ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 957
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Методологическую основу исследования состав- ляют принципы историзма и объективности историче- ского исследования. Историко-статистический, исто- рико-сравнительный, ретроспективный и системный методы позволяют в полной мере использовать все имеющие методические и методологические основы при исследовании темы продовольственных капиталов Вологодской губернии в период с 1871 по 1917 г.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии не выступали темой отдельного исследования в историо- графии продовольственной безопасности Российской империи. Отдельных исследований, посвященных имен- но продовольственным капиталам Российской империи, за все три периода историографии проблемы нет; эта тема рассматривалась в общих работах, посвященных продовольственной безопасности или хлебным запас- ным магазинам Российской империи. Формирование продовольственных капиталов в дореволюционный период анализировалось в рамках исследования си- стемы продовольственной безопасности и деятельно- сти хлебных запасных магазинов в имперской России на волне протестного движения против царской вла- сти. В советское время она практически исчезла из поля деятельности исследователей, либо
ее включали в контекст общей аграрной истории Российской импе- рии. В современной историографии исследовательская оптика направлена на изучение системы хлебных за- пасных магазинов, изучением которых занимаются А.С. Рогожина [2–6], Е.В. Комлева [7, 8], П.П. Котов
[9–12], С.А. Пьянков [13, 14], И.А. Тарасова [15, 16],
Д.А. Ялтаев [17] и автор данного исследования [18–25]. При изучении темы историки обращаются к архивным материалам, в числе которых отчеты губернаторов, глав уездов и другие внутренние документы статисти- ческого характера, которые отложились в фондах рос- сийских архивов, часть которых была опубликована во Временнике центрального статистического комитета Министерства внутренних дел (Временник ЦСК МВД).
Архивные материалы, подтверждающие практику формирования продовольственных капиталов на пер-
вых двух этапах развития системы продовольственной безопасности Российской империи, отсутствуют. На- чало формирования системы продовольственных ка- питалов связано с законом 1822 года [26. С. 146–153], дальнейшее развитие отражено в продовольственном уставе 1834 года [27. С. 691–705]. Продовольственные капиталы создавались с целью дополнительного обес- печения населения продовольствием в случае чрезвы- чайных ситуаций, а в некоторых регионах, которые не могли обеспечить себя собственными зерновыми куль- турами в силу суровых природно-климатических усло- вий, они заменяли сбор зерна в хлебные запасные мага- зины. Изначально формированием продовольственного капитала занимались губернские власти. Согласно реформе земского самоуправления 1864 г. государство передало полномочия по формированию продоволь- ственных капиталов земствам, но после голода 1891– 1892 гг. правительство вновь решило возвратить пол- номочия губернии. В 1900 г. в соответствии с «Вре- менными правилами по обеспечению продовольстви- ем сельских обывателей» [28. С. 764–778] полномочия по формированию продовольственных капиталов по- лучила губернская администрация.
Объем сбора денежных средств для обеспечения одного человека менялся в ходе эволюции законода- тельства по организации системы продовольственной безопасности Российской империи. До 1834 г. норма сбора денег на пополнение продовольственного капи- тала законодателем не определялась. С 1834 г. продо- вольственный капитал по Российской империи на од- ного человека, согласно Уставу о народном продо- вольствии 1834 г., составлял 1,6 руб., а с 1842 г. он снизился до 48 коп., сбор осуществлялся по 6 коп. в год. С 1900 г., с принятием временных правил о народном продовольствии, норма сбора денег на одного челове- ка соотносилась со средней справочной ценой на хлеб за последние 10 лет. При этом законодатель не опре- делял, цена какого хлеба должна учитываться, озимого
или ярового, не было уточнений, какую среднюю спра- вочную цену брать для формирования продовольствен- ного капитала, общероссийскую или отдельно по каждой губернии. Правила были расплывчатыми и требовали практической доработки.
В отчетах губернатора Вологодской губернии не отражено, сколько денег необходимо было собирать для формирования продовольственного капитала. Дан- ные по средним ценам за десятилетие 1891–1900 гг. отражены в табл. 1 [29. С. 295]. Определить норму сбора денег на формирование продовольственного капитала с 1900 по 1917 г. можно, выяснив среднюю цену на все четыре злака (рожь, пшеница, овес, яч- мень). Средняя цена за пуд на все четыре злака в Во- логодской губернии составляла 0,76 руб. Исходя из этой цифры будет определяться норма сбора денег на пополнение продовольственного капитала на одного человека в губернии.
