ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 986
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
и ранее, но делалось это посредством бурлацкой тяги один раз в течение навигационного сезона. К тому же из-за сложности доставки количество привозимого груза всегда было небольшим. Установление пароход- ного сообщения кардинально изменило существовав- шую до этого ситуацию. Современник пишет: «Привоз новых товаров составляет эпоху в нашей провинци- альной жизни: магазины и лавки осаждаются покупа- телями, купцы не успевают распаковывать, и четвер-
тый рейс был осуществлен также в сентябре 1859 г. На пароходе “Лебедь”, принадлежащем “Дружине”, в Бирск с Нижегородской ярмарки было доставлено 10 тыс. пуд. (около 160 т. – Н.К.) грузов. Во время об- ратного рейса “Лебедь” вывез из Бирска 12 тыс. пуд. (около 192 т. – Н.К.) среднеазиатского хлопка» [39]. Таким образом, из четырех рейсов, организованных
«Дружиной» в 1859 г., первый рейс был фактически пробным, а три остальных грузовыми.
Рис. 1. Русло реки Белой и маршруты первых пароходов
Навигация 1860 г. оказалась для «Дружины» менее успешной: вместо запланированных шести рейсов об- щество организовало только три. 1 мая 1860 г. в Уфу прибыл пароход «Лебедь». Простояв несколько дней в Уфе, «Лебедь» ушел 4 мая 1860 г. в Нижний Новго- род, взяв на буксир лишь одну баржу. 7 июня в Уфу прибыли пароходы «Лебедь» и «Аскольд». «Лебедь» отбуксировал в Уфу баржу, а во время обратного рейса вывез около 3 000 пуд. (около 48 т) зерна. «Аскольд» привез «из Казани… более 60 пассажиров, из них до 20 в Уфу» [43]. Во время обратного рейса на «Аскольде» из Уфы выехали «более 20 пассажиров» [43]. Таким образом, в течение навигационного сезона 1860 г. па- роходами «Дружины» было вывезено по Белой «более 100 т. пуд. (1 600 т. – Н.К.) груза и сделан один пасса- жирский рейс до г. Стерлитамака» [39]. В том же году пароходство «везде, где найдено это нужным» [39] начало строить склады для хранения перевозимых гру- зов, а также создавать на пристанях запасы дров.
В 1861 г. общество «Дружина» организовало по Бе- лой лишь один пароходный рейс. 13 июня 1861 г. в Уфу
пришел пароход «Лебедь». Взяв груз, судно 15 июня 1861 г. отправилось обратно. В 1862 г. «Лебедь» еще дважды приходил в Уфу с товарами с Нижегородской ярмарки. Однако в самой Оренбургской губернии
«Дружина» так и не смогла найти постоянный спрос на свои услуги. Успешной для пароходного общества оказалась лишь навигация 1859 г., в навигационные сезоны 1860, 1861 и 1862 гг. вместо запланированного увеличения пароходных рейсов произошло их сокра- щение. В 1863 г. «Дружина» полностью отказалась от работы на Белой.
Тем не менее пароходная навигация на Белой после ухода «Дружины» не прекратилась. С 1861 г. в реги- оне начала работать «Волжско-Камская пароходная компания». А.С. Листовский пишет, что в 1861 г. в Уфу пришел пароход «Стрела», принадлежащий данному пароходству, и привел на буксире две баржи. В период зимы 1861/1862 гг. «Стрела» находилась в Старицком затоне, а во время навигации 1862 г. перевезла по Белой около 100 тыс. пуд. (1 600 т) железа, выплавленного на Усть-Катавском металлургическом заводе [3. С. XLIX].
Пароход «Чижик», принадлежащий той же компании, отбуксировал в 1862 г. баржу с грузом железа весом около 53 тыс. пуд. (848 т.) [7. С. 11]. Получается, что в 1861 и 1862 гг. на Белой работали сразу две крупные пароходные компании, пароходы которых сделали в указанное время одинаковое количество рейсов.
