ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 976
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Зиберт Наталья Петровна – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры регионоведения России, нацио- нальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). E-mail: misericordia17@mail.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthors:
Dashkovskiy Pyotr K. – Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-
Confessional Relations, Head of the Laboratory of Ethnocultural and Religious Studies of Altai State University. Barnaul, Russian Fed- eration. E-mail: dashkovskiy@fpn.asu.ru
Siebert Natalia P. – Candidate of Historical Sciences, Lecturer at the Department of Regional Studies of Russia, National and State- Confessional Relations of Altai State University, Barnaul, Russian Federation, E-mail: misericordia17@mail.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 09.01.2019; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted09.01.2019;acceptedforpublication21.03.2023
54
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
Научная статья УДК 94(47).084.6
doi: 10.17223/19988613/82/6
Советская идеологическая пропаганда в средних школах Центрально-Черноземной области в начале 30-х гг. XX в.
Андрей Николаевич Злобин
Воронежскийгосударственныйуниверситетинженерныхтехнологий,Воронеж,Россия,dronns@yandex.ru
Аннотация. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов исследуются различные аспекты пропаганды советских идей в средних школах Центрально-Черноземной области. Акцентируется вни- мание на идеологемах, последовательно внедряемых в учебные программы различных школьных дисциплин, рассматриваются такие формы идеологической работы, как участие в советских праздниках и массовых меро- приятиях. Анализируются сложности и недостатки в деятельности детских и молодежных организаций.
Ключевые слова: коммунистическое воспитание, реформа образования, Центрально-Черноземная область, индустриализация, культурная революция
Для цитирования: Злобин А.Н. Советская идеологическая пропаганда в средних школах Центрально- Черноземной области в начале 30-х гг. XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 54–64. doi: 10.17223/19988613/82/6
Original article
Soviet ideological propaganda in secondary schools Central Chernozem region in the early 30s of the XX century
Andrey N. Zlobin
VoronezhStateUniversity ofEngineeringTechnology,Voronezh,RussianFederation,anzlobin@bk,rudronns@yanex.ru
Abstract. The article examines various aspects of propaganda of Soviet ideas in secondary schools in the Central Cher- nozem region. The purpose of this work is to analyze practical measures taken in schools in the Central Black Earth region as part of the educational reform of the early 1930s, aimed at implementing the new requirements of the Com- munist authorities to organize ideological propaganda in Soviet schools. The source base of the research primarily includes materials from the state archive of socio-political history of the Voronezh region, and materials from the State archive of the Russian Federation and the Russian state archive of socio-political history are also used. Many sources are introduced into scientific circulation for the first time. The people's Commissariat of Education formulated the following ideological tasks of Soviet education: providing Communist education, developing students ' dialectical and materialistic
views on nature and society, and strengthening the fight against anti-proletarian ideology. The paper focuses on the ideo- logies that are subsequently introduced into the academic programs of various school disciplines. The article shows that the main ideological load was placed on history and social science. Educational classes in Mathematics, Physics, Biology, Foreign Language, Nature Science also received an ideological content and had to contain elements of anti-religious education, propaganda of proletarian internationalism, heroization of the revolutionary past, praise of the par ty leaders, achievements and prospects of the Soviet system. The Communist education of Soviet students went beyond the acquisi- tion of the school curriculum in certain disciplines. The Pioneer and Komsomol organizations with the school authorities organized participation of schoolchildren in such organized events as the celebration of the First of May, the anniversary of the October revolution, in meetings. These events broadcast formulas, cliches and images of official propaganda and carried an emotional load aimed at fixing value-semantic stereotypes corresponding to the tasks of Soviet ideological propaganda in the mind. The article the author analyzes the difficulties and shortcomings in the organization of Pioneer groups, socialist competition among students, and the work of children's self-government bodies. The paper deals with the forms of organized leisure of Soviet schoolchildren, which are rich in ideological content: the activities of clubs, organization of campings, trips to the libraries. As a result, the paper concludes, that the Soviet propaganda was largely consonant with the worldview of Soviet youth, who did not have the experience and sufficient knowledge to critically comprehend Marxist ideology and Soviet reality. Despite the presence of anti-Communist sentiments and people who adhere to non-Soviet life practices, ideological propaganda in Soviet schools played a major role in the formation of a loyal and patriotic majority.
