ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 960
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
ков «для командирования» на Сибирский тракт; 4) при каждом уездном полицейском управлении держать 3– 6 пеших стражников; 5) для становых приставов оста- вить прежнее число пешей стражи; 6) при городских полицейских управлениях оставить пеших стражников только в Перми, Екатеринбурге и Камышлове.
Таким образом, общее число конной стражи срав- нительно со штатами 1870 г. сокращалось со 112 до 68, а пеших увеличивалось со 110 до 111. Полученная эко- номия более чем в 9 тыс. руб. в год подлежала бы на выплату повышенного содержания стражникам, а остав- шаяся сумма в 3 340 руб. «могла бы быть обращена на увеличение числа урядников, которых в Пермской губернии относительно ее пространства и населения весьма мало» [8. Ф. 1286. Оп. 53. Д. 282. Л. 2–14 об.].
МВД, однако, продолжало настаивать на упраздне- нии полицейской стражи в связи с тем, что последняя несла фактически обязанности городовых, которые должны были, по законодательству того времени, со- держаться за счет бюджета поселений, а не государ- ства. Однако органы местного самоуправления не имели ни средств, ни желания усиливать полицию. Губернские власти в конце концов вынуждены были согласиться с планом правительства. При этом на практике ликвидация стражи осуществлена не была.
Новый этап в преобразовании полиции наступил в 1900 г., когда правительство готовилось к введению полицейской стражи на всей территории империи. Как отмечал особый циркуляр Департамента полиции, со дня издания Временных правил и штатов полиции прошло 37 лет, и за это время «изменились в значительной степени и самыя условия жизни»: оклад и штаты, утвержденные в 1862 г., были уже явно недостаточны. В ряде мест положение улучшилось, но преимущест- венно в городах, которые обладали на то средствами. Уездная полиция осталась практически неизменной. Правительство планировало произвести отчуждение сельской полиции от «местных общественных орга- нов», упразднить должности сотских и десятских, вве- сти вместо них особых наемных сельских стражников, подчиненных непосредственно урядникам. Каждому стражнику планировалось предоставить определенный район, установленный «по цифре населения». Губер- наторам предлагалось изложить свои соображения по предстоящей реформе до 1 ноября 1900 г. [10. Ф. 132.
Оп. 3. Д. 56. Л. 1 об.–2].
Начальники губерний вновь обратились за сведени- ями к уездным исправникам. Пожалуй, наиболее об- стоятельный и аргументированный проект преобразо- ваний составил руководитель златоустовской полиции Уфимской губернии Н.А. Ключников. Подготовленная им 25 сентября 1900 г. «Записка… по вопросу о пре- образовании уездной полиции» состояла из 4 разделов:
«Об увеличении содержания чинам уездной полиции»;
«Об изменении станов и уряднических участков»;
«О замене сельской полиции стражниками»; «По во- просу о сложении полицейских обязанностей с во- лостных старшин и сельских старост и об отделении полиции от органов общественного управления».
Наибольшее внимание исправник уделил первой проблеме. «Хотя со времени начала реформ… наша
полиция сильно двинулась вперед, вооружилась неко- торым достоинством, облагородилась, но, по случаю материальной необеспеченности… принуждена зани- мать даже и среди уездного общества приниженное положение», – утверждал Н.А. Ключников. По при- чине материальной необеспеченности чинов полиции и «исторически сложившегося о ней невыгодного мнения» люди, которые идут служить в ней, мало со- ответствуют своему назначению как в нравственном, так и в интеллектуальном плане. Улучшение матери- ального положения привлекло бы на службу в поли- цию «лучшее силы». Так, оплата практически всех руководящих «чинов уездного управления» (1 800– 3 300 руб.) превышает жалование даже уездного ис- правника (1 500 руб.), не говоря уже о становом при- ставе (600 руб.) и полицейском надзирателе (400 руб.).
«На эти несчастные деньги они вынуждены содержать себя и семью… – сокрушался златоустовский исправ- ник, – иметь постоянную приличную форменную одежду… становые приставы, кроме того, находясь постоянно в разъездах, должны иметь экипажи и до- рожное платье». По утверждению Н.А. Ключникова, если посчитать одни только служебные расходы, то на содержание себя и семьи средств совершенно не оста- валось. Недостаточными являлись, по мнению руково- дителя полиции, и 1 000 руб., выделяемые на канце- лярские нужды, в связи с чем полицейское управление незаконно содержит одного городового в качестве писца и одного – рассыльным, «в ущерб наружной службе». Недостаточно и канцелярских средств, отпус- каемых полицейским надзирателям, так как за 8–10 руб. нигде нельзя найти «порядочного писца». Обращает исправник внимание и на крайне скудное пенсионное обеспечение полицейских, предлагая создать при МВД
«эмеритальную кассу».
