Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 934

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82

Европы и США.

Причины зарождения массового студенческого про- тестного движения в Великобритании стоит искать в контексте европейской и мировой истории того пе- риода времени. Применительно к Великобритании их условно можно разделить на внутригосударственные и внешние. К числу внутригосударственных причин отно- сятся социально-экономические, культурные и внут- риполитические. После окончания Второй мировой войны происходило восстановление экономики, лейбо- ристское правительство К. Эттли проводило реформы, призванные создать так называемое Welfare State [7] и обеспечить каждому подданному Соединенного Коро- левства достойный уровень жизни. Это привело к то- му, что послевоенное поколение так называемых бэби- бумеров (подробнее см. работу Дж. Бристоу [8]) в це- лом имело более высокий уровень жизни, чем любое более раннее поколение. Важнейшей причиной появ- ления массового протестного студенческого движения в Великобритании стало распространение высшего образования. К началу 1960-х гг. в Великобритании существовали основанные еще в Средние века высшие образовательные учреждения, или старинные универ- ситеты (Ancient Universities), например Оксфордский и Эдинбургский, и массово открывавшиеся в начале XX в. так называемые краснокирпичные университеты (Red Brick Universities), такие как университеты Бирминге- ма и Ливерпуля. Вторая половина 1950-х гг. и начало– середина 1960-х гг. были ознаменованы новой волной

массового открытия учреждений высшего образова- ния, их обобщенное наименование «университеты из листового стекла» (Plate Glass Universities), например Университет Сассекса. В это же время некоторым ра- нее основанным учебным заведениям присваивался статус университета. Таким образом, за короткий срок появились университеты Эссекса, Эксетера,
Йорка, Уорика, Кента, Ланкастера, Саутгемптона. Количество студентов быстро росло. Если в 1954– 1955 гг. в Вели- кобритании было 82 тыс. студентов, то в 1962–1963 гг. их стало 118 тыс. К 1970–1971 гг. число студентов достигло 235 тыс. [9. P. 125]. Стоит отметить, что рост доступности высшего образования происходил не только в Великобритании, это была общая для боль- шинства западных стран тенденция [10. P. 211–220; 11]. Во внутренней политике Соединенного Королев- ства происходила либерализация законодательства. Легальным стал аборт [12], упростилась процедура развода [13], были снижены возраст наступления со- вершеннолетия с 21 года до 18 лет (для жителей Ан- глии и Уэльса) [14] и возраст, дающий право всем жи- телям Соединенного Королевства голосовать на выбо-

рах 18 лет) [15. P. 228].

Таким образом, высшее образование стало более доступным, вырос жизненный уровень молодежи, а ли- берализация законодательства смягчила нравы в вопро- сах личной жизни и расширила пространство свободы. Это привело к росту так называемых жизненных экс- пектаций, или жизненных ожиданий молодежи.

К числу внешних причин зарождения массового молодежного движения в целом и студенческого дви- жения в частности стоит отнести холодную войну, в осо- бенности военные действия во Вьетнаме, и идеологию, по преимуществу левого толка. Наиболее распростра- ненная именно в студенческой среде, она подпитывала стремление учащихся бороться за свои права (как бы

они ни были истолкованы в зависимости от того или иного идеологического направления), а в качестве ориентиров для британских студентов выступали как классические учения К. Маркса, В. Ленина, Л. Троцкого, М. Бакунина, так и труды современников событий – Мао Цзэдуна, Т. Адорно, Ж-П Сартра, Г. Маркузе и особенно популярных среди молодежи новых левых [16. C. 135–136].

Таким образом, имело место сочетание внешних и внутригосударственных причин зарождения массового студенческого протестного движения.

Исследовательница Э.С. Ханна в своей работе при- водит перечень основных протестных событий в бри- танских университетах в 1965–1973 гг. [2. P. 40]. Ос- новываясь на нем, главными поводами для протеста можно выделить следующие: протесты против кон- кретных лиц – 7 выступлений; протесты против каче- ства питания в университетских столовых и повыше- ния платы за учебу и проживание в общежитии – 7; протесты против войны во Вьетнаме или протесты из солидарности с зарубежными студентами, под влияни- ем других внешнеполитических событий – 4 (из них 3 – в 1960-х гг.); выступления против ведения досье и шпионажа за студентами-активистами – 3; выступле- ния, призванные увеличить роль студентов в управле-

нии учебным заведением 2; прочее (или совокуп- ность поводов) 11.

Как в Соединенном Королевстве, так и в Европе и США генезис студенческих протестов происходил под влиянием различных факторов. Тем не менее в каждом государстве возможно определить причину, выделяю- щуюся среди остальных. Для студентов в США это была война во Вьетнаме, для студенчества ФРГ борьба за очищение государственного аппарата от ра- нее состоявших в НСДАП чиновников, во Франции студенты выступали против устаревших учебных про- грамм и несоответствия их реальным потребностям студентов и общества, причем эта борьба велась в рам- ках не отдельного вуза, а многих учебных заведений.

