реализующих лекарственные средства, становится проблема формирования ассортиментной политики с учетом покупательских предпочтений. Однако фармацевтическим организациям в условиях конкуренции предпочтительнее иметь в ассортименте товаров конкурентоспособные ЛС.



Конкурентоспособность ЛС можно определить как превосходство отдельных ЛС на фармацевтическом рынке над конкурирующими синонимами и аналогами по качеству, степени удовлетворения потребности в оздоровлении с учетом денежных затрат потребителей.

Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продаж. Она характеризуется изменчивостью при сохранении качественных характеристик в зависимости от конъюнктуры рынка, колебаний цен, рекламы и др.

Были отобраны параметры, характеризующие потребительские и экономические свойства ЛС, наиболее важные с точки зрения оптовых и розничных потребителей.

К «жестким» потребительским параметрам относятся свойства ЛС, регламентируемые нормативно-технической документацией (фармакопейные статьи, технологические регламенты и др.). Они не подлежат изменению.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства, информационную выразительность, рациональность упаковки, многообразие лекарственных форм и т.д. Они более мобильны и в современных условиях приобретают большую значимость.

Таблица 38



Параметры конкурентоспособности ЛС




Потребительские

Экономические

«Мягкие»

«Жесткие»

Цена ЛС

Уникальность ЛС

Фармакологическое действие



Удобство в применении

Показания к применению

Рациональность и эстетичность упаковки

Фармакотерапевтическая эффективность

Престиж торговой марки

Побочные действия

Многообразие лекарственных форм

Противопоказания



Медицинские предосторожности



Фармацевтические предосторожности



Условия хранения




В исследовании потребителям было предложено проранжировать ряд параметров лекарственных средств предпочитаемого ими производителя по восьмибальной шкале. В результате были выявлены наиболее значимые для потребителей свойства лекарственных препаратов как отечественного, так и импортного производства.

На первом месте при выборе данной группы ЛС оказались такие качества, как эффективность обезболивания (58% опрошенных) и цена препарата (42%). Вторым важным моментом в решении вопроса о приобретении ЛС многие отметили возможность возникновения побочных действий при применении анальгетика (79% респондентов), а также – противопоказания к применению – 11% опрошенных.

Несомненно, эффективность обезболивания и должна занимать первое место среди названных в анкете качеств, поскольку является основным критерием конкурентоспособности лекарственных препаратов данной группы. Но сложившаяся экономическая ситуация в России и Нижегородском регионе, в частности, не позволяет не ориентироваться на стоимость лекарственного средства, и как продемонстрировано далее на диаграмме, предпочтение отдается анальгетикам отечественного производства вследствие цены и привычек покупателей.

Положительным моментом является то, что во втором ранге предпочтений респонденты выделили минимальную вероятность возникновения побочных действий и отсутствие противопоказаний препаратов, что позволяет предположить усиление внимания к собственному здоровью.

При определении удовлетворенности потребностей покупателей в анальгезирующих, жаропонижающих и противовоспалительных препаратах выявлены наиболее популярные среди потребителей ЛС. Ими стали отечественные препараты – анальгин, парацетамол, цитрамон, аспирин. При заполнении анкеты в пунктах 2 и 3 были возможны несколько вариантов ответов.

Опрос показал, что велик процент знания торговых марок и процент приобретения этих препаратов в аптеках. Однако остальные препараты, несмотря на определенную долю известности не пользуются таким потребительским спросом.

Исследования подтверждают популярность отечественных анальгетиков на фармацевтическом рынке Нижегородского региона (анальгин, цитрамон, аспирин), особенно метамизолсодержащих лекарственных средств (анальгин, цитрамон). Велико также число потребителей, знающих и приобретающих метамизолсодержащий препарат пентальгин. Солпадеин стал известен среди потребителей благодаря агрессивной рекламе на ТВ, однако востребуется мало. Кетонал недостаточно известен потребителям.


Наиболее известными и приобретаемыми препаратами стали индометацин, что связано с его длительным присутствием на фармацевтическом рынке и сильным противовоспалительным воздействием, и диклофенак, который завоевал определенную популярность среди практических врачей в силу тех же свойств. Ибупрофен и пироксикам также достаточно хорошо известны на рынке, но не столь популярны.

Данная диаграмма демонстрирует достаточную популярность парацетамола на Нижегородском рынке, что связано с его длительным применением в практике врачей, а также достаточно широким рекламированием его под различными торговыми названиями иностранными компаниями, хотя при применении парацетамола возможно развитие достаточно тяжелых побочных реакций. Кеторолак и ксефокам недостаточно известны потребителям и менее востребованы на рынке вследствие недлительного присутствия на нем.

Однако низкий уровень цен на отечественные препараты, достаточная эффективность позволяют отечественным ЛС успешно конкурировать на фармацевтическом рынке Нижегородской области. В сложившейся социально-экономической ситуации потребители, в силу множества причин, чаще останавливают свой выбор на лекарственных средствах российского производства.

Так, в лекарственных средствах отечественных производителей потребители на первое место ставят эффективность препарата в сочетании с низким уровнем цен по сравнению с препаратами импортного производства, где эффективность так же стоит на первом месте, но по уровню цен они значительно уступают отечественным.

Таблица 39



Всегда ли в Вашей домашней аптечке есть препараты исследуемой группы?

Варианты ответов

Доля покупателей, выбравших вариант ответа, %

Да, всегда

83

Нет, покупаю при необходимости

17



Основная масса покупателей лекарственных средств исследуемой группы препаратов предпочитает иметь их в наличии в своей домашней аптечке. Данная диаграмма опять же косвенным образом подтверждает концепцию самолечения, описанную выше. Это может быть связано еще и с тем, что большинство опрошенных были женщинами, которым в силу семейных традиций принадлежит обязанность заботы о здоровье своих близких. Насколько же часто респонденты или члены их семьи применяют препараты исследуемой группы?