ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 971
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Ранее мы выделили пять принципов выстраивания
«линий почета», которые наблюдаются на различных территориях западного христианства в исследуемый период [7]. Три из них (каждый) основаны на одном критерии: времени прибытия на ассамблею; принципе
«старшинства» по времени рукоположения носителей одной позиции; древности епархий, королевств, городов, чьи представители выстраивают линию почета. Два дру- гих принципа имеют в своей основе несколько критери- ев: первый – арифметическую сумму характеристик, при- писываемых руководимой институции или территории; второй – арифметическую сумму характеристик кон- кретных персон, выстраивающих порядок между собой. Видимым проявлением порядка старшинства на всех ассамблеях, который был проявлением универ- сального порядка, внутри которого каждый участник занимал свое место, было распределение посадочных мест между участниками. Данный порядок также не- редко отражается в порядке подписей в документах, составленных во время ассамблеи, и в порядке пись- менного перечисления
участников. «Сидение», в свою очередь, определяло порядок высказывания мнения по обсуждаемым вопросам (и этот порядок был не менее
важным).
Гипотетически чем «первее» была позиция человека в линии почета, тем больше он мог претендовать на действительное участие в управлении. Когда мы срав- ниваем порядок подписей документов и списки тех, кто участвовал в сериях собраний, то видна корреля- ция между позицией в порядке перечисления и ча- стотностью участий в принятии решений. Следующая слегка модифицированная нами таблица, составленная Карлосом Эстепой Диасом, представляет пример такой корреляции [8. S. 50]. В столбце «число документов» мы видим данные о количестве документов, подтвер- жденных тем или иным кастильским епископом, а в последних трех столбцах указано число, соответ- ствующее количеству раз, которое епископ поставлен в перечислении на 1-е, 2-е или 3-е место.
Так, наиболее часто упоминаемые епископы Па- ленсии и Бургоса чаще всего занимают 1-е или 2-е ме- сто в перечислениях. Наиболее редко упоминавшийся епископ Плазенсии практически всегда упоминается в конце списка епископов.
Эту же логику несложно проследить и на другом примере. Количество участников от каждой «нации» было неизменно для представителей разных «наций»
в сравнении друг с другом. Уже на II Лионском соборе 1274 г., в то время как от Франции, Германии, Испан- ских королевств, Англии было по четыре представите- ля, от Сицилии и Ломбардии – по два, от Шотландии,
Тосканы, Норвегии, Швеции, Венгрии, Богемии, Польши только по одному представителю [9]. Пере- числение их в документах начиналось с тех, кто имел большее представительство.
Корреляция между позицией в порядке перечисления кастильских епископов и частотностью участий в принятии решений на основе таблицы К.Э. Диаса
Епархия | Число документов | 1-е место | 2-е место | 3-е место |
Паленсия | 634 | 266 | 227 | 62 |
Бургос | 574 | 238 | 178 | 31 |
Сеговия | 513 | 41 | 89 | 127 |
Авила | 499 | 38 | 77 | 86 |
Сигуэнца | 485 | 72 | 60 | 134 |
Осма | 451 | 22 | 71 | 157 |
Куэнка | 365 | 51 | 14 | 28 |
Калаорра | 336 | 31 | 32 | 72 |
Плазенсия | 158 | 1 | 2 | 3 |
Для тех, кто входил в менее почетные группы, во- прос о месте в «линии почета» являлся вопросом о включении или исключении их из неформализован- ной, но де факто существовавшей группы принимав- ших решения по обсуждаемым на ассамблеях вопро- сам. Для тех, кто занимал верхние позиции, появлялся дополнительный интерес в возможности вертикальной социальной мобильности. Тот, кто занимал первое место в «линии почета», имел больше шансов, нежели остальные члены «группы», быть выбранным / назна- ченным на более высокую ступень уже в функциональ- ной иерархии соподчинения. Такое влияние начинает прослеживаться довольно рано: уже в конце XI в. папа Урбан II в 1097 г., а затем Паскаль II в 1099 и 1107 гг. подтвердили примат Нарбонны над провинцией Экс, основываясь на «линии почета» между двумя провин- циями. Чуть позднее Руан претендует на примат над провинциями Тура и Санса на том основании, что эти провинции в списках перечисляются после него [10.
