Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 953

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82


Интернационализм продвигался в сознание школь- ников через объяснение общности интересов трудящихся всех стран и рассказ о деятельности интернациональных объединений: Коминтерна и КИМа (Коммунистиче- ского интернационала молодежи). В сознание школь- ников внедрялись следующие идеологемы: «Трудящи- еся СССР – друзья всех угнетенных народов, мы по- могаем им в борьбе за освобождение от угнетателей»,

«1 мая рабочие всего мира объединяются против капи- талистов», «Пионеры и октябрята – товарищи детям трудящихся всего мира». Военно-патриотическая те- матика затрагивалась при изучении значения топогра- фии в обороне страны.

В четвертой группе тематика интернационализма прослеживалась в темах по обществоведению: «Борьба рабочих на Западе» и «Угнетение рабочих в колониях». Антирелигиозная тематика затрагивалась при изуче- нии связи религиозных организаций с вредительством в курсе обществоведения, а также при рассмотрении опы- тов Мичурина и при изучении теории Дарвина о живот- ном происхождении человека в курсе естествознания. Военно-патриотическая тематика обозначалась во вре- мя рассказа о подготовке капиталистами новой импе- риалистической войны при обсуждении тем «Оборона СССР» и «Укрепление Красной Армии» [34. Л. 116 об.]. В школе второй ступени коммунистическое воспи- тание еще больше, чем на предыдущем этапе обуче- ния, выходило за рамки предметов гуманитарного цикла. На уроках математики большое место отводи- лось антирелигиозному и интернациональному воспи- танию. В пятой группе обрабатывался цифровой мате- риал школьных ячеек общественных организаций. В шестой и седьмой группах материал алгебраических заданий буквально «притягивали за уши» к социалисти- ческой идеологии. В отчете о работе 3-й ФЗС г. Орла идеологическую работу на уроках математики обосно- вали странной фразой: «Увязка программного матери- ала с комвоспитанием имела место при проработке тем: состояние и решение задач с одним и многими неизвестными, составление и решение задач на квад-

ратные уравнения» [34. Л. 117].

На уроках биологии в пятой группе рассматривался вред суеверий и религиозных представлений, связан- ных с посевами сельскохозяйственных культур. В ше- стой группе на уроках зоологии учащимся научно объяснялись происхождение земли и возникновение жизни, разоблачалась несостоятельность религиозных взглядов о сотворении мира, а также «классовая сущ- ность учения религии о неизменности и постоянстве видов и их божественном происхождении». В седьмой группе продолжалось изучение эволюционного разви- тия животного мира. [34. Л. 117]. В восьмой группе в качестве аргументов, доказывающих ложность рели- гиозных верований в божественное происхождение и бессмертие души, приводились сведения о психиче- ской деятельности человека и животных, утвержда- лось, что сходство и развитие зародышей животных указывает на единство их происхождения.

Во время изучения физики в пятой группе при зна- комстве с метрической системой мер рассматривалась революция как пример прогресса в жизненных укла-

дах и привычках людей, обосновывалось значение лозунга «Догнать и перегнать западные и капитали- стические страны». По теме «Твердое тело» при зна- комстве с трактором и танком была проведена беседа на тему: «Почему мы должны содействовать инду- стриализации и закреплению военной мощи СССР». По теме «Свойства газов» рассматривалось значение авиации для обороны СССР. В шестой группе в связи с проработкой вопроса о рациональном сжигании топ- лива была проведена беседа на тему: «Борьба с поте- рями при рациональном использовании природных богатств возможна лишь в социалистическом обще- стве». В седьмой группе при изучении электричества уяснялась ленинская установка о значении электриче- ства в строительстве социализма. В восьмой группе давался исторический очерк о борьбе научной мысли с религиозными устоями. Проработка материала по физике должна была даваться через призму формиро- вания у учащихся диалектического мировоззрения, что достигалось соответствующей трактовкой отдельных мест программы, таких как понятие о движении мате- рии, энергии, силе.

На уроках химии в шестой группе химические зна- ния использовались для опровержения религиозных чудес [34. Л. 117 об.]. В седьмой группе при разборе темы «Азот» детям объяснялось, что урожай зависит не от Бога, а от применения удобрений. Тема военизации затрагивалась при объяснении значения азотной кис- лоты для производства взрывчатых веществ, при обос- новании связи мирной и военной химии [24. С. 91].

