ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 988
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Как видно из табл. 1, массовое закрытие храмов в рассматриваемом регионе началось с 1934 г. Если в 1932 г. постановлениями Западно-Сибирского край- исполкома было ликвидировано всего 15 храмов, то в 1934 г. был закрыт уже 31 приход, в 1935 г. – 44,
в 1936 г. – 38 [8. Л. 23–33].
Т а б л и ц а 1
Количество_церквей,_закрытых_постановлениями'>Количество церквей, закрытых постановлениями Западно-Сибирского крайисполкома в 1931–1937 гг.
Годы | Количество закрытых церквей |
1931 | 17 |
1932 | 15 |
1933 | 11 |
1934 | 31 |
1935 | 44 |
1936 | 38 |
1937 | 27 |
Примечание.Составлено по: [8. Л. 23–33].
С декабря 1934 г. в Западно-Сибирском крае нача- лось повсеместное снятие колоколов с церквей под предлогом недостатка меди для программы индустри- ализации. Кроме этого на нужды государства были изъяты ценности, оставшиеся в церквях после волны изъятия религиозного имущества в 1921–1922 гг. На рассматриваемой территории компания по сбору цер- ковной бронзы осуществлялась в течение лета-осени 1935 г. под контролем Западносибирской краевой ко- миссии по вопросам культов при президиуме Запсиб- крайисплкома. Начало этого процесса было положено циркуляром Постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК от 8 июня 1933 г. «По вопросу регулирования колокольного звона и снятия колоколов с тех молит- венных зданий, где колокольный звон прекращен» [9. С. 25–26].
На местах вопросами закрытия культовых построек занимались местные органы власти – районные и го- родские исполнительные комитеты советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вынесенное ими решение о закрытии должно было быть утвержде- но в региональных органах власти – исполнительных комитетах краев или областей. В то же время оконча- тельное решение оставалось за высшим законодатель- ным, распорядительным и контролирующим органом – ВЦИК [10. С. 100]. При этом важно подчеркнуть, что количество закрытых церквей служило одним из основ- ных показателей антирелигиозной работы, вследствие чего усилилось административное давление местных властей на процедуру закрытия [11. С. 289–290].
Закрытие и разрушение церквей зачастую осу- ществлялось вопреки действующим законодательным нормам, не дожидаясь не только соответствующего решения ВЦИК, но и решения крайисполкомов и обл- исполкомов [12. С. 199]. Важно отметить, что закрытые церкви рекомендовалось использовать под обществен- но-культурные и бытовые учреждения, хозяйственные помещения, клубы, школы, библиотеки, торговые за- ведения и склады. Нередко здания полностью разру- шались, а земельные участки изымались. В качестве причин закрытия, как правило, назывались задолжен- ность по налогам, многочисленные штрафы за антиса-
нитарное состояние, а также массовые ходатайства населения с просьбой закрыть церковь [13. Л. 75]. Кро- ме того, предлогами для закрытия могли выступать и необходимость проведения ремонта в здании церкви, отсутствие регистрации у религиозного общества либо дезорганизация последнего. Сложившаяся ситуация с закрытием храмов в Барнаульской и Бийской епар- хиях наглядно представлена в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Количество и статус приходов, действовавших на территории
Барнаульской и Бийской епархий по состоянию на 1935 г.
Название епархии | Количество приходов |
Барнаульскаяепархия | |
Действующих приходов | 36 |
Закрытых приходов | 9 |
Причина закрытия: | |
дезорганизация общества | 4 |
задолженность по налогооблажению | 2 |
отказ в регистрации | 3 |
Бийскаяепархия | |
Действующих приходов | 49 |
Закрытых приходов | 14 |
Причина закрытия: | |
дезорганизация общества | 2 |
задолженность по налогооблажению | 1 |
отказ в регистрации | 4 |
требование капитального ремонта | 4 |
засыпано хлебом | 3 |
Примечание. Составлено по: [14. Л. 72].