Для Великобритании же главным поводом для сту- денческих выступлений были «бытовые» вопросы и протесты против отдельных лиц, но не системы в це- лом. Хотя в конце 1960-х гг. обострился североир- ландский конфликт, вызванных им выступлений среди студентов за пределами Ольстера не было. Это харак- теризует отсутствие серьезных общенациональных проблем, волнующих именно студенчество. Однако только «бытовые» протесты против качества питания и платы за проживание не имели выраженной полити- ческой окраски, в отличие от остальных. Протесты против конкретных лиц были вызваны политическим имиджем того или иного политика. В качестве приме- ра можно привести сэра Патрика Уолла, чей визит в Лидс спровоцировал сидячую забастовку в 1968 г. [17]. Патрик Уолл был членом Консервативной партии, состоял в Monday Club – группе влияния, тесно свя- занной с Консервативной партией. Он поддерживал создание отделений Клуба в 55 университетах Вели- кобритании, а также был представителем парламент- ского Отдела связей с университетами. Консерватив- ные и «империалистические» взгляды Уолла сделали его мишенью левого студенчества. В схожей ситуации оказался Уолтер Адамс, глава Лондонской Школы Экономики, подвергшийся обструкции за связь с ра- систским режимом Яна Смита в Родезии [18]. Даже визит королевы Елизаветы II в Университет Восточ- ной Англии (UEA) в 1968 г. сопровождался недоволь- ством студентов [19]. Протесты против Вьетнамской войны были тем более политизированы, она являлась главным внешним катализатором протестов в студен- ческой среде [5. P. 54–69]. Впрочем, она объединяла многие элементы молодежного движения, крупнейшие молодежные демонстрации 1960-х гг. на Гросвенор- Стрит были вызваны именно ею.

Однако представляется невозможным четко отде- лить здесь студенческий протест от других элементов молодежного движения, поскольку невозможно узнать достоверно, кто именно участвовал в протестных ак- циях: сколько участвовало студентов, рабочей молоде- жи, учащихся школ и т.д. Достоверно можно говорить лишь о том, что весомую роль в организации таких акций играло студенчество, в частности придержи- вавшийся троцкистских взглядов студент Оксфорда Тарик Али [20. P. 233–234]. Акции в поддержку зару- бежных студентов в Великобритании были, напротив, прерогативой самих студентов. В частности, такую

акцию в мятежном мае 1968 г. устраивали учащиеся Лондонской Школы Экономики [2. P. 40], в 1960-е гг. ставшей главным очагом протеста по самым различ- ным поводам.

Акции против ведения досье на активистов из сту- денчества и выступления за большее представитель- ство в университетских органах управления носили локальный характер. Они не поддерживались из еди- ного центра, в качестве которого мог бы выступить, например, Национальный союз студентов (National Union of Students, NUS), но зачастую поддерживались студенческими союзами конкретного вуза (примером может служить упоминавшийся выше визит Патрика Уолла в Лидс в 1968 г.). Впрочем, Национальный союз студентов являлся в политическом смысле системной организацией и не мог поднимать радикальную про- тестную повестку. Говоря об организациях, призван- ных координировать и аккумулировать студенческий протест, мы можем выделить Радикальный студенче- ский альянс (Radical Student Alliance, RSA) и Револю- ционную социалистическую студенческую федерацию (Revolutionary Socialist Student Federation, RSSF). Обе эти организации представляли леворадикальное направ- ление молодежного движения, были немногочисленны и непопулярны. В основном они пытались привлечь студентов через распространение агитационных мате- риалов и массовые акции или собрания [21]. Но лево- радикальные идеи как среди студентов Соединенного Королевства, так и в большинстве крупных западноев- ропейских стран (исключениями были Италия и Франция) остались прерогативой относительно не- большой прослойки наиболее радикальных молодых активистов.

Основными формами студенческого протеста в бри- танских университетах в 1960–1970-х гг. стали так называемые Sit-in (сидячая забастовка на территории вуза) и Teach-in (лекция, публичное выступление). В контексте европейских и американских событий 1960– 1970-х гг. это не являлось необычным явлением, ха- рактерным только для Великобритании. Примером сидячей забастовки могут служить события в Бри- стольском университете в декабре 1968 г., когда тер- ритория Дома Сената (Senate House) удерживалась студентами в течение 11 дней. Требования бастующих включали большее представительство студентов в ор- ганах управления университетом и так называемое взаимное членство для всех городских студентов, что позволило бы пользоваться возможностями Бристоль- ского университета учащимся всего города [22]. Ха- рактерно, что протест начался с выступления двух студентов-активистов, устроивших публичное выступ- ление с изложением своих позиций и призывами к действию. То есть две основные формы протеста, Teach-in и Sit-in, зачастую были взаимосвязаны.