На уроках изобразительного искусства и черчения на пятом и шестом годах обучения элементы комму- нистического воспитания проявлялись в связи с зари- совкой предметов пионерского быта, во время бесед по искусству. В седьмой и восьмой группах – при вы- полнении эскизов и оформительных работ. Беседы по истории происхождения искусства содержали антире- лигиозные элементы. Вычерчивание парабол полета снарядов находилось в контексте военизации как идеологической парадигмы.

На уроках иностранного языка прорабатывался ма- териал к государственным праздникам, сравнивалось празднование 1 мая у нас и за границей, изучались лозунги, рассматривались вопросы экономического кризиса в капиталистических странах, проблемы без- работицы. Начиная с шестой группы изучались интер- национальные слова, возникающие в результате про- изводственных процессов и революционной практики [34. Л. 118].

Курс истории строился в основном вокруг тем, по- священных героизации революционного прошлого, классовой борьбе на разных этапах истории в различ- ных странах. На занятиях по обществоведению в стар- ших классах подробно разбирались выступления и речи И.В. Сталина, в том числе речь «О работе в деревне», и выступление на съезде колхозников-ударников [35. Л. 134]. Это, с одной стороны, увязывало теоретиче- ский курс с современными политическими событиями, с другой стороны, способствовало закреплению в со- знании старшеклассников идеологем, связанных с наби- равшим силу культом личности вождя.


В документах «Культпропа» отмечается, что по об- ществоведению и истории все школы пришли к концу 1933/1934 учебного года с далеко не достаточными результатами. Неудовлетворительный результат фик- сируется несмотря на то, что идеологическая направ- ленность преподавания у большинства обществоведов отмечается как достаточно четко выраженная, уровень исторических знаний учащихся по сравнению с про- шлыми годами показал значительные сдвиги, а содер- жание исторического курса в школе по новым про- граммам значительно поднялось. Самый большой не- достаток, зафиксированный контрольными работами и проверочными испытаниями – это поверхностность знаний. Школьники плохо знали хронологию, слабо понимали причинно-следственные связи в историче- ском процессе, показали слабую осведомленность в ма- териалах газет и окружающей жизни [34. Л. 32]. Наиболее слабым местом являлись знания Конститу- ции, извращаемые у многих учащихся до парадок- сальных случаев. По мнению чиновников ОблОНО, преподавание обществоведения было недостаточно связано с общественно-полезной работой учащихся, недостаточно использовался элемент интернациональ- ного воспитания, в школах почти не работали с дет- ской газетой. Несвоевременная подготовка Наркоматом просвещения новых программ и учебников привела к тому, что в 1933/1934 учебном году обществоведение по 6-му году обучения почти во всех школах не прора- батывалось и заменялось другими дисциплинами.

К недочетам в преподавании истории инспекторы ОблОНО относили: неумение связать биографические факты из жизни Маркса, Энгельса, Ленина с события- ми из истории классовой борьбы, несостыкованность программ по истории (доклассовое общество) и обще- ствоведения (середина XIX в.), незнание фактов, при- чинно-следственных связей, отсутствие знаний по ис- торической карте, доходящее до абсурда искажение исторических событий и явлений [36. Л. 5–10].

Наряду с хорошими знаниями, продемонстриро- ванными учащимися школ Старо-Оскольского района, Селезневской ШКМ Тамбовского района, во многих школах знания школьников при проверке оказались крайне слабыми. Например, в контрольной работе, представленной в Наркомпрос, ученица Старожевской ШКМ написала: «…местный национализм – это евреи, татары и т.д.». Один из учеников, отвечая на вопрос по истории, писал: «Все эти утописты учились топить советскую власть, а советская власть хотела отобрать у них, у этих утопистов, имущество, потому что они не хотели переходить к социалистическому обществу» [36. Л. 59].

Большое значение в деле коммунистического вос- питания и укрепления дисциплины отводилось октяб- рятской, пионерской и комсомольской организациям, которые в школах ЦЧО в годы первой пятилетки зна- чительно выросли и окрепли (таблица).

Пионерская организация в школе, как правило, вы- ступала организатором соцсоревнования и ударниче- ства. Пионеры под руководством вожатых являлись организаторами внешкольной работы, проводили по- литинформацию в школах. По почину пионерской ор-

ганизации г. Орла в школе были организованы посты охраны школьного имущества, проводились конкурсы на лучшую тетрадь и чистую школу. Силами пионеров были организованы посты охраны школьных урожаев и сбор колосьев в колхозных полях (Гремячьевский район) [34. Л. 37].