Keywords: communist education, education reform, Central Chernozem region, industrialization, cultural revolution
© А.Н. Злобин, 2023
For citation: Zlobin, A.N. (2023) Soviet ideological propaganda in secondary schools Central Chernozem region in the early 30s of the XX century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 54–64. doi: 10.17223/19988613/82/6
Необходимым условием обеспечения устойчивости советской системы и построения в дальнейшем ком- мунистического общества партийные идеологи счита- ли воспитание нового человека – лояльного советской власти и преданного коммунистическим идеям. Идео- логическая пропаганда в 1930-е гг. охватывала все слои советского общества и все возрастные группы. Для внедрения актуальных для власти идеологем ис- пользовались кинематограф, радио, пресса, литература. Пафос новых идей транслировали массовые мероприя- тия: парады, митинги, демонстрации. Однообразные идеологические штампы меняли мировосприятие зна- чительной части взрослых людей, не способных в силу недостаточности образования и жизненного опыта кри- тически осмысливать поступающую информацию, за- ражающихся общим настроением и позитивными ожи- даниями. В то же время одним из основных объектов внимания советских идеологов были дети. С одной сто- роны, им предстояло от рождения усвоить идеи ком- мунизма, образ светлого будущего и модели поведения, возможные для строителей грядущего благосостояния, с другой стороны, их, в отличие от отцов, не надо бы- ло перевоспитывать, прививать новые ценности – ме- нять устаревший старорежимный культурный код.
Ряд основополагающих тезисов, ставших впослед- ствии основой для идеологических практик советских коммунистических властей, был обоснован В.И. Лени- ным. В том числе вождь не обошел своим вниманием проблему «воспитания» масс. Подготовка всесторонне развитых людей, по Ленину, – это цель, к которой коммунизм придет через долгий ряд лет. «Пытаться сегодня, – писал он в 1920 г., – практически предвос- хитить этот грядущий результат вполне… созревшего коммунизма, это все равно, что четырехлетнего ребен- ка учить высшей математике» [1. С. 33]. В.И. Ленин применительно к условиям российской революции ставил задачу конструирования нового типа человека – советского человека, разделяющего коммунистические ценности (противопоставлявшиеся старым частнособ- ственническим ценностям), осознанно строящего но- вую, прогрессивную жизнь [2. С. 189]. «Государство сильно сознательностью масс, – писал он, – оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» [3. С. 21]. Французский ис- торик Э. Каррер д’Анкосс мотивированно объясняет подход пролетарского вождя к «новому человеку» и способам его конструирования через понимание Ле- ниным диалектики исторического развития как кон- фликта между стихийностью и сознательностью. «Для Ленина, – пишет исследователь, – прогресс в человеке сводился к лишению общества и индивида стихийного сознания и постепенному внедрению подлинной со- знательности. “Новый человек” должен был стать ито- гом этого процесса, но требовался авангард, точно так же, как при подготовке революции. Эта борьба со спонтанностью и в партии, и в марксизме предполага- ла изгнание всяких политических идей, чуждых марк-
сизму» [4. С. 189–190]. Последующие дискуссии, свя- занные с воспитанием нового советского человека и образовательной стороной этого процесса, в котором принимали участие многие деятели Коммунистиче- ской партии и Советского государства, такие как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.А. Богданов, М.И. Калинин и др., так или иначе опирались на идео- логические положения, высказанные Лениным, и от- талкивались от них.
