ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 986
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
-
Ufimskiegubernskievedomosti.(1877) 9th April. -
Gudkov, G.F. & Gudkova, Z.I. (1993) Sofronovskaya pristan [The Sofronovskaya harbour]. Belskiyrechnik. 24. -
Ufimskie gubernskievedomosti.(1866) 8th October. -
Orenburgskiegubernskievedomosti. (1860l). 14th May.
Сведенияобавторе:
Коновалов Николай Александрович – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и историко-культурного наследия Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа, Россия). E-mail: nikalekkon@yandex.ru
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthor:
Konovalov Nikolay A – Candidate of Historical Sciences, Senior lecturer of the Department of General History and Historical and Cultural
Heritage of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa, Russian Federation). E-mail: nikalekkon@yandex.ru
Theauthordeclaresnoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 22.08.2019; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted22.08.2019;acceptedforpublication21.03.2023
81
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
Научная статья УДК 94(57)+314.46
doi: 10.17223/19988613/82/9
Празднование трехсотлетних юбилеев сибирских городов как отражение государственной и региональной политики памяти (1904–2016 гг.)
Екатерина Ивановна Красильникова1, Сергей Сергеевич Наумов2
1Новосибирскийгосударственныйтехническийуниверситет,Новосибирск,Россия,katrina97@yandex.ru
2Омскийгосударственныйуниверситетим.Ф.М.Достоевского,Омск,Россия,naumov_s_s@mail.ru
Аннотация. Сопоставляется коммеморативная составляющая празднований трехсотлетних юбилеев сибирских городов на хронологическом отрезке от начала XX в. до начала ХХI в. Выясняются смыслы политики памяти, отраженные в юбилеях; выявляются черты исторической преемственности и разрывов в использовании истори- ческих символов в ходе празднований. Доказываться, что на разных этапах пропагандой неизменно использова- лись в ходе торжеств одни и те же исторические символы, однако в зависимости от политико-идеологических контекстов менялись их прочтение, частота и характер применения.
Ключевые слова: юбилейные торжества, политика памяти, коммеморация, политический праздник, города Сибири
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ (проект № 19-011- 31114) «Политика памяти: исторические символы и коммеморативные практики в системе социально- политической саморегуляции региона (Сибирь XX – начала XXI в.)».
Для цитирования: Красильникова Е.И., Наумов С.С. Празднование трехсотлетних юбилеев сибирских городов как отражение государственной и региональной политики памяти (1904–2016 гг.) // Вестник Томского государ- ственного университета. История. 2023. № 82. С. 81–88. doi: 10.17223/19988613/82/9
Original article
Сelebrating the tercentenary anniversaries of Siberian cities as a reflection of the state and regional politics of memory (1904–2016)
Yekaterina I. Krasilnikova1, Sergey S. Naumov2
1NovosibirskStateTechnicalUniversity,Novosibirsk,RussianFederation, katrina97@yandex.ru
2 F.M.DostoevskyOmskStateUniversity, Omsk, RussianFederation,naumov_s_s@mail.ru
Abstract. The relevance of the article is due to the increased attention of society and the state to the problems of perpetua- ting the memory of significant events and the use of the past for political purposes. The article presents the results of a comparative analysis of the celebrations of the three-hundredth anniversary of Siberian cities in the chronological peri- od from the beginning of the XX century to the beginning of the XXI century. Special attention is paid to the commemo- rative component of the celebrations. The novelty of the study is seen in the fact that for the first time the meanings of memory policy reflected in the celebrations are clarified; socio-political and cultural contexts that have affected the nature of the celebrations in different years are established; the features of historical continuity and gaps in the use of historical symbols during the celebrations are revealed. But, since the nature of the celebrations reflected the anti- government views and requirements of its organizers, the holiday did not take place under pressure from the authorities. The 300th anniversary of Krasnoyarsk was officially celebrated in 1928 already in Soviet times. The celebrations served to propagate the significant achievements of the Soviet state in solving the old problems of Siberia. Cultural institutions of Krasnoyarsk on the occasion of the anniversary received funds for the further development of urban infrastructure. The anniversary of Yakutsk was not celebrated in 1932, which was due to the recent suppression of the national opposi- tion in Yakutia. The 300th anniversary of Irkutsk was celebrated twice. This was due to the growth of regional identity, nostalgia for the pre-revolutionary Past and the strengthening of local political elites. The anniversary of Omsk in 2016 did not help the city to solve its economic and cultural problems. At the same time, it demonstrated the disunity of Omsk inhabitants, who evaluate the local past too differently. The classification of historical symbols constantly used at the level of propaganda, including the symbols "denigrating", glorifying and romanticizing the past of the region, is proposed. It is proved that all these symbols were invariably used during the celebrations, but depending on the political and ideological contexts, their reading, frequency and nature of application changed.