Динамика развития детских и юношеских коммунистических организаций


Год

Октябрята

Пионеры

Комсомольское ядро

в пионерской организации

1930

15 536

155 340

2 452

1932

27 762

230 864

10 233

1933

92 766

307 289

9 986

Примечание. Составлено по: [35. Л. 135].
Пионерская и комсомольская организации совмест- но с руководством школ организовывали участие школь- ников в мероприятиях, транслирующих формулы, клише и образы официальной пропаганды. Учащиеся участ- вовали в таких мероприятиях, как празднование 1 мая, годовщин Октябрьской революции, в митингах и со- браниях, организованных в поддержку партийных съез- дов или по другим поводам, имеющим эмоциональную нагрузку. Личные впечатления и коллективная эмоци- ональность имели следствием закрепление в сознании ученика идеологически значимых ценностно-смысловых стереотипов, таких как любовь к Родине и пролетариа- ту, восхищение вождями и в первую очередь товари- щем Сталиным, преданность партии и революции, ненависть к врагам [37. Л. 9 об.; 38. Л. 122, 180–180 об.;

39. С. 204–220].

К недостаткам в работе пионерской организации контролирующие организации относили: слабость кадров вожатых пионеротрядов, низкий уровень пере- подготовки вожатых и недостаточное кураторство со стороны комсомольских организаций [35. Л. 136].

В качестве примера слабой работы комсомольской и пионерской организаций можно привести работу их ячеек в школе с. Сухие Гаи. Из отчета комиссии, про-
верявшей работу данной школы, следует, что «комсо- мольская ячейка не участвует в общественной жизни села, комсомольцы политически безграмотны, не раз- бираются даже в самых элементарных и простых во- просах жизни новой деревни, политики партии и пра- вительства. Не проводился даже обмен комсомольских билетов в ячейке, члены организации имеют старые временные удостоверения, да и то не все. Райком ком- сомола, зная о таком положении в ячейке, не принял никаких мер к укреплению работы комсомольцев школы. Дело дошло до развала школьной комсомоль- ской ячейки» [40. Л. 15].

Пионерский отряд в школе с. Сухие Гаи состоял из 43 ребят. Детей колхозников было 39, а детей едино- личников – четверо. На протяжении всего года пио- нерский отряд не был оформлен организационно и полностью бездействовал. Отсутствовал Совет отряда, не были организованы звенья, не выбраны вожатые. Формально была предпринята попытка оформить от- ряд в звенья: руководители школы переписали пионе- ров по группам и стали считать, что звенья организо- ваны. Отряд не имел ни помещения, ни знамени, ни

барабана, ни горна, ни один пионер не носил галстук. Отрядом «руководили» учителя в порядке прикрепле- ния [40. Л. 16].

Помимо проведения воспитательной работы с деть- ми на уроках, в целях повышения политической актив- ности учащихся и закладывания в их сознание новых принципов советского общежития школами организо- вывался ряд специфических видов ученической дея- тельности: соцсоревнование и ударничество среди де- тей, работа детского ученического самоуправления, вне- школьная и общественно-полевая работа с учащимися.

Соцсоревнование шло по трем основным линиям: соревнование между школами, между группами внутри школ, индивидуальное соревнование между отдельными учащимися. Наиболее было распространено соревнова- ние между группами внутри школ (85% школ области).

В 1933 г. до 50% учащихся были охвачены индиви- дуальным соревнованием и ударничеством. Социали- стическое соревнование принимало различные формы: заключение конкретных договоров, систематическая проверка выполнения договоров. Соревнование разво- рачивалось по следующим пунктам:

    1. За качество учебы большинстве договоров конкретно указывается качество проработки и успева- емость по отдельным дисциплинам. Например: «Обя- зуюсь успевать по всем предметам, а по физике и ма- тематике учиться на хорошо»).

    2. Посещаемость.

    3. Дисциплинированность (в договорах конкретно даются обязательства по дисциплинированности: не разговаривать на уроках, не толкаться в коридорах на переменах и т.д.).

    4. Бережное отношение к тетради, книге, школьной мебели.

    5. Общественная работа на шефствующем пред- приятии, в колхозе и школе и т.д.

    6. Организация взаимопомощи отстающим това- рищам (индивидуальная помощь слабым учащимся, организация кружков взаимопомощи, уголков в по- мощь отстающим и т.д.) [35. Л. 136].