Наряду с крупными волжскими и камскими паро- ходными компаниями на Белой в исследуемый период начали работать и региональные пароходовладельцы. Как правило, первыми бельскими пароходовладельца- ми становились купцы, желавшие с помощью внедре- ния новейших технологий добиться еще больших успехов в своем основном виде предпринимательской деятельности, либо дворяне, надеявшиеся таким обра- зом поправить ухудшающееся финансовое положение. Однако региональные перевозчики часто разорялись, не выдерживая конкуренции с крупными пароход- ствами. Те же не стремились организовывать на Белой регулярное пароходное сообщение, предпочитая рабо- тать на более крупных речных магистралях. В одном из источников отмечается: «Начиная с 1860-х гг. мест- ные уфимские промышленники дважды пытались устроить правильное (регулярное. – Н.К.) пароходство на той части реки (Белой. – Н.К.), которая доступна для судов этого рода; но каждый раз неожиданная конкуренция со стороны больших пароходных об- ществ убивала предприятие и притом нисколько не подвинула дело пароходства по реке Белой; ибо, убив местную предприимчивость, пароходные компании и со своей стороны прекращали плавание по этой ре- ке» [38. Оп. 7. Д. 371. Л. 1].
В 1860 г. помещик Стерлитамакского уезда А.Н. Ле- вашев приобрел небольшой пароход, получивший название «Анна». Судно было построено в том же 1860 г. в Нижнем Новгроде, мощность его парового котла составляла 30 л.с. [44. С. 63]. В качестве топлива для парохода использовались дрова. По планам А.Н. Ле- вашева, купленный им пароход должен был осуществ- лять навигацию по Белой на участке от с. Бугульчан, расположенного южнее Стерлитамака, до Уфы. Далее пассажиры и грузы должны были следовать на паро- ходах других судовладельцев. Летом 1860 г. «Анна» совершила свой первый рейс, 10 июля 1860 г. пароход прибыл в Уфу. Как отмечают «Оренбургские губерн- ские ведомости», простояв несколько часов в Уфе, судно в тот же день ушло «вверх по Белой» [45].
По данным А.С. Листовского, в 1861 г. в период весеннего половодья судно эксплуатировалось на марш- руте от Нижнего Новгорода до с. Бугульчан, «а в ме- женную воду – от Нижнего до Уфы» [3. С. XLIX], вы- полняя грузовые рейсы. Больше сведений о пароходе
«Анна» в источниках не обнаружено. Вероятно, вла- делец вынужден был продать судно, и оно большую часть своего эксплуатационного срока проработало где- то на Каме или Волге. В пользу того, что у А.Н. Лева- шева были серьезные материальные проблемы, гово- рит информация, найденная в «Уфимских губернских ведомостях». В 1877 г. газета сообщила, что «Обще- ство взаимного поземельного кредита» выставило на продажу имение, принадлежащее А.Н. Левашеву. В объявлении говорилось: «…по неплатежу обществу
следующих ему взносов, назначены на продажу… им. (имение. – Н.К.) Левашево, Стерлитамакского уезда, Андрея Николаевича Левашева» [46].
Другим бельским судовладельцем был купец тре- тьей гильдии Ф.С. Софронов (1822–1898). Как пишут уфимские краеведы Г.Ф. Гудков и З.И. Гудкова, «око- ло 1855 г. Федор Семенович Софронов… приобретает земли на берегу реки Белой вблизи Уфы, устраивает там поташный завод и… пристань» [47]. Занимаясь производством поташа, Ф.С. Софронов был вынужден решать и проблему его доставки к местам сбыта. В 1863–1871 гг. заводчик перевозил всю произведен- ную продукцию на собственном буксирном пароходе
«Надежда». Как Ф.С. Софронов перевозил поташ после 1871 г., неизвестно. Вероятно, «Надежда» была прода- на, так как в 1870-е гг. на Белой уже существовало стабильное пароходное движение, и у предпринимате- лей, для которых пароходные перевозки не были ос- новным видом деятельности, не было необходимости самостоятельно организовывать пароходные рейсы.