Переходя к ненормальному положению нижних чинов, Н.А. Ключников отмечает, что общее число городовых по штату составляло 50 человек, что для города в 20 тыс. жителей вполне достаточно. Однако из-за того, что содержание, выплачиваемое городовым (кроме 10 фабрично-заводских), не соответствовало
«труду и местным условиям», люди на службу в поли- цию не шли, а если и устраивались, то только на ко- роткий срок, пока не найдут заработка на местном за- воде. В летнее время, когда начинались «страдные работы», комплект городовых уменьшался до полови- ны. «Текучка кадров» вела также к тому, что городо- вые не успевали «усвоить обязанности службы». Тя- жесть службы городовых объяснялась как суровым климатом, так и «низким нравственным уровнем» населения. Задержанных за пьянство и буйство при 20 тыс. населения – до 2,2 тыс. ежегодно. Исправник предложил увеличить квартирные городовым в 3,5– 4,3 раза и, кроме того, на 28–30% усилить жалование.
Во второй части своей «Записки» Н.А. Ключников,
«чтобы сделать труд Златоустовской полиции продук- тивным», предложил разделить уезд вместо нынешних 4 на 5 станов, соразмерных по количеству населения (в 3-м и 4-м станах населения было вдвое больше, чем в 1-м и 2-м), а также учредить 2 новых уряднических участка. В качестве главных аргументов в пользу
«становой реформы» исправник привел следующие доводы: «отсутствие надлежащего понятия о собствен- ности» у местного населения вызывает массу дел о пользовании чужим имуществом; торгово-промыш- ленные заведения, которых в уезде 1 345, не выполня- ют без «принудительных мер» установленные законом санитарные требования; башкирское население, состав- ляющее почти половину жителей, «не желает прини- мать самых простых обязанностей перед государством и обществом», а к «сделанным в их же интересах» мерам «относится недоверчиво и даже враждебно»; наконец, «ряд последовавших законоположений, вы- звавших серьезные изменения в положении учрежде- ний и ведомств юстиции, финансов, а также городской земской и крестьянской администраций, значительно отразился на увеличении работы полицейских чинов».
В третьем разделе Н.А. Ключников дал весьма не- лестную характеристику сотским и десятским. В боль- шинстве селений они не получали никакого вознаграж- дения за свой труд, причем люди это были «бедные и забитые». При избрании вопроса об умственном раз- витии и готовности к полицейской службе не возника- ло. С «такими помощниками» у станового пристава и урядника, несмотря на то что на уезд выборной поли- ции приходилось до 700 чел., дела шли медленно. Ко- гда же к концу года из меньшинства сотских и десят- ских все-таки удавалось сформировать «что-то похо- жее на полицейского деятеля», их состав обновлялся. Для того чтобы стражники, призванные заменить сель- скую полицию, действовали эффективно, их необходи- мо было 160 (1 на 1 тыс. жителей), из которых 67 кон- ных. Кроме того, 12 стражников (по двое) должны были находиться при становых квартирах и при квартире полицейского надзирателя Юрюзаньского завода. Содер- жание стражников Н.А. Ключников предложил назна- чить в 180 р. при 48 р. квартирных, 25 р. на обмунди- рование и 80 р. «фуражных» для конных стражников.
Однако стражу исправник предлагал вводить не сра- зу, а постепенно, сначала, в качестве эксперимента, – в наиболее «бойких» частях Златоустовского уезда. В случае, если назначение стражников не состоится, необходимо было, по его мнению, реорганизовать сельскую полицию: увеличить время службы сотских до 3 лет, назначить им содержание «от общества», а также предоставить право сельским полицейским на медаль «за беспорочную службу».
На последний вопрос златоустовский исправник смотрел двояко. С одной стороны, старосты и старши- ны проявляют полный «индеферентизм» к полицей- ским функциям, прямо их не касающимся, а потому снять с них полицейские обязанности не представляло, по его мнению, особого труда. С другой стороны, чи- ны полиции при самостоятельном использовании обы- вателей как полицейской силы могли встретить за- труднения, так как не были наделены правом наложе- ния административных взысканий, в отличие от чинов сельской администрации. Что же касается разграниче- ния функций «органов общественного управления» и полиции, то его исправник только приветствовал, поскольку при пересечении полномочий тех и других
«возможны недоразумения и несогласия».