© Е.И. Красильникова, С.С. Наумов, 2023
Keywords: anniversary celebration, politics of memory, commemoration, political holiday, Siberian city
For citation: Krasilnikova, Y.I., Naumov, S.S. (2023) Сelebrating the tercentenary anniversaries
of Siberian cities as a reflection of the state and regional politics of memory (1904–2016). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.Istoriya–TomskStateUniversityJournalof History. 82. pp. 81–88. doi: 10.17223/19988613/82/9
В современности, которую нередко стали называть
«мемориальной эпохой», особую актуальность имеет изучение влияния политики памяти на самосознание, самоопределение общества, его целеполагание и выбор стратегий развития на разных исторических этапах. Яркими отражениями политики памяти являются мас- совые коммеморативные торжества, в числе которых к настоящему моменту, пожалуй, наименее изучены празднования юбилеев российских городов в истори- ческой динамике. Между тем исследование этой темы может способствовать осмыслению сущности и эффек- тивности исторически сложившихся практик использо- вания коллективной памяти о региональном прошлом для широкой артикуляции политических, экономиче- ских, социальных и культурных проблем, существую- щих в разных уголках большой страны, а также поиска способов и средств их решения.
В ХХ–ХХI вв. праздновалось много юбилеев си- бирских городов; внешне эти торжества были похожи между собой. Для сибирского города 300-летие – это обычно первый значимый юбилей, своеобразное «со- вершеннолетие», придающее населенному пункту ста- тус города глубоких региональных традиций. Практика особенно торжественно отмечать именно эту памятную дату была задана 300-летием самого региона (в составе России), послужившим для сибиряков поводом обра- тить внимание центральных властей на проблемы Сибири и просить помощи в их решении. Первые тор- жества в честь 300-летних юбилеев наиболее старых сибирских городов Тобольска, Березова, Томска и Крас- ноярска задали стандарт юбилейных коммемораций, на который сибиряки ориентировались в дальнейшем. Практически на каждый этап истории политики памяти в сибирском регионе пришлось празднование 300-летия одного из сибирских городов. Это дает основание по- этапно проследить историю региональной политики памяти на примерах наиболее значимых 300-летних юбилеев.
Различные аспекты городской праздничной куль- туры дореволюционной Сибири изучалась Ю.М. Гон- чаровым [1], Н.П. Паршуковой [2], С.А. Шилиным [3] и др. Однако эти авторы не обращали особенного вни- мания на празднование юбилеев городов и их политико- идеологическое значение. Лучше исследованы торже- ства, устраивавшиеся в городах в честь 300-летия при- соединения сибирской земли к России, повлиявшие на характер празднований юбилеев сибирских городов. В этом смысле наиболее значима работа А.В. Ремнева, установившего особенности использования образов прошлого разными политическим субъектами в ходе празднований «300-летия Сибири» [4]. Празднования 300-летий сибирских городов описывались в отдель- ных работах историков и краеведов [5; 6. С. 381; 7; 8]. Попытка сравнения 300-летних юбилеев Томска, Крас- ноярска и 50-летнего юбилея Новосибирска с учетом
контекстов политики памяти предпринималась одним из авторов данной статьи [9]. Однако до сих пор не существовало научного исследования, посвященного обобщению опыта празднований 300-летних юбилеев городов Сибири за целый век, на протяжении которого заметно менялись контексты политики памяти. Меж- ду тем, изучая смежную тематику, историки вплот- ную подошли к вопросу отражения динамики полити- ки памяти в массовых торжествах, устраивавшихся в советское время в честь городских юбилеев. Так, политические контексты и идеологические смыслы официальных советских праздников в городском про- странстве Сибири, прежде всего Октябрьских тор- жеств, затрагивались немецким историком М. Роль- фом [10], а также сибирскими учеными П.Е. Азаровой [11], Т.Н. Зо-лотовой [12] и Е.И. Красильниковой [13.