В 1867–1870 гг. пассажирские перевозки на Белой осуществлялись на пароходе «Манатура», принадле- жащем золотопромышленнику И.Ф. Базилевскому. Некоторые сведения о судне можно найти в «Уфим- ских губернских ведомостях». Известно, что оно было построено в 1866 г. в Санкт-Петербурге и в том же году прибыло на Белую. Мощность парового котла «Мана- туры» составляла 30 л.с., а осадка парохода 3 фута (0,91 м) [48]. В указанный период «Манатура» осу- ществляла регулярные еженедельные рейсы между Уфой и Набережными Челнами. Тем не менее в 1870 г. И.Ф. Базилевский продал «Манатуру» «Бельскому пароходству». Вероятно, он так же, как и Ф.С. Софро- нов, перестал заниматься непрофильным для себя ви- дом коммерческой деятельности сразу же, как только на Белой появилась крупная региональная пароходная компания.
Некоторые сведения об экономическом эффекте от появления на Белой пароходного сообщения можно найти в губернской прессе. Так, к примеру, в «Орен- бургских губернских ведомостях» от 14 мая 1860 г. приводится информация о поташе, отправленном к местам сбыта на пароходе. В источнике говорится:
«Поташ, отправленный на пароходе, должен прийти в Рыбинск месяца полтора ранее того, который пошел на коноводках… потому в нынешнюю же навигацию может идти чрез С.-Петербург за границу. Обыкно- венно же поташ, отправляемый на барках, не поспевал в ту же навигацию в С.-Петербург и почти весь прода- вался в Нижнем… вследствие необходимости по це- нам весьма низким» [49]. Впрочем, роль новой техни- ки в работе водного транспорта на Южном Урале не следует переоценивать. Основную массу грузов в ис- следуемый период перевозили посредством барочного сплава. К примеру, в 1860 г. по Белой было сплавлено около 5 млн пуд. различных грузов, из них лишь около 200 тыс. пуд. (4%) было перевезено пароходами [30]. В 1862 г. через уфимскую пристань прошло грузов общей стоимостью в 872 653 руб., однако из этой сум- мы с помощью пароходов было перевезено грузов лишь на 60 530 руб. (6,9%) [7. С. 11–12].
Таким образом, к середине XIX в. на Южном Урале сложились экономические предпосылки для начала модернизации региональной транспортной системы. Установление регулярного пароходного сообщения между регионом и европейской частью России было в первую очередь в интересах производителей южно- уральской металлургической продукции, поташа и зерна. В создании пароходства на Белой было заинте- ресовано купечество, так как новый вид транспорта способствовал расширению как внутренних, так и международных торговых связей. Однако вплоть до 1870 г., когда на Южном Урале была создана крупная региональная пароходная компания «Бельское паро- ходство», пароходная навигация на Белой была нере-
гулярной. Из-за низкой прибыли волжские и камские пароходства работали на Белой неохотно, предпочитая разорять небольших региональных судовладельцев, а затем приостанавливать здесь свою деятельность. Складывалась ситуация, когда и крупные компании не стремились установить в регионе регулярное пароход- ное сообщение, и региональные судовладельцы не могли эффективно конкурировать с большими паро- ходствами. При таких обстоятельствах основными участниками рынка речных перевозок здесь были крупные волжские и камские пароходства, а также региональные купцы и промышленники, заводившие собственные пароходы лишь для развития своего ос- новного вида предпринимательской деятельности.