Таким образом, можно сделать вывод, что студен- ческий протест в Великобритании 1960–1970-х гг. был в большей степени узконаправленным, кроме антиво- енных демонстраций, он, как правило, имел целью решение отдельной проблемы, причем имевшей место в конкретном учебном заведении, или отстранение от должности конкретного лица. Несомненно, молодых


бунтовщиков вдохновлял опыт прошлых поколений британского студенчества, например датируемый 1238 г. бунт студентов Оксфорда против папского легата и его свиты [23. P. 49–52]. Давняя традиция борьбы различ- ных социальных групп Великобритании за свои права мотивировала студенчество к действию.

В силу того что внутри Великобритании в данный период времени не было повестки, способной объеди- нить студентов разных вузов, британское студенческое движение 1960–1970-х гг. нельзя назвать однородным.

Однако даже в таком разрозненном виде оно оказало серьезное влияние на трансформацию британской си- стемы высшего образования, что проявилось в усиле- нии влияния студенческих союзов, реформировании образовательных программ. Руководство высших учеб- ных заведений пошло на уступки бунтовщикам. С кон- ца 1960-х гг. во многих университетах представители студентов были допущены в университетские сенаты и советы факультетов, где они могли представлять интересы учащихся.


Списокисточников

  1. Klimke M. The Other Alliance: Student Protest in West Germany and the United States in the Global Sixties. Princeton : Princeton University Press, 2011.

  2. Hanna E.S. Student Power! The Radical days of the English Universities. Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2014.

  3. Hoefferle C. British Student Activism in the Long Sixties. New York : Routledge, 2013.

  4. Webster S.L. Protest Activity in the British Student Movement, 1945 to 2011. Manchester : The University of Manchester, 2013.

  5. DeGroot G.J. Student Protest: The Sixties and After. London : Longman, 1998.

  6. Boran E., Dhondt P. Student Revolt, City, and Society in Europe: From the Middle Ages to the Present. New York : Routledge, 2017.

  7. Lowe R. The Welfare State in Britain since 1945. London : Macmillan Education UK, 2004.

  8. Bristow J. Baby Boomers and Generational Conflict. New York : Springer, 2015.

  9. Klimke M., Scharloth J. 1968 in Europe: A History of Protest and Activism. New York : Springer, 2008.

  10. Karen D. The Politics of Class, Race, and Gender: Access to Higher Education in the United States, 1960–1986 // American Journal of Education. 1991. Vol. 99 (2). P. 208–237.

  11. Fornasari A. Access to Higher Education in Europe: Policies on Access and Admissions, Guidance Policy, Role of Gender. A Case-study: Italian University Policy. URL: http://academia.lis.upatras.gr/index.php/academia/article/view/2261/2423 (accessed: 24.10.2018).

  12. Abortion Act 1967. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1967/87/pdfs/ukpga_19670087_en.pdf (accessed: 24.10.2018).

  13. Divorce Reform Act 1969. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1969/55/pdfs/ukpga_19690055_en.pdf (accessed: 24.10.2018).

  14. Family Law Reform Act 1969. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1969/46/pdfs/ukpga_19690046_en.pdf (accessed: 24.10.2018).

  15. Halsey A.H. Trends in British Society since 1900: A Guide to the Changing Social Structure of Britain. New York : Springer, 1972.

  16. Самойлов Н.Ю. Влияние левых идеологий на молодежное движение Великобритании 1960-х гг. // Известия Алтайского государственного университета, 2016. 2 (90). C. 134–138.

  17. The Students Were Revolting. URL: http://www.bbc.co.uk/leeds/content/articles/2008/06/24/jack_straw_1968_feature.shtml (accessed: 24.10.2018).

  18. 1967: Protest Over Student Suspensions. URL: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/march/13/newsid_2542000/2542639 .stm (accessed: 24.10.2018).

  19. Demonstrations at Queen's Visit to University of East Anglia, 1968, Norwich, Norfolk // East Anglian Film Archive. Anglia News. URL: http://www.eafa.org.uk/catalogue/224247 (accessed: 24.10.2018).

  20. Ali T. Street-Fighting Years: An Autobiography of the Sixties. London : Verso, 2005.

  21. Revolutionary Socialist Student Federation is Launched at Conference Held at the London School of Economics // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/theguardian/2013/jun/15/student-politics-lse-revolution-1968 (accessed: 24.10.2018).