В начале 30-х гг. XX в. в советской системе обра- зования наметился отход от старых принципов органи- зации учебного процесса и методов преподавания. Основные положения реформы базировались на реше- ниях ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» [5] и от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы» [6]. В преподавании дисциплин отменялись «метод проек- тов» и «бригадный» метод, подвергался критике счи- тавшийся ранее бесспорным тезис о грядущем «отми- рании школы», вводились классно-урочная система, твердое расписание, система проверки и оценки зна- ний учащихся. Данные постановления обосновывают нижнюю планку хронологических границ данного ис- следования. Начало следующему этапу реформы обра- зования положили решения XVII съезда ВКП(б) (ян- варь 1934 г.), постановившего окончательно ликвиди- ровать малограмотность и осуществить всеобщее обя- зательное политехническое обучение в объеме семи- летки [7. С. 761], а также Постановление СНК СССР от 15 мая 1934 г., устанавливавшее новую общую для всей страны организационную структуру общеобразо- вательной школы: начальная с 4-летним сроком обу- чения, неполная средняя с 7-летним сроком обучения и средняя с 10-летним сроком обучения. Фабрично- заводская семилетка (ФЗС) и школы колхозной моло- дежи (ШКМ) были преобразованы в неполные средние школы [8]. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)
«Об организации учебной работы и внутреннем рас- порядке в начальных, неполных средних и средних школах» от 4 сентября 1935 г. вводилась новая пяти- балльная система единых оценок [9. С. 263–267]. Новый этап реформирования советской школы совпал по времени с разделом летом 1934 г. Центрально- Черноземной области (ЦЧО) на Воронежскую и Кур- скую области. Качественные законодательные и орга- низационные изменения, инициированные властями в образовании после 1934 г., и новая организация ад- министративно-управленческих процессов в регионе определяют верхнюю планку хронологических границ исследования 1933–1934 учебным годом.
Цель работы – изучение государственной идеоло- гической политики в школьном образовании на при- мере мероприятий коммунистической и советской пропаганды в средних учебных заведениях Централь- но-Черноземной области, реализуемых в рамках обра- зовательной реформы начала 1930-х гг. Внедрение советских идеологем в сознание детей исследуется
в контексте учебного процесса и организации вне- урочной жизни учащихся.
Идейным стержнем идеологической пропагандист- ской работы среди детей и учащийся молодежи было коммунистическое воспитание, являвшееся важней- шей составляющей деятельности советской школы. В научной литературе советского периода вопросы ком- мунистического воспитания и идеологии рассматрива- лись в контексте общих проблем и тенденций развития школьного образования, через призму реализации пар- тийных образовательных программ. Стоит выделить ра- боты таких авторов, как В.С. Плясовских [10], Т.П. Би- банов [11] и А.В. Кольцов [12] Среди современных исследователей в рамках изучения становления и раз- вития школьного образования проблемы идеологиче- ской пропаганды затрагивались А.М. Липчанским [13], Л.И Анайкиной [14] и З.Г Дайч [15]. Особо стоит от- метить коллективную монографию «Раннесоветское общество как социальный проект, 1917–1930-е гг.». Авторы отмечают, что как инструмент воздействия на сознание коммунистическое воспитание играло боль- шую роль «в формировании новой социалистической реальности и социальной структуры советского обще- ства» [2. С. 347, 377]. Оно было направлено на форми- рование идеального человека будущего: творца, труже- ника, интернационалиста. В работах Ю. Левады резуль- тат такого рода конструирования получил название
«человек советский» [16]. В отечественной и зарубеж- ной исторической литературе общеупотребительным стал образно-иронический латинский перевод этого тер- мина – homo soveticus [17–21]. П. Фрицше и Ж. Хеллбек считают, что коммунистические планы по переустрой- ству и совершенствованию человека были вариантами конструирования альтернативной современности (mo- dernity), в рамках которой новый человек формируется с помощью научных и рациональных методов, на ос- нове базовых положений теории прогресса [22]. Д. Хоффманн отмечал, что советский идеал совершен- ного человека в определенном смысле был продолже- нием традиции, начавшей формироваться еще в идео- логии Просвещения и развившейся в эпоху промыш- ленной революции XIX в. [23]. В работах ряда иссле- дователей проблемы идеологического сопровождения учебного процесса затрагивались в контексте изучения структурных особенностей советской идеологии, ме- ханизмов внедрения идеологических догм в обще- ственное сознание и способов восприятия и адаптации коммунистических идей населением [24–26].
Как видим, вопросы внедрения идеологических по- стулатов в образовательный процесс изучались иссле- дователями в основном в общероссийском масштабе, в рамках определения общих тенденций развития об- разования, или вскользь, в контексте исследования парадигм распространения и восприятия коммунисти- ческих идей. Идеологические процессы в провинци- альных учебных заведениях, как правило, специально не рассматривались. Данное исследование, подготов- ленное в основном на региональных материалах, вос- полняет данный пробел. Вопросы организации в учеб- ных заведениях Центрального Черноземья 1930-х гг. партийной пропаганды в рамках обучения и в свобод-
ное от занятий время, а также воспитания школьников в духе коммунистического патриотизма в данной ра- боте ставятся впервые.