Как видно из табл. 2, в 1935 г. в Барнаульской и Бийской епархиях перестали функционировать 23 хра- ма, из которых 6 были закрыты по причине дезоргани- зация религиозного общества, 7 – из-за отказа в реги- страции, 3 – из-за неуплаты налогов. В Бийской епар- хии 3 храма были изъяты для использования под зер- нохранилище, а 4 церкви были закрыты из-за необхо- димости капитального ремонта, который верующие отказались осуществлять. Еще 4 общины отказались проходить процедуру регистрации [14. Л. 72].
При этом нередкими были случаи административ- ного произвола, когда местные власти, желая увели- чить показатели по сданному металлу, а также уско- рить процесс изживания религии, незаконным путем закрывали церковь и снимали с нее колокола. Зача- стую местных жителей принуждали подписывать формальные заявления об отступничестве от религии под угрозой лишения их жилья, карточек на хлеб и одежду. Так были ликвидированы церкви в селах Чистюньке, Верх-Алейском и Красноярке, а в с. Воло- дарка храм был засыпан зерном.
В Барнауле, несмотря на многочисленную общину верующих, насчитывавшую свыше 2 100 человек, был закрыт и переоборудован под элеватор Знаменский собор. Результатом жалоб верующих в краевой испол- нительный комитет, комиссии по религиозным вопро- сам в Новосибирске и Москве стало предложение чи- новников совершать богослужения в сторожке при храме [15. С. 99]. Кроме того, по решению барнауль- ского городского Совета народных депутатов были разрушены здания Иоанно-Предтеченской церкви и Петропавловского собора, а также закрыты храм Зна-
мения Божьей Матери и Покровский собор. В Смолен- ском районе Западно-Сибирского края комиссия в со- ставе членов сельского совета, осмотрев здания церквей, расположенных в селах Старо-Тырышкино и Соло- новка, закрыла последние под предлогом ветхости и необходимости капитального ремонта. В с. Токареве Поспелихинского района после перевода священника Иоанна Жарикова в другой приход власть отобрала у верующих ключи от храма, запретив проведение церковных служб из-за отсутствия постоянного свя- щенника. Под предлогом массовых ходатайств трудя- щихся были закрыты церкви в с. Ермачихе Ребрихин- ского района [14. Л. 72] и с. Чернопятово Павловского района. При этом здание последней было передано сельсовету для использования под клуб [16. Л. 5, 8, 50]. В 1935 г. православная община с. Ребриха отказалась ремонтировать здание Михаило-архангельской церкви, не нуждавшееся, по их мнению, в ремонте. В то же вре- мя, по оценкам местных властей, зданию угрожал обвал и требовался срочный ремонт на сумму 10 500 рублей [17. Л. 3 об., 7]. Официальной причиной закрытия церк- ви был назван отказ религиозного общества содержать здание и невозможность произвести необходимый ка- питальный ремонт. Впоследствии здание закрытой церкви было переоборудовано под кинотеатр, на что было потрачено 2 тыс. 360 руб. [17. Л. 3, 3 об.]. По аналогичной причине в 1936 г. была закрыта синагога в г. Куйбышеве, здание которой позднее стали исполь- зовать под детский дом [18. Л. 2, 9]. В Барабинском районе вследствие ряда нарушений действующих за- конов здание римско-католического костела г. Каинска по распоряжению Горсовета было передано под клуб учащихся Сберегательного техникума [19. Л. 23, 84]. В 1937 г. в г. Барнауле прекратила свое существование еврейская синанога, построенная на средства верую- щих и существовавшая с 1908 г. [20. С. 201]. В сентяб- ре 1937 г. была ликвидирована церковь в с. Локоть Локтевского района Алтайского края. Основная при- чина закрытия церкви заключалась в необходимости ремонта здания, осуществлять который религиозная об- щина села отказалась. Кроме того, в рассматриваемый период в районе фиксировался недостаток помещений для школ. По ходатайству трудящихся (из 944 трудя- щихся села 853 проголосовали за ликвидацию церкви и переоборудование здания под школу) храм был за- крыт [21. Л. 1, 55, 60, 78].
