ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 942
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Keywords: zooarchaeology, Turkmenistan, Bronze Age
Acknowledgements: Рublished in accordance with the research plan of the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences.
For citation: Sataev, R.M., Kufterin, V.V., Dubova, N.A., Sataeva, L.V. (2023) Meat funeral offerings in the burial rite of Gonur Depe Bronze Age community. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta.Istoriya – Tomsk StateUniversityJournalof History. 82. pp. 168–175. doi: 10.17223/19988613/82/21
Исследования этнографов показывают, что обряды и ритуалы, приуроченные к разным сторонам челове- ческой жизни, имеют общие корни и взаимосвязаны. В большинстве культур пол, возраст, социальный статус и другие характеристики человека определяли порядок подачи ему мясных кусков, и эти традиции могли распространяться и на умершего члена обще- ства.
Пища у всех народов мира играла важную сакраль- ную роль. Ее приготовление и распределение между членами сообщества были зачастую жестко регламен- тированы. Это касается как растительных, так и мяс- ных блюд. Хотя в задачи данной статьи не входит об- зор традиций, связанных с раздачей мясной пищи во время совместной трапезы у разных народов, стоит привести ряд иллюстраций. По-видимому, они были достаточно характерны для разных культур. Напри- мер, согласно исследованиям Г.Р. Галдановой, мясная пища у монгольских народов наделялась сакрально- символическими свойствами, поэтому во время уго- щений мясные блюда распределялись соответственно возрасту и общественному положению [1]. Забой и разделка туши животного производились согласно установленным традицией правилам. Баран расчле- нялся на семь основных частей: четыре ноги, грудина, задняя часть и хребет. Разделка туши производилась по суставам маленьким ножом. Каждый сустав ноги представлял особое блюдо, всего из четырех ног полу- чалось 12 блюд. Лопатка подносилась лицам духовно- го звания. Она использовалась при жертвоприношени- ях и иногда ценилась даже выше головы. Локтевые кости предлагались «чужеродцам», гостям из дальних стран. Плечевые кости, по древнему обычаю, исполь- зовали при сватовстве. Для совершения свадебных обрядов была необходима коленная кость. Крестцовые кости подавали женщинам или людям среднего зва- ния. Блюда из бедренных костей по престижности бы- ли ниже, чем из берцовых. Наиболее почетными из ребер признавались четыре самых длинных ребра. Задняя часть крестца и поясничные позвонки счита- лись исключительно женским блюдом. Грудину пода- вали девушкам или молодым замужним родственни-
цам [2]. У башкир, в свою очередь, грудину предлага- ли самому почетному гостю [2; 3. С. 14].
Очевидно, что при этом подразумеваются не кости животных, а связанные с ними мясные куски. В целом можно констатировать, что регламент раздачи мясных кусков во время совместной трапезы присутствует у целого ряда народов.
С подобными ритуалами определенное сходство (и скорее, всего общее, происхождение) имеют тради- ции помещения мясной пищи в погребения. По мате- риалам Г. Мэнэс, у захчинов (одной из этнических групп ойратского населения Западной Монголии) в из- головье или рядом с покойником ставили пять видов пищи [4]. Из мясной пищи покойнику клали вареную большую берцовую кость и четыре длинных ребра барана или в чашку помещали большую берцовую кость, один позвонок и одно длинное ребро, а также на плоский камень помещали плечевую кость барана.
К сожалению, анализу костных остатков животных в погребальных комплексах вообще и эпохи бронзы в частности уделяется мало внимания. Обычно анали- зируются видовой состав, особенности экстерьера жи- вотных по памятнику в целом. Исследования привязки отдельных костей как маркеров мясных кусков к по- гребениям разного типа (показатель социального ста- туса), а также к биологическим характеристикам по- гребенных практически отсутствуют. Очевидно, что состав потребляемой пищи, в том числе напутственной, был неслучайным и мог зависеть от пола, возраста, соци- ального статуса [5. P. 122–134; 6. P. 368–369, 373; 7; 8].
В настоящей статье вопрос о регламентации мяс- ной напутственной пищи с опорой на зооархеологиче- ские данные рассматривается применительно к мате- риалам Гонур-депе (Южный Туркменистан). Этот яркий и широко известный памятник Бактрийско- Маргианской археологической культуры (БМАК), от- крытый В.И. Сарианиди в песках Юго-Восточных Каракумов (38°12′50′′N, 62°02′15′′E), трактуется как предполагаемое столичное поселение древней Марги- аны – страны Маргуш [9–15]. Радиоуглеродная хроно- логия этого протогородского центра эпохи бронзы в настоящее время определяется временным интерва-
лом 2300–1500 до н.э. [16]. Следует отметить, что Древняя Маргиана, одним из центров которой был Гонур-депе, являлась земледельческой цивилизацией. Древнее население выращивало и использовало в пи- щу значительное число видов культурных растений [17]. В первую очередь это злаки (пшеница, ячмень, просо), а также бобовые. При изучении зубного камня у одно- го из погребенных удалось выявить зерна крахмала пшеницы, ячменя и бобовых, что напрямую свиде- тельствует о характере его питания [18]. Крахмал пшеницы и ячменя происходил от термически обрабо- танных семян, а бобовых – от сырых. На преобладание в диете древнего населения обработанной на огне рас- тительной пищи мягкой консистенции указывает и характер зубных патологий. По-видимому, в качестве напутственной пищи использовалось не только мясо, но и продукты растительного происхождения, напри- мер зерно, лепешки или каши, что было вполне есте- ственным для земледельческого населения. Мы иссле- довали содержимое многих сосудов из погребений, но в них пока не были обнаружены растительные остатки, которые уверенно можно связать с погребальным об- рядом. Возможно, это связано с тем, что в этих усло- виях они истлевали и сохранялись лишь в углефици- рованном или законсервированном медью состоянии. Лишь в одном случае удалось достоверно зафиксиро- вать случай заупокойного подношения растительного происхождения. Так, в большом красноглиняном ан- гобированном сосуде из погребения 3901 находилась масса, представляющая собой остатки блюда, приго- товленного из дробленного неотвеенного проса, веро- ятнее всего, каша или густая похлебка, сваренная на молоке [19. С. 160]. В свою очередь, костей животных, происходящих от пищевых отходов, на памятнике сравнительно немного [20. C. 40–45].