Хотя система аргументации Н.А. Ключникова в си- лу краткости составленного в Департамент полиции донесения и не была воспроизведена уфимским губер- натором Н.М. Богдановичем, основные его предложе- ния, как, впрочем, и других исправников, были пере- даны вышестоящим властям [9. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 622. Л. 23–32, 111–112 об.].
При создании законов о полицейской страже в нача- ле XX в. центральные власти, обобщая предложения сотен уездных исправников, вряд ли обратили особое внимание на требования уфимского. Тем не менее сравнение преобразования сельской полиции в начале XX в. может служить показателем актуальности или неактуальности предложений Н.А. Ключникова; в свя- зи с этим есть смысл выйти за указанные в заглавии хронологические рамки и рассмотреть введение поли- цейской стражи на Урале. В материальном обеспече- нии стражи реформа превзошла предложения златоус- товского исправника. Жалование стражника, включая квартирные, составило с 1 января 1906 г. от 300 до 360 руб. вместо предложенных исправником 253 руб.,
«фуражные» – 100 руб. [10. Ф. 132. Оп. 3. Д. 56.
Л. 15 об.–16] вместо 80 руб. Закон от 31 января 1906 г. увеличил жалование старших городовых до 300 руб., а младших – до 240 руб. [11. С. 64], что, в свою оче- редь, также было выше предложенных исправником 252 и 216 руб. Однако в связи со скачком инфляции, произошедшим параллельно с этим, сложно сказать, насколько данная мера действительно улучшила положение нижних полицейских чинов. Увеличилось в 1906 г. и содержание классных чинов полиции, а также был создан необходимый 5-й стан в Злато- устовском уезде. Число уряднических участков вме- сто предложенных исправником 20 на практике со- ставило в уезде 23, согласно числу волостей. Количе- ство стражников в то же время оказалось значительно ниже «потребного», по мнению Н. А. Ключникова: на 1907 г. – всего 116 человек. Правительство исходи- ло не из предложенного исправником принципа – один стражник на 1 тыс. населения, а из расчета один стражник на 2 тыс. жителей. Кроме того, расположена стража была лишь в самых «бойких» местах уезда, отрядами [12. С. 103], что оставляло большую часть территории по-прежнему на попечении неэффектив- ной сельской полиции.
Таким образом, в переписке местных властей с МВД и Департаментом полиции можно отметить несколько тенденций. Во-первых, из соображений экономии правительство на протяжении практически всего рассматриваемого периода крайне неохотно шло на удовлетворение проектов местных властей по уве- личению штатного состава полиции и ее окладов, порой даже тех, которые составлялись по инициативе МВД. Вообще для правительства гораздо более весо- мым аргументом к преобразованиям служили действи- тельные беспорядки в той или иной местности, нежели все уверения губернаторов о том, что с наличными штатами и окладами полиция не способна выполнять свои обязанности сколько-нибудь эффективно. Другим очевидным трендом стало то, что сами предложения с мест, как правило, касались не качественных, а ко-
личественных изменений штатов полиции. Предложе- ния о каких-либо более глубоких изменениях устрой- ства полиции предоставлялись уральскими властями, как правило, только по требованию МВД. И в этом направлении, пусть и крайне медленно, но предложе- ния полицейских и губернаторов приобретали все более прогрессивный характер. Это можно видеть, к приме- ру, при сравнении проектов введения полицейской стражи 1864 и 1900 гг. Если в первом случае местные власти Пермской губернии все еще держались за ста- рые архаичные формы охраны общественного порядка в виде осуществления полицейских функций казаками, то к концу XIX в. предлагались реформы, направленные на некоторую профессионализацию общей полиции в су- ществующих условиях. Показательно в этом смысле не только содержание пермского проекта, но и отсутствие
каких-либо предложений в 1860-е гг. от оренбургских властей. Видимо, имея в своем распоряжении значи- тельное число казаков, власти даже и не думали, что полицейская старжа может быть основана на иных – профессиональных – началах. В то же время в 1900 г. руководители уральской полиции приветствовали заме- ну сотских и десятских стражниками, а также размеже- вание функций полиции и выборной сельской админи- страции. В «Записке…» златоустовского уездного ис- правника, прекрасно знавшего, как часто правительство затягивало преобразования полиции по экономическим соображениям, содержался также интересный проект уси- ления, насколько это было возможно, «профессионали- зации» самих сотских и десятских, не требовавший до- полнительных расходов «от казны». Однако централь- ными властями эти предложения рассмотрены не были.