-
Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа : тип. Оренбургского Губернского правления, 1859. 472 с. -
Игнатьев Р.Г. Хроника достопамятных событий Уфимской губернии // Памятная книжка Уфимской губернии / под ред. Н.А. Гурвича. У фа : Губернская тип., 1873. Ч. II. С. 1–18. -
Листовский А.С. Летопись пароходства по реке Белой // Справочная книжка Уфимской губернии / сост. Н.А. Гурвич. Уфа : Печатня Н. Блохина, 1883. Отд. II. C. XLVI–LI. -
Гурвич Н.А. О судоходстве в Уфимской губернии за 1874 год // Уфимский календарь на 1876 год / под ред. В.А. Новикова, Н.А. Гурвича. Уфа : Губернская тип., 1876. Вып. 2. С. 60. -
Шушканов Н.Г. Беглые. Из жизни рабочих Златоустовского завода в первой половине XIX века. Свердловск : Свердл. обл. изд-во, 1936. 155 с. -
Кузнецов В.Н. Транспорт Башкирии : краткий экономико-географический очерк. Уфа : Баш. кн. изд-во, 1960. 60 с. -
Иванов В.Б. На бельских просторах. Уфа : Башкнигоиздат, 1982. 160 с. -
Истомина Э.Г. Водный транспорт России в дореформенный период : (историко-географическое исследование). М. : Наука, 1991. 263 с. -
Спицкий В.В. Из истории развития речного транспорта Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2007. № 2. С. 81–82. -
Кулбахтин С.Н. Медеплавильные заводы Твердышевых и Мясниковых на Южном Урале в XVIII веке. Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. 192 с. -
Батыршин А.Р. Пути сообщения в Уфимской губернии во второй половине XIX века // European Social Science Journal. 2012. № 10 -2 (26). С. 364–370. -
Роднов М.И. Хлебный рынок Уфимской губернии в конце XIX–начале XX века. Уфа : Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2008. 258 с. -
Синенко С.Г. Город над Белой рекой : краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574–2000. Уфа : Башкортостан, 2002. 184 с. -
Нигматуллина И.В. Старая Уфа : историко-краеведческий очерк. Уфа : Китап, 2004. 224 с. -
Худяков В.А. На волне памяти // Бельские просторы. 2008. № 10. С. 156–168. -
Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблема торгово-промышленной политики. Л. : Наука, Ленингр. отд- ние, 1981. 275 с. -
Оренбургские губернские ведомости. 1859. 6 июня. -
Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в XIX веке. М. : Наука, 1990. 272 с. -
Оренбургские губернские ведомости. 1859. 29 авг. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 27 авг. -
Корелин А.П. Аграрный сектор в народнохозяйственной системе пореформенной России (1861–1914 гг.) // Российская история. 2011. № 1. С. 42–56. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 22 окт. -
Оренбургские губернские ведомости. 1859. 15 авг. -
Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. 259 с. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 16 янв. -
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1288. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 9 янв. -
Оренбургские губернские ведомости. 1865. 25 янв. -
Оренбургские губернские ведомости. 1865. 22 мая. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 3 дек. -
Банникова Е.В. Уральское купечество в русско-азиатской торговле первой половины XIX века // Российская история. 2009. № 1. С. 25–34. -
Выбор статей из Оренбургских губернских ведомостей за 1859 год. Уфа : Губернская тип., 1859. 352 с. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 27 февр. -
Крылов Н.А. Воды России и грузовые (непаровые) суда на них плавающие // Фабрично-заводская промышленность и торговля России : с приложением общей карты фабрично-заводской промышленности Российской империи / изд. Департамента торговли и мануфактур Ми- нистерства финансов. СПб. : тип. В.С. Балашева и Кº, 1893. Отд. XVII. С. 98–130. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 28 мая. -
Оренбургские губернские ведомости. 1846. 17 авг. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 21 мая. 38. РГИА. Ф. 1287.
-
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 18 июня. -
РГИА. Ф. 18. -
Мельников С.Л. Речной транспорт Камско-Вятского бассейна во второй половине XIX века : дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1997. 201 с. -
Хамитбаева Н.С. Волжско-Камское судоходство и сельское хозяйство Среднего Поволжья в эпоху капитализма (1861–1900 гг.) // Матери- алы Итоговой конференции Института истории им. Ш. Марджани АН РТ за 2006 год по отделу средневековой истории / отв. ред. и со ст. И.К. Загидуллин. Казань : Ин-т истории АН РТ, 2008. С. 93–120. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 11 июня. -
Выбор статей из Оренбургских губернских ведомостей за 1860 год. Уфа : Губернская тип., 1861. 496 с.