С. 307–368].
Цель данной статьи – определить этапы развития политики памяти в Сибирском регионе, проявлявшей- ся в ходе празднований череды трехсотлетий сибир- ских городов в период с начала XX до начала XXI в. Для этого предстоит определить доминирующие на разных исторических этапах смыслы политики памя- ти, результатом реализации которой и являлись инте- ресующие нас торжества, установить контексты (куль- турные и социально-политические), отразившиеся на характере празднований в разное время, а также вы- явить признаки исторической преемственности и раз- рывов в практиках политического использования сим- волов прошлого и коммеморации в ходе празднований трехсотлетних юбилеев сибирских городов.
Раскрытие специфики исторической динамики по- литики памяти, проявлявшейся в празднованиях в честь юбилеев сибирских городов, осуществлялось нами с опорой на системно-генетический метод и принцип историзма. Работая над данной статьей, ее авторы ори- ентировались на исследовательское поле memory studies [14, 15], в рамках которого формируется кон- цептуальное представление о политике памяти, рас- сматриваемой нами вслед за О.Ю. Малиновой как дея- тельность государства и других акторов, направленная на утверждение тех или иных представлений о коллек- тивном прошлом и формирование поддерживающей их инфраструктуры [16. С. 33]. В центре нашего ис- следовательского внимания находятся порожденные политикой памяти коммеморации, символы и связан- ные с ними нарративы, которые рассматриваются от прошлого к современности.
Основными источниками исследования послужили не публиковавшиеся ранее делопроизводственные до- кументы, хранящиеся в государственных архивах Том- ска, Красноярска, Якутска и Иркутска, отражающие подготовительный этап праздничных мероприятий и их проведение, а также праздничные публикации в мест- ных газетах, свидетельствующие о коммеморативной
активности и позициях различных субъектов по отно- шению к прошлому.
С середины XIX в. в Российской империи широко распространилась практика отмечать на государствен- ном уровне всевозможные общезначимые юбилеи, в том числе и юбилеи столиц, что отвечало запросам актив- ного нациостроительства. Однако с периода либераль- ных реформ Александра II жители страны стали праздновать и юбилеи провинциальных городов, ис- пользуя их для акцентирования внимания властей, а также широкой общественности на инфраструктур- ных, социальных, политико-правовых и культурных проблемах регионов страны. Череда празднований 300-летних юбилеев сибирских городов предварялась торжествами в честь 300-летия присоединения Сибири к России (1881 и 1882 гг.). Государство стремилось использовать эту памятную дату как способ современ- ной политической мобилизации и целеполагания бу- дущего в контексте продвижения концепта единения народа и самодержавия [4. С. 37]. В ответ на это сиби- ряки впервые открыто и организованно заговорили о необходимости демократических преобразований в их
«стране», переведя этот разговор на «язык историче- ских воспоминаний» [4. С. 48] для демонстрации на исторических примерах истоков проблем региональ- ного развития. Использованный в ходе этих торжеств образный ряд, связанный с историей Сибири, вклю- чавший как позитивные образы казаков – покорителей Сибири и просветителей, так и мрачные образы ка- торжан, проявит в дальнейшем, как мы увидим, устой- чивость на разных исторических этапах в разных уголках нашего обширного региона.