S. 256]. Между тем место в иерархии соподчинения и юрисдикции могло зависеть от места в иерархии почета лишь на определенных территориях западного христи- анства (особенно во Франции). На других территориях речь шла лишь о «счетах символического капитала» (в Англии, Испании и Ирландии) [11. S. 406].
Помимо возможностей вертикальной мобильности, в рассматриваемый период говорить первым практи- чески везде обозначало, что мнение и голос человека имели бóльшую ценность, чем голоса тех, кто занимал менее престижные позиции в линии старшинства. Особенно это касалось тех обществ, где отказ от принципа принятия решений maioretsaniorparsеще не был полностью забыт. То есть в случае, если гово- ривший первым обладал хорошими ораторскими спо- собностями, он мог повлиять на мнение группы преж- де, чем это сделают его оппоненты [12. S. 130]. В то же время все часто упиралось в право говорить от лиц, занимавших ту же позицию, и решать то, что будет обязательным к исполнению ими.
В рассматриваемом обществе фиксирование пред- шествующего места в «порядке» создавало прецедент на будущее. В период, когда все чаще распределение мест было основано на владении определенными тер- риториями, чей набор характеристик был более или
менее стабильным, значение прецедента усиливалось. Тогда речь шла уже не только о месте конкретного носителя позиции, но и о его последователях. Здесь уже вступало правило: все сохранить и желательно приумножить.
Когда начиная с XIV в. наблюдается переход к «поли- иерархиям» и когда происходит переход от первой из выделенных выше групп принципов построения ли- ний почета ко второй, наступает, с одной стороны, период «воспроизведения» более фиксированных после- довательностей, а с другой – период «локальных кон- фликтов» за места внутри отдельных групп из 2–3 зве- ньев выстраиваемых последовательностей. Так, в XV в. Франция оспаривает старшинство с Англией и Касти- лией, а Бургундия и Савоя, не претендуя на места первых трех королевств, спорят за старшинство между собой. Такие же конфликты происходят на протяже- нии нескольких веков и на локальных ассамблеях, в частности спорят между собой епископы, города и прочие звенья институциональной иерархии, имеющие власть и общий «центр» подчинения.
Важность места в линии старшинства для людей
«Второго Средневековья», а также ряд особенностей построения рассматриваемых отношений способство- вали увеличению числа конфликтов на протяжении рассматриваемого периода. Во-первых, в это время линии почета уже связывают различные позиции, что в разы увеличивает возможность потенциальных кон- фликтных ситуаций. Во-вторых, изначально не была фиксирована иерархия значимостей каждого из крите- риев, по которым можно было судить о важности того или иного элемента в последовательности (такие фик- сации постепенно начинают возникать ближе к пе- риоду установления «придворного общества»).
Описания отдельных конфликтов можно найти в зна- чительном количестве исследований, большинство из которых исходят из позиции конфликтующих сторон. Но в этих конфликтах всегда была третья сторона – регулирующий центр, чья позиция усиливалась благо- даря функции судьи в случае наличия конфликта, но также и благодаря роли «организатора», в чьей власти было заранее создать условия для предотвращения конфликта. Мы предлагаем рассмотреть те превентив- ные меры, к которым прибегали носители высших по-
зиций христианского мира (папы, императоры, короли, архиепископы), чтобы «ассамблеи» могли проходить не только в режиме конфликтов за старшинство, но и в режиме обсуждения «рабочих вопросов».
Мы наблюдаем, что одна группа мер базируется на отказе от порядка почета вообще, вторая – на возвра- щении к более древним схемам выстраивания линий старшинства, основанных на одном критерии, третья – на принципе alternatio.