К источниковой базе исследования в первую оче- редь относятся материалы Государственного архива общественно-политической истории Воронежской об- ласти, также используются материалы Государственно- го архива Российской Федерации и Российского госу- дарственного архива социально-политической истории.
Новизна изучаемой темы и привлечение в научный оборот не исследованных ранее архивных документов объясняют актуальность данной статьи. Кроме того, тема исследования пересекается с современными дискуссиями о необходимости идеологической работы в школе и о допустимых видах этой работы. Сегодня очень важно, изучив опыт прошлого и проанализиро- вав ошибки, найти правильные действенные формы патриотического воспитания, которые, не навязывая идеологические постулаты, не вызывая отторжения, будут способствовать формированию современной позитивной идентичности и гражданских установок в сознании молодежи.
Коммунистическое воспитание реализовывалось на практике по нескольким направлениям: как часть обра- зовательных программ по учебным предметам, посред- ством деятельности детских и подростковых коммуни- стических организаций, через вовлечение школьников в социалистическое соревнование и органы детского самоуправления. Формированию советского мировоз- зрения должны были способствовать внеурочные ме- роприятия, такие как посещение театров, музеев, биб- лиотек, участие в митингах, шествиях и собраниях.
В ходе образовательной реформы 1931–1932 гг. в централизованном порядке кардинально менялись образовательные программы. В специальном решении Коллегии Народного комиссариата просвещения «Об основных направлениях построения программ началь- ной и средней школы» к задачам разрабатываемых образовательных программ относились: обеспечение выдержанного коммунистического воспитания, выра- ботка у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу и общество, усиление борьбы против антипролетарской идеологии [27. Л. 36]. Также указывалось, что программы должны обеспечивать
«…практическое участие детей в социалистическом строительстве» с целью «…осмысливания обществен- ных, природных, производственных процессов и явле- ний», «…выработки марксистско-ленинского мировоз- зрения», воспитания «активного и сознательного участ- ника социалистического строительства» [27. Л. 36–37]. Образовательные программы были пересмотрены таким образом, что в преподавание всех учебных дис- циплин вводилась идеологическая составляющая. Осо- бое место в идеологическом воспитании учащихся со- ветской школы коммунистические идеологи отводили обществоведению и истории. Эти предметы определя- лись как дисциплины, которые непосредственно подво- дят детей к важнейшим вопросам коммунистического миропонимания, давая учащимся партийную ориенти- ровку во всей общественно-политической обстановке. История и обществоведение должны были обосновы-
вать и на примерах доказывать историческую значи- мость пролетарской диктатуры, неизбежность победы над врагами коммунизма, роль вождей в строительстве светлого будущего и их историческое величие.
Идеологическая составляющая содержалась в но- вых образовательных программах не только по обще- ствознанию и истории, но и по всем другим дисципли- нам школьной программы с первого по последний класс. Коммунистическая идеология внедрялась в со- знание школьников сразу по нескольким смысловым линиям: антирелигиозное воспитание, пропаганда про- летарского интернационализма, героизация революци- онного прошлого, восхваление достижений и перспек- тив советского строя. Особое место в продвижении коммунистической идеологии занимали военизация и вытекающие из нее практики военно-патриотической подготовки [28. С. 649–650]. Советское государство, родившееся в условиях тотальной войны, институцио- нализировало практики военного времени и закрепляло их посредством официальных каналов распространения информации пропагандистского и идеологического характера. Это делалось, как отмечает Д. Хоффманн, не только ради сдерживания внешних угроз, но и для развития экономики и переделки самого общества [29. P. 626].
Если в конце 1920-х гг. учителя «старой закалки» еще могли позволить себе заявить об отказе воспиты- вать классовую ненависть: «…я могу сказать детям только о том, что надо любить всех людей, что социа- лизм есть царство любви и мира и что они поэтому должны любить социализм» [30. С. 79; 31], то к сере- дине 1930-х гг. подобное свободомыслие было окон- чательно искоренено, учителя должны были чеётко следовать обозначенным в программах идеологиче- ским догмам [32. P. 9–10].