-
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 16 июля. -
Уфимские губернские ведомости. 1877. 9 апр. -
Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Софроновская пристань // Бельский речник. 1993. № 24. -
Уфимские губернские ведомости. 1866. 8 окт. -
Оренбургские губернские ведомости. 1860. 14 мая.
References
-
Cheremshansky, V.M. (1859) OpisanieOrenburgskoyguberniiv khozyaystvenno-statisticheskom,etnograficheskomipromyshlennomotnosheniyakh
[Description of Orenburg Governorate in terms of economy, statistics, ethnographe and industry]. Ufa: Orenburg Provincial Board.
-
Ignatiev, R.G. (1873) KhronikadostopamyatnykhsobytiyUfimskoygubernii[Chronicle of memorable events of the Ufa Governorate]. In: PamyatnayaknizhkaUfimskoygubernii.Chast'II[Memory tickler of the Ufa Governorate. Part II]. Ufa: Gubernskaya tipografiya. pp. 1 –18. -
Listovskiy, A.S. (1883) Letopis' parokhodstva po reke Beloy [The steam navigation chronicle on the Belaya River]. In: SpravochnayaknizhkaUfimskoyguberniiza1883god.OtdelenieII[Reference Book of the Ufa Governorate for 1883. Section II]. Ufa: N. Blokhin. pp. XLVI–LI. -
Gurvich, N.A. (1876) OsudokhodstvevUfimskoyguberniiza1874god[About shipping in the Ufa Governate in 1874]. In: Ufimskiykalendarna1876god. Otdelenie2[The Ufa Calendar for 1876. Section 2]. Ufa: Gubernskaya tipografiya. p. 60. -
Shushkanov, N.G. (1936) Beglye.IzzhiznirabochikhZlatoustovskogozavodavpervoypolovineXIXveka[Those who escaped. From the life of Zlatoustovsk plant workers in the first half of 19th century]. Sverdlovsk: Sverdlov. obl. izd-vo. -
Kuznetsov, V.N. (1960) TransportBashkirii:kratkiyekonomiko-geographicheskyocherk[Transport of Bashkiria: A brief economic and geographic discourse]. Ufa: Bash. knish. izd-vo. -
Ivanov, V.B. (1982) Na Belskikh prostorakh[On the great spaces of the Belaya River]. Ufa: Bashknigoizdat. -
Istomina, E.G. (1991) VodnyytransportRossiivdoreformennyyperiod:(istoriko-geograficheskoeissledovanie)[Water transport of Russia in the prereform period]. Мoscow: Nauka. -
Spitskiy, V.V. (2007) Iz istorii razvitiya rechnogo transporta Respubliki Bashkortostan [From the history of the development of the river transport in the Republic of Bashkortostan]. VestnikBashkirskogogosudarstvennogouniversiteta–Bashkir StateUniversityJournal. 2. pp. 81–82. -
Kulbakhtin, S.N. (2008) Medeplavil'nyezavodyTverdyshevykhiMyasnikovykhnaYuzhnomUralevXVIIIveke[Tverdyshevs and Myasnikovs Copper-smelting plant on the Southern Urals in 18th century]. Ufa: RHS RESMC ME RB. -
Batyrshin, A.P. (2012) Puti soobshcheniya v Ufimskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX veka [Means of communication in the Ufa Governorate in the second half of 19th century]. EuropeanSocialScienceJournal. 10-2(26). рр. 364–370. -
Rodnov, M.I. (2008) KhlebnyyrynokUfimskoygubernii v kontseXIX–nachaleXX veka[The grain market in the Ufa governorate in the late 19th–early 20th century]. Ufa: Ufa State Academy of Economy and Service. -
Sinenko, S.G. (2002) GorodnadBeloyrekoy.KratkayaistoriyaUfyvocherkakhizarisovkakh.1574–2000[A city over the Belaya River. A brief history of Ufa in essays and drawings. 1574–2000]. Ufa: Bashkortostan. -
Nigmatullina, I.V. (2004) StarayaUfa.Istoriko-kraevedcheskyocherk[Old Ufa. A historic-cultural essay]. Ufa: Kitap. -
Khudyakov, V.A. (2008) Na volne pamyati [On the wave of memory]. Belskiyeprostory.10. pp. 156–168. -
Shepelev, L.E. (1981) Tsarizm i burzhuaziya vo vtoroy polovine XIX veka. Problema torgovo-promyshlennoy politiki [Tsarism and bourgeoisie in the second half of the 19th century. The problem of industrial and commercial policy]. Leningrad: Nauka. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1859a) 6th June. -