  22. Connet J. Fifty Years of Student Protest at the University of Bristol // Bristol 24/7. URL: https://www.bristol247.com/lifestyle/learning/the-power- of-protest/ (accessed: 24.10.2018).

  23. Williams J. Life in the Middle Ages. Cambridge : CUP Archive, 1967.


References

  1. Klimke, M. (2011) TheOtherAlliance:StudentProtestinWestGermany and theUnited Statesin theGlobalSixties.Princeton: Princeton University Press.

  2. Hanna, E.S. (2014) StudentPower!The RadicalDaysofthe English Universities. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing.

  3. Hoefferle, C. (2013) BritishStudentActivismintheLongSixties.New York: Routledge.

  4. Webster, S.L. (2013) Protest ActivityintheBritishStudent Movement,1945to2011.Manchester: The University of Manchester.

  5. DeGroot, G.J. (1998) StudentProtest: TheSixties andAfter.London: Longman.

  6. Boran, E. & Dhondt, P. (2017) StudentRevolt,City,andSocietyinEurope:FromtheMiddleAgestothePresent.New York: Routledge.

  7. Lowe, R. (2004) TheWelfare State inBritain since1945.London: Macmillan Education UK.

  8. Bristow, J. (2015) BabyBoomers andGenerational Conflict. New York: Springer.

  9. Klimke, M. & Scharloth, J. (2008) 1968inEurope:AHistoryofProtestandActivism.New York: Springer.

  10. Karen, D. (1991) The Politics of Class, Race, and Gender: Access to Higher Education in the United States, 1960–1986. American Journal of Educa-tion. 99(2). pp. 208–237.

  11. Fornasari, A. (n.d.) Access to Higher Education in Europe: Policies on Access and Admissions, Guidance Policy, Role of Gender. A Case-Study:Italian University Policy. [Online] Available from: http://academia.lis.upatras.gr/index.php/academia/article/view/2261/2423 (Accessed: 24th Octo- ber 2018).

  12. UK. (1967) Abortion Act 1967. [Online] Available from: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1967/87/pdfs/ukpga_19670087_en.pdf (Accessed: 24th October 2018).

  13. UK. (1969a) DivorceReformAct 1969. [Online] Available from: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1969/55/pdfs/ukpga_19690055_en.pdf (Accessed: 24th October 2018).

  14. UK. (1969b) Family Law Reform Act 1969. [Online] Available from: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1969/46/pdfs/ukpga_19690046_en.pdf (Accessed: 24th October 2018).

  15. Halsey, A.H. (1972)TrendsinBritishSocietysince1900:AGuidetotheChangingSocialStructureofBritain. New York: Springer.

  16. Samoylov, N.Yu. (2016) Vliyanie levykh ideologiy na molodezhnoe dvizhenie Velikobritanii 1960-kh gg. [The Influence of the Left-Wing Ideolo- gies on Youth Movement of Great Britain in the 1960s]. IzvestiyaAltayskogogosudarstvennogouniversiteta. 2(90). pp. 134–138.

  17. Straw, J. (2008) TheStudentsWereRevolting. [Online] Available from: http://www.bbc.co.uk/leeds/content/articles/2008/06/24/jack_ straw_1968_feature.shtml (Accessed: 24th October 2018).





  1. BBC. (n.d.) 1967:ProtestOverStudentSuspensions. [Online] Available from: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/march/13/ newsid_2542000/2542639.stm (Accessed: 24th October 2018).

  2. UK. (n.d.) EastAnglianFilmArchive.AngliaNews:DemonstrationsatQueen'sVisittoUniversityofEastAnglia1968Norwich,Norfolk. [Online] Available from: http://www.eafa.org.uk/catalogue/224247 (Accessed: 24th October 2018).

  3. Ali, T. (2005) Street-FightingYears:AnAutobiographyoftheSixties. London: Verso.

  4. Bourne, R. (2013) TheGuardian:Revolutionary SocialistStudentFederationisLaunched atConferenceHeldattheLondon SchoolofEconomics. [Online] Available from: https://www.theguardian.com/theguardian/2013/jun/15/student-politics-lse-revolution-1968 (Accessed: 24th October 2018).

  5. Connet, J. (2018) Bristol24/7:FiftyYearsofStudentProtestattheUniversityofBristol.[Online] Available from: https://www.bristol247.com/ lifestyle/learning/the-power-of-protest/ (Accessed: 24th October 2018).

  6. Williams, J. (1967) LifeintheMiddleAges.Cambridge: CUP Archive.


Сведенияобавторе:

Самойлов Никита Юрьевич – аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государствен- ного университета (Барнаул, Россия). E-mail: nicksamoylov@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthor:

Samoilov Nikita Y. – postgraduate student of the Department of General History and International Relations of the Altai State University