Внушаемые советским школьникам идеологемы со- циалистического классового патриотизма были отече- ственной спецификой общеевропейских тенденций и методов преобразования сознания и поведения людей. Отличие заключалось в том, что коммунистическая агитация использовала пафос патриотизма для новых целей советской модернизации [23. P. 4–8]. Характер- ной особенностью внедрения в общественное сознание идеологических постулатов было создание и тиражи- рование постоянно повторяющихся с незначительны- ми модификациями текстовых и ритуальных клише, которые усваивались населением через участие в поли- тических ритуалах, собраниях, митингах, демонстрациях, празднованиях [2. С. 209], через усвоение информации официальных текстов, в том числе учебно-образова- тельного характера. С. Коткин, безусловно, прав, го- воря о важности «бесконечного повторения правиль- ных слов» в процессе их превращения во внутренние категории индивидуального сознания [33. С. 282].
Образцовое внедрение идеологических компонентов и пропагандистских клише новых образовательных программ показала 3-я Фабрично-заводская семилетка г. Орла. В первой группе (классе) первой ступени дан- ной школы антирелигиозное воспитание проводилось на уроках обществоведения, русского языка и есте- ствознания. При разработке темы по обществоведению
«Труд крестьянина в колхозе» внимание детей оста- навливалось на тезисе, что «попы – враги колхозов», детям внушалось, что «религия затемняла сознание крестьян, попы подговаривают крестьян против колхо- зов, говоря им, что колхозы – дело вредное». Беседы закреплялись чтением учителем статьи о каком-нибудь случае из жизни колхозов. На уроке русского языка детьми читалась статья «Поп – враг колхозов», запи- сывались выводы. Антирелигиозная тематика актуали- зировалась в рождественскую и в антипасхальную кампании [34. Л. 116].
На уроках естествознания внимание детей заостря- лось на том, что в природе все изменяется по опреде- ленным законам. Прорабатывались темы: осень, зима, весна, жаркие и холодные страны. Естествоведческий материал закреплялся на уроках русского языка чтени- ем, письмом, заучиванием стихотворений.
Интернациональное воспитание проводилось на уро- ках обществоведения. Так, при проработке темы «Октяб- рята» школьникам разъяснялось, что октябрята – това- рищи детям трудящихся всего мира. При проработке тем
«Октябрьская революция», «Ленин – вождь рабочего класса», «1-е мая» ученикам доказывалось, что «инте- ресы трудящихся всех стран одинаковы». Этот вопрос затрагивался и на уроках естествознания. При освое- нии темы «жаркие страны» дети узнавали, что их жи- тели находятся под властью капиталистов и тоже бо- рются за освобождение.
Во второй группе по теме «Огород и сад осенью» разбирались суеверия, их нелепость и вред. Тема охраны здоровья затрагивала проблематику церковных обрядов. Доказывался тезис о негигиеничности и вре- де церковных обрядов: причащения, целования кре- стов, икон. Приводились аргументы, объясняющие вред от знахарей и колдунов [34. Л. 116].
При изучении темы «Положение женщины и детей при советской власти» идеологическими штампами обосновывались роль религии в закрепощении жен- щин, происхождение Рождества и его вред для строи- тельства социализма. Интернациональное воспитание затрагивалось при обсуждении темы «Как жили раз- ные национальности до Октября и что они получили после Октября». Военно-патриотическая проблемати- ка поднималась при изучении естествознания в теме
«Роль лошади и собаки в обороне страны».
В третьей группе во время санитарных часов под- черкивалось «распространение заразы через религиоз- ные обряды». При прохождении темы «Гром и молния» в рамках курса естествознания объяснялась нелепость религиозных верований, связанных с явлениями при- роды. Тема «Жизнь растений» раскрывала вред суеве- рий, связанных с посевным материалом, тема «Земной шар» объясняла школьникам, какой вред религия при- чиняла науке. При ее изучении рассказывалось о му- чениках науки: Галилее, Копернике, Джордано Бруно. В рамках курса обществоведения объяснялось проис- хождение религиозных праздников, в негативном свете рисовалась «роль духовенства во время борьбы рабо- чих с царским правительством», учащимся рассказы- валось, что священники выступали против освобожде- ния трудящихся от темноты и угнетения.