Solovyeva, A.M. (1990) PromyshlennayarevolyutsiavRossiivXIXveke[The industrial revolution in Russia in the 19th century]. Moscow: Nauka. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1859b) 29th August. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860a) 27th August. -
Korelin, A.P. (2011) Agrarnyy sektor v narodnokhozyaystvennoy sisteme poreformennoy Rossii (1861–1914 gg.) [Agricultural sector in post-reform Russia economic system (1861–1914)]. Rossiyskayaistoriya– RussianHistory. 1. pp. 42–56. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860b) 22nd October. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1859c) 15th August. -
Mironov, B.N. (1981) VnutrenniyrynokRossiivovtoroypolovineXVIII–pervoypolovineXIXv.[Russia internal market in the second half of the 18th century]. Leningrag: Nauka. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860c) 16th January. -
The Russian State Historical Archive (RGIA). Fund 1288. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860d) 9th January. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1865a) 25th January. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1865b) 22nd May. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860e) 16th December. -
Bannikova, E.V. (2009) Uralskoekupechestvovrussko-aziatskoytorgovlepervoypolovinyXIXveka[Ural trade in Russian and Asian trade of the first half of the 19th century]. Rossiyskayaistoriya– RussianHistory. 1. pp. 25–34. -
Anon. (1859) VyborstateyizOrenburgskikhgubernskikhvedomosteyza1859god[Selected articles from “Orenburgskie gubernskie vedomosti” for 1859]. Ufa: Gubernskaya tipografiya. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860f) 27th February. -
Krylov, N.A. (1893) Vody Rossii i gruzovye (neparovye) suda na nikh plavayushchie [Russian waters and its cargo (non-steamer) ships]. In: Fabrichno-zavodskayapromyshlennost'itorgovlyaRossii[Russian factory sector and trade]. St. Petersburg: V.S. Balashev and Co. pp. 98 –130. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860g) 28th May. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1846). 17th August. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860h) 21st May. -
The Russian State Historical Archive (RGIA). Fund 1287. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860i) 18th June. -
The Russian State Historical Archive (RGIA). Fund 18. -
Melnikov, S.L. (1997) Rechnoy transport Kamsko-Vyatskogo basseyna vo vtoroy polovine XIX veka[River transport of the Kama-Vyatsk basin in the second half of the 19th century]. History Cand. Diss. Izhevsk. -
Khamitbaeva, N.S. (2008) Volzhsko-Kamskoe sudokhodstvo i sel'skoe khozyaystvo Srednego Povolzh'ya v epokhu kapitalizma (1861–1900 gg.) [The Volga and Kama steamer shipping and the Volga region agriculture during the epoch of capitalism (1861–1900)]. In: Zagidullin, I.K. (ed.) Materialy Itogovoy konferentsii Instituta istorii im. Sh. Mardzhani AN RT za 2006 god po otdelu srednevekovoy istorii [The materials of Mardzhani AS RT Institute of History Final conference of 2006 on Medieval History department]. Kazan: AS RT. pp. 93 –120. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860j) 11th June. -
Anon. (1861) Vybor statey iz Orenburgskikh gubernskikh vedomostey za 1860 god [Selected articles from “Orenburgskie gubernskie vedomosti” for 1860]. Ufa: Gubernskaya tipografiya. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860k) 16th July.