Отдельно необходимо остановиться на реакции крестьян, присутствовавших при насильственном за- крытии и разрушении церквей. Важно подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие случаев массового сопро- тивления процессу закрытия храмов, периодически фик- сировались единичные случаи недовольства такими действиями властей. Так, в с. Смоленском Смоленско- го района большинство крестьян отказались снимать крест и колокола со здания церкви. После того как местный житель Сергиенко вызвался осуществить снятие креста, жителями этого села была предпринята попытка застрелить активиста, причем установить личность стрелявшего местным властям не удалось. В с. Кытманово Кытмановского района при снятии колоколов местными жителями была устроена заба-
стовка с целью сорвать закрытие церкви и предотвра- тить ее разрушение [22. С. 215]. При этом произошел своего рода процесс дифференциации сельского обще- ства. С одной стороны, представители старшего поко- ления, как правило, открыто не демонстрировали свое недовольство, но и не одобряли закрытия и разруше- ния храмов. С другой стороны, сельская молодежь во многом поддерживала инициативы советской власти в данном направлении.
Несмотря на то, что усилиями некоторых верую- щих была спасена часть церковных святынь, икон и алтарных крестов, большинство культовых предметов было уничтожено или осквернено. Из них делали до- рожки, сундуки (например, в с. Выползово, Тальмен- ский район), табуретки (например, в с. Плоское, Тре- тьяковский район), сжигали и ломали. В Усть- Пристанском районе ряд икон Казанского монастыря перевернули ликом вниз и сколотили из них обеден- ные столы, при этом знаменитая чудотворная икона Казанской Божьей матери «была положена перед две- рью сельсовета ликом вниз» [22. С. 223]. Один из жи- телей с. Корболиха Третьяковского района изготовил из большой иконы входную дверь [23. С. 220].
Важно подчеркнуть идентичность формулировок, использовавшихся при закрытии храмов не только в Западной Сибири, но и в других регионах страны. В качестве примера можно привести решение прези- диума облисполкома Ивановской области о ликвида- ции церкви в с. Красное Юрьев-Польского района:
«…община распалась… молитвенное здание более семи месяцев бездействует…» Другой пример связан с за- крытием храма в г. Александрове с такими формули- ровками: «…принимая во внимание 1) чрезвычайно острый жилищный вопрос в г. Александров, 2) что за закрытие указанной церкви с целью использования ее под общежитие высказалось большинство жителей этого района…» [24. С. 47].
В целом можно констатировать, что, несмотря на провозглашенную в стране свободу совести и равен- ство всех граждан, численность православных прихо- дов, как и последователей других религиозных тради- ций, в регионах стала активно снижаться. По данным Уполномоченного по делам Русской православной церкви при СНК СССР, за период 1931–1937 гг. поста- новлениями Западно-Сибирского крайисполкома была прекращена деятельность 185 православных храмов [20. С. 77].
Таким образом, можно заключить, что принимаемые советской властью на протяжении 1930-х гг. решения были направленны на постепенное уничтожение рели- гиозной жизни в стране, что негативно сказалось на положении конфессий, в том числе и в Западной Си- бири. Серьезный удар по религиозной жизни в регионе нанесли постановления «О религиозных объединени- ях» и «Об урегулировании колокольного звона в церк- вах». Последнее использовалось местными властями для увеличения показателей по сданному металлу. Активное проведение в жизнь кампании по закрытию церквей и снятию с них колоколов привело к значи- тельному сокращению сети храмов, действовавших на юге Западной Сибири. Последующее объявление
«безбожной пятилетки» и меры экономического воз- действия привели в 1938 г. к закрытию всех храмов на территории Барнаульской епархии и вхождению по- следней в состав Новосибирской епархии. В аналогич-
ной сложной ситуации оказались не только православ- ные, но и другие религиозные общины, деятельность которых к началу Великой Отечественной войны на легальном уровне фактически прекратилась.