Т а б л и ц а 1
Средняя цена на ячмень, рожь, овес и пшеницу в Вологодской губернии за 1891–1900 гг.
Культура | Цена, коп. за пуд |
Ячмень | 0,76 |
Овес | 0,52 |
Рожь | 0,77 |
Пшеница | 1,01 |
Общая средняя цена по всем культурам | 0,76 |
В табл. 2 представлены цифровые показатели о со- бираемости продовольственного капитала в Вологод- ской губернии в период с 1871 по 1917 г. Архивные материалы за 1915–1917 гг. отсутствуют, поэтому цифровые показатели о собираемости продоволь- ственного капитала представлены только до 1914 г. включительно, хотя верхняя граница четвертого этапа системы продовольственной безопасности определена 1917 годом. Отсутствие сведений о денежных сборах можно связать с началом Первой мировой войны.
Т а б л и ц а 2
Продовольственные капиталы Вологодской губернии на четвертом этапе в 1871–1917 гг.
Год | Население губернии, чел. | Количество денег, необходимое для обеспече- ния народного продовольствия в соответствии с законодательно установленной нормой (норма с 1871 г. – 48 коп., с 1901 г. – 76 коп.), руб. | В ссудах, руб. | Всего капита- лов, руб. | Уровень обеспечения населения продоволь- ственными капиталами в процентном соотно- шении, % |
1871 | 1 008 878 | 484 261,44 | – | – | – |
1872 | 1 024 865 | 491 935,20 | – | – | – |
1873 | 1 039 596 | 499 006,08 | – | – | – |
1874 | 1 050 448 | 504 215,04 | – | – | – |
1875 | 1 064 393 | 510 908,64 | – | – | – |
1876 | 1 077 640 | 517 267,20 | – | – | – |
1877 | 1 098 669 | 527 361,12 | – | – | – |
1878 | 1 117 244 | 536 277,12 | – | – | – |
1879 | 1 131 584 | 543 160,32 | – | 336 228, 92 | 61,90 |
1880 | 1 139 982 | 547 191,36 | – | 372 346, 54 | 68,05 |
1881 | 1 149 167 | 551 600,16 | – | 405 068, 10 | 73,43 |
1882 | 1 167 004 | 560 161,92 | – | 403 095,47 | 71,96 |
1883 | 1 177 706 | 565 298,88 | – | 418 675, 22 | 74,06 |
1884 | 1 199 577 | 575 796,96 | 157 851, 40 | 473 634, 10 | 82,26 |
1885 | 1 204 055 | 577 946,40 | 186 516, 57 | 558 862, 91 | 96,69 |
1886 | 1 224 631 | 587 822,88 | 269 376, 09 | 641 704, 92 | 109,17 |
1887 | 1 243 773 | 597 011,04 | 198 996, 03 | 335 404, 88 | 56,18 |
1888 | 1 262 164 | 605 838,72 | 130 483, 57 | 498 392,09 | 82,26 |
О к о н ч а н и е т а б л . 2
Год | Население губернии, чел. | Количество денег, необходимое для обеспече- ния народного продовольствия в соответствии с законодательно установленной нормой (норма с 1871 г. – 48 коп., с 1901 г. – 76 коп.), руб. | В ссудах, руб. | Всего капита- лов, руб. | Уровень обеспечения населения продоволь- ственными капиталами в процентном соотно- шении, % |
1889 | 1 271 813 | 610 470,24 | 112 527,50 | 365 996,63 | 59,95 |
1890 | 1 285 342 | 616 964,16 | 247 466,29 | 573 704,44 | 92,99 |
1891 | 1 309 304 | 628 465,92 | 194 535, 65 | 319 030,40 | 50,76 |
1892 | 1 317 013 | 632 166,24 | – | 544 626,93 | 86,15 |
1893 | 1 342 674 | 644 483,52 | – | 572 358,34 | 88,81 |
1894 | 1 362 009 | 653 764,32 | – | 620 453,70 | 94,90 |
1895 | 1 383 874 | 664 259,52 | – | 577 228,16 | 86,90 |
1896 | 1 399 366 | 671 695,68 | 293 425,50 | 658 764,48 | 98,07 |
1897 | 1 431 336 | 687 041,28 | – | 664 870,00 | 96,77 |
1898 | 1 436 783 | 689 655,84 | – | 689 000,00 | 99,90 |
1899 | 1 464 992 | 703 196,16 | 260 064,93 | 633 284,00 | 90,05 |
1900 | 1 477 717 | 709 304,16 | 283 903,07 | 626 523,34 | 88,33 |
1901 | 1 480 065 | 1 124 849,40 | 142 824,00 | 537 779,25 | 47,80 |
1902 | 1 446 168 | 1 099 087,68 | – | 560 083,00 | 50,96 |
1903 | 1 468 565 | 1 116 094,40 | 264 362,75 | 530 949,00 | 47,57 |
1904 | 1 496 984 | 1 137 707,84 | 281 756,23 | 424 530,62 | 37,31 |
1905 | 1 511 005 | 1 148 363,80 | 401 971,38 | 375 115,83 | 32,66 |