Нельзя сказать, что форма социалистического со- ревнования была сплошной показухой, а работа по его организации сводилась к пустому формализму. В не- которых случаях соревнование способствовало дей- ствительному улучшению качества учебного процесса. Например, 5-я ФЗС г. Воронежа, Чернянская ШКМ, Залуженская школа Лискинского района, Тамбовская школа № 5, школы г. Орла и другие добились, в том числе благодаря соревнованию, значительных резуль- татов в повышении качества учебы, посещаемости, дисциплины.

Детское ученическое самоуправлении (ДСУ) в иде- але должно было являться «помощником учителя и организатором детворы». ДСУ назначало дежурных в классе, коридоре, следило за чистотой и порядком в школе, руководило соревнованием и ударничеством среди учащихся, организовывало перемены, клубно- кружковую работу, помогало отстающим ученикам, создавало общественное мнение вокруг недисципли- нированных школьников, организовывало обществен- ную работу в школе [34. Л. 36, 37]. Школьное учени-

ческое самоуправление должно было быть той средой, в которой в ходе совместной работы, обсуждений и коллективного досуга идеологические постулаты вер- ности Родине, партии и коммунизму закреплялись бы на подсознательном уровне, становились органичной частью мышления и самой жизни.

В то же время во многих школах работа ДСУ была формализована и существовала лишь для отчетности. В работе органов ДСУ, по замечанию проверяющих ОблОНО, часто не чувствовалась заинтересованность учащихся, роль ученического самоуправления своди- лась к простому выполнению указаний педагогов [36. Л. 18]. В уже упомянутой школе с. Сухие Гаи педагоги ни разу не занимались вопросами организации само- управления учащихся. Учащиеся этой школы были твердо убеждены в том, что побои, грубый оклик, наказание, удаление из класса – нормальная педагоги- ческая практика [40. Л. 16]. Поэтому на основе данно- го убеждения они избирали такие же меры поднятия дисциплины. Приведем протокол собрания учащихся 5-й группы, со всеми грамматическими ошибками:

«ПРОТОКОЛ 1

Общей горупповой собрании 13/1-33 года присут- ствовало 31 чел Поветка дня

1/ О дисцыплины в группе.

2/ Об укреплении учеников к неграмотным. 3/ разный

СЛУШАЛИ

Доклад тов. Комарова по первому вопросу по вто- рому вопросу слушади доклад тов Ефромеева

ПОСТАНОВИЛИ

Одесциплины что если учитель зделал ученику в урок три замечание следовательно выгонять из класса и тд.» Очевидно, что в таких школах, с таким отношением педагогов к учащимся процесс идеологического вос- питания детей был пущен на самотек, и государствен- ная программа идеологической работы воплощалась

в лучшем случае в бумажных отчетах и рапортах.

Несмотря на значительную формализованность ДСУ, школьного социалистического соревнования и удар- ничества, эти формы несли определенную политиче- скую и идеологическую нагрузку, они закрепляли в сознании детей в первую очередь те виды взаимо- действия между людьми, которые советская власть считала приемлемыми и единственно возможными в строящемся коммунистическом обществе: коллекти- визм, взаимовыручку, соревнование, иерархию ролей и статусов, подчинение вышестоящим товарищам и беспрекословную исполнительность, а также взаим- ную ответственность, оборотной стороной которой были стукачество и доносительство.

При школах ЦЧО к январю 1934 г. было создано 110 клубов. Во многих школах во время перемен орга- низованно проводились коллективные игры, песни, пляски. Выросла сеть кинофицированных школ (на 1 ян- варя 1932 г. их было 180, на 1 ноября 1933 г. – 278). Увеличилось количество специальных внешкольных учреждений для детей: в 1932 г. было 23 детских техни- ческих станции, в 1933 г. – 35. В 1933 г. организованы 3 станции художественного воспитания детей, 4 дет- ских экскурсионно-туристических станции [36. Л. 18].


Развивалась в школах ЦЧО и кружковая работа. Создавались кружки литературные, драматические, хоровые и юных натуралистов. Однако охват учащих- ся кружковой работой не был значительным, кружки не имели конкретных планов, часто кружковая дея- тельность сводилась к работе по овладению «основами наук», т.е. являлась, по сути, простыми дополнитель- ными занятиями по предметам. Учет работы кружков также практически не велся. В некоторых случаях при- чинами слабой работы кружков являлись занятия в две смены, отсутствие освещения и топлива [36. Л. 18]. Развертывалась работа добровольных обществ, таких как МОПР (Международная организация помощи бор- цам революции), ОСО (Общество стрелкового оружия), ОДР (Общество друзей радио) и др. В некоторых шко- лах имелись свои киноустановки и радиоустановки. Детские клубы, станции и кружки, несмотря на то что находились в начальной стадии формирования, играли значительную роль в закреплении в сознании учащих- ся тех идеологических установок, которые закладыва- лись во время учебного процесса и пионерско- комсомольской деятельности.