Списокисточников
-
Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. М. : Госюриздат, 1959. Т. 2: 1929–1939. 496 с. -
О регистрации религиозных объединений : постановление НКВД от 01.10.1929 № 329 // Бюллетень НКВД РСФСР. 1929. № 37. С. 690–691. -
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание : документы и материалы. М. : РОССПЭН, 2000. Т. 2: Ноябрь 1929 – де- кабрь 1930. 927 с. -
Об утверждении Положения о Постоянной центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов : постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 30.05.1931 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, издаваемое Народным Комиссариатом Юстиции. 1931. № 27. С. 358. -
Гордеева О.Б. Отражение политики репрессий 1930-х гг. в протоколах собраний сельских советов старообрядцев Забайкалья // Вестник Ир- кутского государственного технического университета. История. Исторические науки. 2014. № 9 (92). С. 265–270. -
Рафиков Р.Г. Администрация Западно-Сибирского края в решении «церковного вопроса» на рубеже 20–30-х гг. // Страницы истории Ново- сибирской области: люди, события, культура : I обл. науч.-практ. конф. краеведов : тез. докл. и сообщ. Новосибирск, 1995. С.47–49. -
Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 1917–1980. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1987. 360 с. -
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 1. -
Крейдун Г. Барнаульская епархия: 20 лет возрождения. Барнаул : Алт. дом печати, 2014. 320 с. -
Дроботушенко Е.В. Закрытие православных храмов в Восточном Забайкалье в 30-е годы XX века // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 4. С. 99–104. -
Козлов Ф. Н. Государственно-церковные отношения в 1917 – начале 1940–х гг. в национальных регионах СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии). М. : Полит. энцикл., 2017. 335 с. -
Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917–1953 гг. М. : РОССПЭН, 2014. 424 с. -
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5263. Оп. 1. Д. 679. -
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 536. Оп. 1. Д. 242. -
150 лет Знаменскому собору Барнаула // Барнаульский хронограф : календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2009. С. 96–102. 16. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 677.
17. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 680.
18. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 669.
19. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 666.
20. Овчинников В.А. К вопросу о периодизации истории Русской православной церкви в Сибири в светский период (1917–1991) // Вестник Кемеровского государственного университета. История. Исторические науки. 2015. № 1 (61). С. 72–80.
21. ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 671.
-
Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история. Барнаул : БГПУ, 2008. 527 с. -
Алтайская деревня в рассказах ее жителей / под науч. ред. Т.К. Щегловой, Л.М. Дмитриевой. Барнаул, 2012. 448 с. -
Полозова К.А. Отражение советского законодательства о религии на деятельности православных религиозных объединений в СССР в 1929– 1990 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Иваново : Ин-т управления, 2014. 253 с.
References
-
Presidium of the Supreme Council & the Government of the RSFSR. (1959) Khronologicheskoe sobranie zakonov, ukazov Prezidiuma VerkhovnogoSoveta i postanovleniy Pravitel'stva RSFSR [Chronological collection of laws, decrees of the Presidium of the Supreme Council and decrees of the Government of the RSFSR]. Vol. 2. Moscow: Gosyurizdat. -
NKVD. (1929) O registratsii religioznykh ob"edineniy : postanovlenie NKVD ot 01.10.1929 № 329 [On the registration of religious associations: Decree of the NKVD dated October 1, 1929, No. 329]. Byulleten'NKVDRSFSR. 37. pp. 690–691. -
Danilov, V., Manning, R. & Viola, L. (eds) (2000) Tragediya sovetskoy derevni. Kollektivizatsiya i raskulachivanie: dokumenty i materialy [The tragedy of the Soviet village. Collectivization and dispossession: documents and materials]. Vol. 2. Moscow: ROSSPEN. -
Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the RSFSR. (1931) Ob utverzhdenii Polozheniya o Postoyannoy tsentral'noy i mestnykh komissiyakh po rassmotreniyu religioznykh voprosov: postanovlenie Prezidiuma VTsIK RSFSR ot 30.05.1931 [On the a pproval of the Regulations on the Permanent Central and Local Commissions for the Consideration of Religious Issues: Resolution of the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the RSFSR dated May 30, 1931]. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva, izda-vaemoeNarodnymKomissariatomYustitsii. 27. p. 358. -