В 1904 г. приняли решение отпраздновать 300-летие своего города томичи. Обращение к «мрачным» исто- рическим сюжетам было направлено на то, чтобы об- разно, эмоционально и убедительно показать истоки проблем, существующих в Томске и всей Сибири, которая влачит бремя колониального состояния. Орга- низаторы торжеств использовали язык истории для обоснования остро назревшей необходимости ряда демократических преобразований в губернии. Юбилей рассматривался городской думой как повод ходатай- ствовать перед государем о введении всеобщего и обя- зательного обучения, суда присяжных, высшего жен- ского образования в Томске, а также о расширении избирательного права для городских управлений в Си- бири и об окончательной отмене ссылки в Томской губернии [17. Л. 17]. Так проявилось влияние Первой русской революции, когда оппозиционно настроенные в отношении царской власти силы Сибири боролись за демократические реформы.
Методы реализации политики памяти, которые планировала использовать городская дума Томска, в дальнейшем закрепились как традиция. Среди них просветительские мероприятия на исторические темы, взывавшие к местному патриотизму и ностальгиче- ским чувствам, подготовка к изданию обобщающего краеведческого труда, посвященного Томску, привле- чение широкой общественности к сбору исторических артефактов и сведений о городе, маркирование основ- ных памятных мест. Юбилейная Комиссия тенденци-
озно, даже избирательно отмечала вещи и места, свя- занные с покорением Сибири «вольными казаками» и с историей свободомыслия в Томске, представленной примерами декабристов, народников и областников [17. Л. 13–13 об.]. В ходе подготовки к празднику том- ской Комиссией было решено максимально широко оповестить о 300-летнем юбилее различные городские управления по всей стране, учебные заведения, учре- ждения культуры, общественные организации, перио- дические издания, максимально вовлечь в торжества авторитетный Томский университет, надеясь на под- держку в реализации демократических инициатив [17. Л. 17]. Но праздник так не состоялся. 11 сентября, под давлением со стороны властей, праздничная Комиссия официально объявила о решении «отложить торжества ввиду военного времени до более благоприятного мо- мента» [18].
300-летие Томска отразила лишь местная газетная печать. В юбилейный день «Сибирская жизнь» опуб- ликовала стихи П. Блиновского, в духе областничества прославившего лихих казаков – завоевателей Сибири – и основателей Томска. Раннюю историю Томска Бли- новский описал как мрачное время мужественного противостояния маленького острога набегам «дикарей» и нападениям беглых каторжан, а современность – противоположно, как век просвещения и надежд на скорое решение вековых проблем Томска [19].
В 1928 г. отмечалось 300-летие Красноярска. Те тор- жества, которые ранее готовились к 300-летию Том- ска, инициировались силами, настроенными оппози- ционно в отношении царской власти. Красноярский же праздник организовывался почти через 11 лет после ее свержения. Его совместно готовили партийные органы и общественные организации, которые уже привычно действовали сообща в рамках идеологической кампа- нии. Как и прочие советские праздники – памятные даты, юбилей Красноярска служил пропаганде тезиса о грандиозных достижениях всестороннего развития страны и Сибири как ее части за короткое десятилетие после революции. Дореволюционное прошлое Сибири праздничная пропаганда преподносила сугубо нега- тивно, так и в случае с подготовкой к томскому юби- лею. Но мрачные краски пропаганда теперь использо- вала для яркого противопоставления того, что было в Красноярье до революции, характеристикам дости- жений социалистического строительства в регионе.
Общей тенденцией конца 1920-х – начала 1930-х гг. было искусственное занижение государством интереса к событиям военно-революционной истории на местах и рост внимания к событиям российского масштаба. Однако организаторы юбилейных торжеств в Красно- ярске этому еще противостояли. Красноярские комме- мораторы прославляли героическую борьбу именно местных подпольщиков, сопротивлявшихся «колча- ковщине». Краеведы и музейные работники, чьи про- фессиональные установки сформировались еще до революции, на заре музейного строительства в реги- оне, романтизировали и эстетизировали местную ста- рину. Благодаря им прошлое Красноярска выглядело не настолько беспросветным, каким его изображала пропаганда в дни празднований 7 ноября. Красноярцы