-
Первый принцип «регулирования» – самый древ- ний, сводится к отказу от ordo sedendi. Примеры тако- го отказа могут быть найдены на протяжении длитель- ного времени. Ранней формой такого отказа может считаться расположение участников собрания вокруг круглого стола. Папа Лев IX дал распоряжение о таком устройстве стола, чтобы на соборе в Реймсе в 1049 г. временно избежать решения вопроса о первенстве Реймса против Трира. Случай отказа от выяснения отношений старшинства через порядок рассадки зафик- сирован на соборе в Туре в 1163 г. под руководством папы Александра III [13]. Отказ от определенного по- рядка рассадки лег в основу функционирования мно- гих институтов Нового времени. Этот принцип был и в основе рассадки в Английской палате общин к XVI в., где только у представителей Лондона и Йорка были традиционные места, а все остальные участники рас- саживались там, где было свободно. В Польском сейме Нового времени все могли говорить на равных началах, т.е. официально не существовало старшинства в по- рядке высказываний. В некоторых случаях данный принцип действовал на постоянной основе, в других к нему прибегали по мере необходимости. Уравнива- ние было в этом случае часто не целью, а необходимо- стью, чтобы избежать конфликта. -
Возвращение к «нейтральным», ранним принци- пам построения линии старшинства, например заклю- чение договора об использовании принципа «первый пришел – первый сел – первый заговорил» в рамках конкретного мероприятия, также наблюдается на про- тяжении XIV–XVI вв. Примером может служить рейхстаг в Вормсе (1521), когда герцог Баварский пришел ранее, нежели герцог Саксонский, претендо- вавший на старшинство в их паре, но по факту прибы- тия первым герцог Баварский получил более почетное место [14. S. 39]. -
Принципы mixtura и alternatio имели несколько различных выражений:
а) признавался приоритет одного индивида в одном действии, другого индивида в другом действии; на- пример, в 1425 г. на соборе в Вальядолиде был принят принцип первенства города Бургоса в процедуре besamanos и приоритет Леона, когда речь шла о том, кто говорит первым [15. S. 28];
б) признавался приоритет одного быть первым на одном мероприятии, другого – на другом (можно обо- значить этот принцип как принцип ротации); напри- мер, на соборе в Констанце (1414–1418) так были вы- строены отношения между университетами Авиньона и Анжера [16. S. 24];
в) позиция каждого определялась в зависимости от того, в каком месте происходит ассамблея или какое- либо иное властное событие. Например, в 1345 г. на ассамблее в кастильском городе Леоне Альфонсо XI согласился поставить Леон выше Толедо в письмен- ных документах, но это правило не распространялось на грамоты, которые создавались в Толедо [17. S. 61]. Сходное правило вычисления первого действовало для Брабанта и Фландрии [12]. Также и в Португалии Эво- ра и Коимбра менялись местами в зависимости от то- го, на правом или на левом берегу Тежу (Тахо) проис- ходила ассамблея [18. S. 46];
г) позднее появился еще один принцип: старшин- ство зависело от характера происходившего события и от типа церемонии, где места распределялись в соот- ветствии с функциями участников в каждой церемо- нии. Так, во время одного спора о старшинство, про- изошедшего в 1572 г., король Карл IX постановил о старшинство одного из участников спора в тех ситу- ациях, когда в церемонии важнее статус герцога, и вто- рого, когда важнее статус пэра [19. S. 171].
Между тем позиция самих участников конфликтов нередко и все больше сводилась к постепенному отка- зу от признания равенства или возможности альтерна- ции 2–3 позиций. Например, уже на Базельском соборе в 1434 г. «нейтральные» принципы mixture / alternatioи принцип старшинства, предлагаемые папой римским, были отвергнуты враждующими сторонами, которые настаивали на решении вопроса в пользу построения четкой линии почета [20. S. 198].
Когда столы перестали быть «круглыми», когда наступило время «почетной рассадки» по трем направлениям (право–лево, ближе–дальше, выше– ниже), число конфликтов внутри средневековых властных групп возросло. Между тем наличие самих конфликтов, а также наличие воспроизводимых и вновь создаваемых обществом моделей урегулирования опи- сываемых типов конфликтов показывает, что «стар- шинство» было структурным отношением для обще- ства. С возникновением современного общества и со сменой господствующей онтологии изменилось и структурное место отношений старшинства: отно- шения «старшинства» относятся современным обще- ством, скорее, к «церемониалу», противопоставляемо- му «реальному исполнению власти». Никто из мини- стров уже не будет игнорировать заседание, узнав, что его политический оппонент претендует на его кресло.