Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 961

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82


общества, богадельни, другие благотворительные орга- низации Ярославской епархии активно функционирова- ли во всех уездах губернии. Благотворительные учреж- дения епархии в ряде случаев обладали значительными материальными возможностями, однако даже в тех слу- чаях, когда финансовых средств не хватало, ярослав- ское духовенство оказывало посильную материальную

и духовную поддержку малоимущим и престарелым. Многие благотворительные проекты в губернии прохо- дили с деятельным участием Ярославской епархии Рус- ской православной церкви. В целом следует отметить высокую социальную значимость благотворительной деятельности ярославского духовенства, направленную на решение проблем неимущих слоев населения.



Списокисточников


  1. Любарец А.Г. Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX начале XX в. : дис. канд. ист. наук. Ива- ново, 2011. 214 с.

  2. Государственный архив Ярославской области.

  3. Обзор Ярославской губернии за 1910 год. Ярославль : тип. Губ. правления, 1911. 76 с.

  4. Памятная книжка Ярославской губернии на 1900 год. Ярославль : Изд. Ярославского Губ. правления, 1900. 540 с.

  5. Обзор Ярославской губернии за 1904 год. Ярославль : тип. Губ. правления, 1905. 51 с.

  6. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. СПб. : тип. М.Д. Лобковского, 1899. 1208 с.

  7. Общество «Христианская помощь» при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Великом Ярославской губернии. Ярославль, 1892 .

  8. Любарец А.Г. Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX – начале XX в. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2011. 26 с.



References


  1. Lyubarets, A.G. (2011) Sotsiokul'turnaya deyatel'nost' dukhovenstva Yaroslavskoy eparkhii v kontse XIX – nachale XX v. [Sociocultural activity of the Yaroslavl diocese clergy in the late 19th early 20th century]. History Cand. Diss. Ivanovo.

  2. The State Archive of Yaroslavl Region.

  3. Anon. (1911) ObzorYaroslavskoyguberniiza1910god[Overview of the Yaroslavl Province for 1910]. Yaroslavl: tip. Gub. pravleniya.

  4. Anon. (1900) PamyatnayaknizhkaYaroslavskoygubernii na1900god[Remembrance Book of the Yaroslavl Province for 1900]. Yaroslavl: Izd. Yaroslavskogo Gub. pravleniya.

  5. Anon. (1905) ObzorYaroslavskoyguberniiza1904god[Overview of the Yaroslavl Province for 1904]. Yaroslavl: tip. Gub. pravleniya.

  6. Anon. (1899) Sborniksvedeniyoblagotvoritel'nostivRossiiskratkimiocherkamiblagotvoritel'nykhuchrezhdeniyvS.-PeterburgeiMoskve [Collected information about charity in Russia with brief essays on charity institutions in St. Petersburg and Moscow]. St. Petersburg: M.D. Lobkovsky.

  7. Anon. (1892) Obshchestvo “Khristianskaya pomoshch'” pri tserkvi Rozhdestva Presvyatoy Bogoroditsy v sele Velikom Yaroslavskoy gubernii [Society “Christian Help” at the Church of the Nativity of the Blessed Virgin Mary in the village of Veliky, Yaroslavl Province]. Yaro slavl: [s.n.].

  8. Lyubarets, A.G. (2011) Sotsiokul'turnaya deyatel'nost' dukhovenstva Yaroslavskoy eparkhii v kontse XIX – nachale XX v. [Sociocultural activity of the clergy of the Yaroslavl diocese in the late 19th early 20th century]. Abstract of History Cand. Diss. Ivanovo.


Сведенияобавторах:

Иерусалимский Юрий Юрьевич доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (Ярославль, Россия). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru Иерусалимская Светлана Юрьевна доктор исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательной лабо- ратории «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (Ярославль, Россия). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthors:

Ierusalimskiy Yuri Yu. Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Russian Medieval and Modern History of

P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru

Ierusalimskaya Svetlana Yu. – Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher at the Scientific and Educational Laboratory “Russia and Europe: Comparative study of Pre-industrial societies” of P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 25.11.2022; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted25.11.2022;acceptedforpublication21.03.2023




71
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82


Научная статья УДК 94 (470.57)

doi: 10.17223/19988613/82/8

Экономический потенциал Оренбургской губернии и проблема модернизации водного транспорта на Южном Урале в середине XIX в.