Большое значение в воспитательной и идеологиче- ской работе уделялось организации перемен и физ- культурным мероприятиям. Учителя совместно с уче- никами организовывали физкультминутки, прогулки, лыжные вылазки, игры, танцы.

Большую помощь в идеологической работе и ком- мунистическом воспитании школам оказывали биб- лиотеки. Многие из них в каникулярное время разра- батывали программы по привлечению детей к куль- турному отдыху. Так, например, детская библиотека г. Орла открыла специальную детскую читальню в цен- тральном городском парке, недалеко от пляжа и мест активного отдыха. Читальня являлась «для детей не только местом приятного и спокойного отдыха после усиленной затраты физической энергии, но и местом живого интереса и любимым уголком, где они прово- дят целые часы» [41].

В заключение следует сказать, что советский ребе- нок с ранних пор оказывался охвачен различными пропагандистскими мероприятиями, направленными на воспитание в нем черт, которыми советская идеоло- гия наделяла идеальных граждан – строителей комму- низма. Школа, пионерская и комсомольские организа- ции должны были воспитывать преданность вождям партии, коллективизм, интернационализм и патрио- тизм. Все образовательные предметы изучались под идеологическим углом зрения, даже естественнонауч- ные дисциплины должны были затрагивать вопросы атеистической пропаганды, прикладного применения знаний в военном деле, важности развития советской промышленности и экономики. Практики соцсоревно- вания и организация ученического самоуправления прививали школьникам принципы совместной дея- тельности и личной инициативы. Библиотеки, кружки,

станции, спортивные организации помимо своих ос- новных целей также транслировали сообщения идео- логического характера, развивая и повторяя идеи, усвоенные в школе, а также посредством кино и радио. Коммунистическое воспитание, безусловно, давало свои плоды. Семена этих идей упали на плодородную почву, поскольку были созвучны духу времени и жиз- ненным ощущениям нового поколения [26. С. 374–375]. Значительная часть молодежи проникалась идеями бескорыстного труда во имя всего человечества, раз- деляла идеи интернационализма и марксистскую идеологию, верила вождям, была готова стать «в ру- жье» по первому зову партии и советского правитель- ства. В значительной степени лояльность первого советского поколения коммунистической власти объ- яснялась теми возможностями, которые перед ним открывались, в том числе благодаря преодолению без- грамотности, получению образования, которое, по пра- вильному замечанию Н. Козловой «было введением в политику» [42. С. 199]. В этом смысле образование и коммунистическое воспитание сыграли решающую роль в конструировании мировоззрения советской мо- лодежи, формировании лояльного и патриотически

настроенного большинства.

В то же время советская молодежь не представляла собой однородную массу. Исследователи и современ- ники выделяют различные ее типы, в том числе кон- формистскую, инертную, асоциальную (хулиганству- ющую) и оппозиционно настроенную [2. С. 280; 43]. Специфическими особенностями Центрального Чер- ноземья были быстрая урбанизация, связанная с при- током в города во многом озлобленного на советскую власть за перегибы коллективизации населения, и огромная, плотно населенная территория области, обусловившая неспособность партийных, советских и карательных органов оперативно справляться с разно- мыслием и критическими оценками населения. Глав- ная цель коммунистического воспитания в советских школах – формирование нового человека – достига- лась с большим трудом, с многочисленными сложно- стями и сбоями. Это был далеко не линейный процесс с заранее запрограммированным положительным ре- зультатом, потому что люди росли и воспитывались не только в идеальном мире советской пропаганды, но и в реальности барачного двора с сопутствующими проявлениями народной повседневности в виде тяже- лого малооплачиваемого труда, отсутствия элементар- ных удобств, драк, пьянок, бытовых преступлений и т.п. Изучение диалектики процессов, направленных на формирование советского патриота с коммунистиче- скими убеждениями, и результата советской педагоги- ки – реального советского человека со всеми его недо- статками и девиациями, может стать направлением будущих исследований как социальной истории пер- вых десятилетий строительства социализма, так и ис- тории образования.