Gordeeva, O.B. (2014) Otrazhenie politiki repressiy 1930-kh gg. v protokolakh sobraniy sel'skikh sovetov staroobryadtsev Zabaykal'ya [Reflection of the repression policy of the 1930s in the minutes of Old Believers’ rural councils in Transbaikalia]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogotekhnicheskogouniversiteta.Istoriya.Istoricheskienauki. 9(92). pp. 265–270. -
Rafikov, R.G. (1995) Administratsiya Zapadno-Sibirskogo kraya v reshenii “tserkovnogo voprosa” na rubezhe 20–30-kh gg. [Administration of the West Siberian Territory in resolving the “church issue” at the turn of the 1920s and 1930s]. Stranitsy istorii Novosibirskoy oblasti: lyudi, sobytiya,kul'tura[Pages of the History of the Novosibirsk Region: People, Events, Culture]. Proc. of the Conference. Novosibirsk. pp. 47–49. -
Executive Committee of the Altai Regional Council of People's Deputies. (1987) Spravochnik administrativno-territorial'nykh izmeneniy na Altae.1917–1980[Directory of administrative-territorial changes in Altai. 1917–1980]. Barnaul: Alt. kn. izd-vo. -
The State Archive of Novosibirsk Region (GANO). Fund 1418. List 1. -
Kreydun, G. (2014) Barnaul'skayaeparkhiya:20letvozrozhdeniya[The Barnaul diocese: 20 years of revival]. Barnaul: Alt. dom pechati. -
Drobotushenko, E.V. (2017) Zakrytie pravoslavnykh khramov v Vostochnom Zabaykal'e v 30-e gody XX veka [Closing of Orthodox churches in Eastern Transbaikalia in the 1930s]. Gumanitarnyyvektor. 12(4). pp. 99–104. -
Kozlov, F.N. (2017) Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya v 1917 – nachale 1940–kh gg. v natsional'nykh regionakh SSSR (na primere respublikMariy El, Mordovii i Chuvashii) [State-church relations in 1917 – early 1940s in the national regions of the USSR (a case study of the republics of Mari El, Mordovia, and Chuvashia)]. Moscow: Polit. entsikl. -
Odintsov, M.I. (2014) Russkaya pravoslavnaya tserkov' nakanune i v epokhu stalinskogo sotsializma. 1917–1953 gg. [The Russian Orthodox Church on the eve and in the era of Stalinist socialism. 1917–1953]. Moscow: ROSSPEN. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 679.
-
The State Archive of the Altai Territory (GAAK). Fund 536. List 1. File 242. -
Anon. (2009) 150 let Znamenskomu soboru Barnaula [150 years of the Znamensky Cathedral of Barnaul]. In: Barnaul'skiykhronograf:kalendar'znamenat.ipamyat.dat[Barnaul Chronograph: Famous calendar and memory dates]. Barnaul: [s.n.]. pp. 96–102. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 677. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 680. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 669. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 666. -
Ovchinnikov, V.A. (2015) K voprosu o periodizatsii istorii Russkoy pravoslavnoy tserkvi v Sibiri v svetskiy period (1917 –1991) [On the issue of periodization of the history of the Russian Orthodox Church in Siberia in the secular period (1917–1991)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogouniversiteta.Istoriya.Istoricheskienauki. 1(61). pp. 72–80. -
The State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 5263. List 1. File 671. -
Shcheglova, T.K. (2008) Derevnya i krest'yanstvo Altayskogo kraya v XX veke. Ustnaya istoriya [Village and peasantry of the Altai Territory in the 20th century. Oral history]. Barnaul: BSPU. -
Shcheglova, T.K. & Dmitrieva, L.M. (ed.) (2008) Altayskaya derevnya v rasskazakh ee zhiteley [Altai village in the stories of its inhabitants]. Barnaul: [s.n.]. -
Polozova, K.A. (2014) Otrazhenie sovetskogo zakonodatel'stva o religii na deyatel'nosti pravoslavnykh religioznykh ob"edineniy v SSSR v 1929–1990gg.(pomaterialamVerkhnegoPovolzh'ya)[Reflection of the Soviet legislation on religion on the activities of Orthodox religious associations in the USSR in 1929–1990 (based on materials from the Upper Volga region)]. Ivanovo: In-t upravleniya.
Сведенияобавторах:
Дашковский Петр Константинович – доктор исторических наук, заведующий кафедрой регионоведения России, националь- ных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих иссле-