Николай Александрович Коновалов



Башкирский государственныйпедагогический университетим.М.Акмуллы,Уфа,Россия,nikalekkon@yandex.ru
Аннотация. Анализируются экономические предпосылки, начало технической модернизации водного транс- порта на реке Белой – главной транспортной магистрали Южного Урала в середине XIX в. Описывается состоя- ние отрасли до осуществления в регионе первых пароходных рейсов. Освещаются основные факты, связанные с процессом создания в южноуральском регионе пароходного сообщения.

Ключевые слова: Южный Урал, Оренбургская губерния, бассейн реки Белой, пароходство
Для цитирования: Коновалов Н.А. Экономический потенциал Оренбургской губернии и проблема модернизации водного транспорта на Южном Урале в середине XIX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. 82. С. 71–80. doi: 10.17223/19988613/82/8

Original article

Orenburg governorate economic potential and transport modernization problem in the Southern Urals in the middle of XIX century

Nikolay A. Konovalov



BashkirStatePedagogicalUniversitynamedafterM.Akmulla,Ufa,RussianFederation,nikalekkon@yandex.ru
Abstract. The relevance of the topic depends on the current state of transport system in Russia. In recent years transpor- tation is becoming less profitable, which could lead to several negative impacts: decrease in both freight and passenger rotation, trade operations, economic interactions between regions of the country emasculation. The serious problem is a decline in the share of Inland waterway transport in total transport performance. This situation has especially been the case for the Southern Urals. The largest Belaya river in the region has almost ceased to be navigable. The only possible way out of this situation is contemporary Russian transport infrastructure technological upgrade taking into account pre- vious generations’ experience. The purpose of the study is economic premises that led to the beginning of waterway transport in the Belaya river technological upgrading investigation and major developments concerning steam shipping in the Southern Urals in 1850-1860s. analysis. The article provides information about Orenburg Governorate industrial
and agricultural development just before the first steam ship trips in the region. The article says about the state of regional waterway transport before the steam shipping, lists major developments concerning works of both large Volga and Kama rivers steam ship companies and first ship owners in the Belaya river. Study source databases are presented by the Russian State History Archive (RSHA), unpublished sources, statistical information and the Governorate Press mate- rials. During the research the author concludes that there was a situation at the turn of the 1850 -1860 in the Southern Urals when Russian regional infrastructure technical state was no longer in consistent with its economic development level. Orenburg Governorate had the status of the Russian Empire economic system key region but did not have im- proved transport connections with the country's European part. The steam ship connection on the Belaya river would eliminate the problem. However, the modernization process of the Belaya river waterway transport was long and involved a number of difficulties. By that time monopilistic relationships had formed in the steam shipping market of the country with the most of the market controlled by Volga and Kama monopolist companies. They had not sought to organize a regular steam ship connections, but preferred to reave small local ship owners and then to suspend their activities. Consequently, the key players of the steam shipping market on Belaya river were the large Volga and Kama steam ship companies, local merchants, who were buying their own steam ships only for the development of their main business.

Keywords: South Ural, Orenburg province, Bélaya river basin, shipping company
For citation: Konovalov, N.A. (2023) Orenburg governorate economic potential and transport modernization problem in the Southern Urals in the middle of XIX century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – TomskStateUniversityJournalof History. 82. pp. 71–80. doi: 10.17223/19988613/82/8
© Н.А. Коновалов, 2023

Обширные территории, занимаемые Россией, исто- рически предопределили потребность страны в надеж- ных транспортных коммуникациях. Вплоть до середины XIX в. реки и искусственные каналы были основными транспортными артериями страны, а внутренний вод- ный транспорт – безальтернативным способом пере- мещения грузов на большие расстояния. На Южном Урале вплоть до строительства Самаро-Златоустовской железной дороги главной транспортной магистралью была р. Белая с ее притоками. Еще в первой половине XVIII в. здесь началось активное строительство метал- лургических заводов, сопровождающееся