1906 | 1 530 227 | 1 162 972,52 | 328 041,44 | 444 523,83 | 38,22 |
1907 | 1 560 161 | 1 185 722,36 | 274 771,32 | 445 687,78 | 37,59 |
1908 | 1 577 216 | 1 198 684,16 | 320 233,68 | 438 537,43 | 36,58 |
1909 | 1 602 926 | 1 218 223,76 | – | 469 470,31 | 38,53 |
1910 | 1 602 926 | 1 218 223,76 | – | – | – |
1911 | 1 655 151 | 1 257 914,76 | 99 333,00 | 407 400,58 | 32,39 |
1912 | 1 464 992 | 1 113 393,92 | 63 779,00 | 572 580,00 | 51,43 |
1913 | 1 770 390 | 1 345 496,40 | 80 656,00 | 800 785,00 | 59,51 |
1914 | 1 734 177 | 1 317 974,52 | 90 320,27 | 711 016,56 | 53,95 |
1915 | – | – | – | – | – |
1916 | – | – | – | – | – |
1917 | – | – | – | – | – |
Примечания.Знак «–» в ячейке таблицы означает отсутствие данных в источнике. Составлено по: [30–65].
Анализ цифровых показателей табл. 2 позволяет констатировать следующее. За исследуемый период естественный рост численности населения составил 761 512 человек, население губернии увеличилось на 75,48%, при этом единственный год, когда числен- ность населения снизилась, был 1914, что можно свя- зать с началом Первой мировой войны, на фронты которой было мобилизовано мужское население. Сум- ма капитала, необходимая для обеспечения народного продовольствия в соответствии с законодательно установленной нормой, варьировала от 484 261,44 руб. в 1871 г. до 1 345 496,40 руб. в 1913 г. Востребован- ность денег на закупку зерна отражалась на их количе- стве. Взятые в ссуду суммы менялись в пределах от 63 779,00 руб. в 1912 г. до 401 971,38 руб. в 1905 г.
Уровень собираемости денег на пополнение продо- вольственного капитала можно определить формулой процентного соотношения двух чисел. Первое число – сумма продовольственного капитала, которая должна была находится в Вологодской губернии в соответ- ствии с законодательно определенной нормой. Число жителей Вологодской губернии умножаем на законо- дательно определенную норму сбора денег на одного человека на пополнение продовольственного капитала. Второе число – фактическая сумма денег, имеющаяся в Вологодской губернии, что отражено в отчетах гу- бернаторов. В итоге можно получить процент собира- емости денег на формирование продовольственных капиталов в Вологодской губернии.
Минимальный размер продовольственного капита- ла в губернии составлял 336 228,92 руб. в 1879 г., мак- симальный уровень был отмечен в 1913 г. в размере 800 785,00 руб. Минимальный уровень собираемости в Вологодской губернии на четвертом этапе развития системы продовольственной безопасности равнялся 32,39% в 1911 г. В 1911 г. был абсолютно ординарный урожай, соответственно, население, казалось бы, не должно было нуждаться в больших суммах на приоб- ретение зерна. Тем не менее уровень собираемости денег был самым низким. Максимальный уровень со- бираемости продовольственного капитала на четвер- том этапе составлял 109,17% в 1886 г. при том, что и в этом году урожай в губернии был таким же ординар- ным, как и в 1911 г., когда отмечался минимальный уровень сбора продовольственного капитала. Опреде- лить факторы, влияющие на уровень собираемости продовольственного капитала, весьма сложно. Всего за исследуемый период в 46 лет превышение порога наполняемости в 75% происходило 14 раз, в то время как полная 100%-ная наполняемость отмечалась всего олнажды. Средний уровень собираемости продоволь- ственных капиталов на четвертом этапе равнялся 67,82%, т.е. Вологодская губерния на этом этапе в совокупности с хлебными запасами могла бы справиться практиче- ски с любым локальным неурожаем.
В табл. 3 отражены уровни урожайности и обеспе- чения населения Вологодской губернии озимыми и яро- выми культурами на душу населения. Анализ табл. 3