-
Фомичев А.Ю. Проекты реформы российской полиции в конце XIX – начале XX века : дис канд. юрид. наук. М., 1999. 190 c. -
Тот Ю.В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке : дис д-ра ист. наук. СПб., 2003. 489 с. -
Касьянов А.В. К вопросу о реформе полиции Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны // Черные дыры в Российском законодательстве. 2014. № 1. С. 32–35. -
Токарева С.Н. К вопросу о реформе полиции Российской империи начала XX века: кристаллизация полномочий // Ученые записки : элек- тронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4. URL : http://scientific-notes.ru/pdf/022-008.pdf (дата обра- щения: 20.08.2019). -
Тот Ю.В. Сенатор Ф.П. Ключарев и его записка «О лучшем устройстве гражданского в губерниях управления» // Российская история. 2017.
№ 1. С. 80–90.
-
Сичинский Е. П. Полиция Южного Урала в период кризиса самодержавия. М. : Майор, 2005. 224 с. -
Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). -
Российский государственный исторический архив (РГИА). -
Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). -
Государственный архив Пермского края (ГАПК). -
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. СПб. : Гос. тип., 1909. T. 26, ч. 1. 1157 с. -
Петров А.В. Организационно-правовые основы деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале XX века // Полицейское право: история и современность. 2005. № 3. С. 101–105.
References
-
Fomichev, A.Yu. (1999) ProektyreformyrossiyskoypolitsiivkontseXIX–nachaleXXveka[Projects of reform of the Russian police in the late 19th – early 20th century]. Law Cand. Diss. Moscow. -
Tot, Yu.V. (2003) Reformauezdnoypolitsiivpravitel'stvennoypolitikeRossiivXIXveke[Reform of the district police in the government policy of Russia in the 19th century]. History Dr. Diss. St. Petersburg. -
Kasyanov, А.V. (2014) K voprosu o reforme politsii Rossiyskoy imperii nakanune i v gody Pervoy mirovoy voyny [On the issue of police reform
of the Russian empire on the eve and during the First World War]. ChernyedyryvRossiyskomzakonodatel'stve. 1. pp. 32–35.
-
Tokareva, S.N. (2011) K voprosu o reforme politsii Rossiyskoy imperii nachala XX veka: kristallizatsiya polnomochiy [On the issue of police reform in the Russian Empire at the beginning of the 20th century: Crystallization of powers]. Uchenye zapiski: elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogogosudarstvennogouniversiteta.4. [Online] Available from: http://scientific-notes.ru/pdf/022-008.pdf -
Tot, Yu.V. (2017) Senator F.P. Klyucharev i ego zapiska “O luchshem ustroystve grazhdanskogo v guberniyakh upravleniya” [Senator F.P. Klyucha- rev and his note “On the Best Structure of Civilian Government in the Provinces”]. Rossiyskayaistoriya. 1. pp. 80–90. -
Sichinskiy, E.P. (2005) PolitsiyaYuzhnogoUralavperiodkrizisasamoderzhaviya[Police of the Southern Urals during the crisis of autocracy].
Moscow: Mayor.
-
The State Archives of Orenburg Region (GAOO). -
The Russian State Historical Archive (RGIA). -
The National Archives of the Republic of Bashkortostan (NARB). -
The State Archives of the Perm Krai (GAPK). -
Russia. (1916) PolnoesobraniezakonovRossiyskoyimperii[Complete Laws of the Russian Empire]. Col. 3. St. Petersburg: Gos. tip. -
Petrov, A.V. (2005) Organizatsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti obshchey politsii Urala i Sibiri v nachale XX veka [Organizational and legal foundations of the general Police of the Urals and Siberia in the early 20th century]. Politseyskoe pravo: istoriya i sovremennost'. 3. pp. 101– 105.
Сведенияобавторе:
Рязанов Сергей Михайлович – кандидат исторических наук, старший преподаватель Пермского института Федеральной службы исполнения наказания России (Пермь, Российская Федерация). Е-mail: s_ryazanov@mail.ru
Авторзаявляетоботсутствииконфликтаинтересов.
Informationabouttheauthor:
Ryazanov Sergey M. – Candidate of Historical Sciences, Senior lecturer at the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Perm, Russian Federation). E-mail: s_ryazanov@mail.ru
Theauthordeclaresnoconflictsofinterests.
The article was submitted 20.08.2019; accepted for publication 21.03.2023Статьяпоступилавредакцию20.08.2019;принятакпубликации21.03.2023
114
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
Научная статья
УДК 94(47).08 + 94(510)
doi: 10.17223/19988613/82/13
Таможенные пошлины как инструмент регулирования торговых отношений России и Китая: первая половина 60-х гг. XIX в.