Однако, несмотря на ярко выраженную земледель- ческую специализацию хозяйства древнего населения Гонура, разведение и использование животных зани- мало здесь важное место. Результаты многолетних зоо- археологических исследований на Гонур-депе обоб- щены в монографии Р.М. Сатаева [20]. В нескольких специальных публикациях рассматривается роль жи- вотных в культах и религиозных представлениях насе- ления, оставившего памятник [21, 22]. При этом во- прос о регламентации напутственной пищи в связи с социальной стратификацией гонурского общества, а также с возможными гендерными и возрастными раз- личиями в ее составе специально не обсуждался.
Из 178 погребений с человеческими останками (детские не учитывались), раскопанных на памятнике в 2007–2015 гг., откуда происходят кости животных, остатки напутственной пищи обнаружены в 94, что составляет около 53% изученных могил (в остальных могилах кости животных были обнаружены только в заполнении). Поскольку значительная часть погре- бений была в древности ограблена, нельзя полностью исключать, что и эти остатки являются частью погре- бальных приношений. К данной категории зооархео- логических находок отнесены остатки мясных блюд, которые компактно выкладывались на дне («полу») погребального сооружения рядом с головой, грудной
клеткой, реже в ногах покойного, либо помещались в сосуды (тарелки, вазы, горшки). Следовательно, пред- ставления о составе напутственной мясной пищи (ви- дах животных, мясо которых помещалось в могилы, а также используемых частях туш) могут дать только кости, обнаруженные на дне погребения и локализо- ванные в его определенных местах.
Для ответа на вопрос, связан ли состав мясной пи- щи с какими-либо характеристиками погребенных (био- логическими или социальными), следует рассмотреть видовой и элементный состав остатков животных из погребений, удовлетворяющих следующим критериям:
-
кости животных происходят со дна погребения и находятся рядом со скелетом человека либо в сосудах и поверх них (погребения, где были обнаружены толь- ко отдельные таранные кости мелкого рогатого скота (так называемые «альчики») – далее МРС, не рассмат- ривались); -
по останкам человека получены определения по- ла и возраста.
Кроме того, для минимизации возможного влияния фактора места и времени на особенности проведения погребального ритуала, частью которого являлось снабжение покойного мясной пищей, было бы крайне желательным, чтобы анализируемые погребения рас- полагались в пределах одного могильника.
Погребения, отвечающие вышеуказанным крите- риям, были выявлены на 11 участках Северного Гону- ра (раскопы 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 17а, 18, 19, 22).
Однако их высокая концентрация отмечается лишь для 16-го раскопа, где изучено около трети от общего чис- ла таких могил – 29 объектов (в 7 из них кости живот- ных были обнаружены и в погребении, и в заполне- нии). В других 13 погребениях этого раскопа (с чело- веческими останками) кости животных происходят только из заполнения могильной ямы. В целом мо- гильник на 16-м раскопе более других подходит для выяснения интересующего нас вопроса. Этот участок расположен на юго-западе памятника, между Большим некрополем и центральной частью Северного Гонура, вне пределов обводной стены дворцово-храмового комплекса (рис. 1). Согласно радиоуглеродным дати- ровкам данный участок использовался достаточно долго – с конца III до середины II тыс. до н.э. Его главной достопримечательностью является ритуальное захоронение трех баранов (один из них обезглавлен) и осла в центре холма [23].
Оценка видового состава животных показывает, что только в трех из обсуждаемых погребений вместе с костями МРС были встречены кости крупного рога- того скота (далее – КРС) и в двух – свиньи (табл. 1). В свою очередь, из заполнения могил происходят ко- сти шести видов, а наибольшее их количество принад- лежит собаке.
Для установления связи между составом мясных кусков и характеристиками погребенных, а также кон- струкциями погребений, сложность которых может выступать показателем социального статуса, были использованы данные об остатках напутственной пи- щи из 28 могил – 11 мужских и 17 женских, принад- лежащих индивидам, отнесенным к возрастным кате-
гориям от juvenis (юношеский возраст – 15–18 лет) до senilis (старческий возраст – более 55 лет) (табл. 2, 3). Анализируемые захоронения были устроены в цистах (12 объектов), шахтных / подбойных (7 объектов) и ямных (7 объектов) могилах, а также камерах (2 объ-
екта). В связи с тем, что мясо КРС и свиньи, по- видимому, использовалось в качестве напутственной пищи редко, далее будет обсуждаться только состав элементов скелета МРС, кости которого присутствуют во всех могилах.
Рис. 1. Локализация Гонур-депе на карте Туркменистана и расположение раскопа 16 на плане Северного Гонура
Т а б л и ц а 1
Видовая принадлежность остатков животных из погребений раскопа 16 на Гонур-депе
Виды | Остатки напутственной пищи | Кости из заполнения | ||||||
Кол-во погребений | % | Кол-во костей | % | Кол-во погребений | % | Кол-во костей | % | |
Крупный рогатый скот | 3 | 10,3 | 36 | 6,7 | 7 | 35,0 | 9 | 13,3 |
Мелкий рогатый скот (неопределимые до вида остатки Ovisи Capra) | 29 | 100 | 489 | 91,4 | 10 | 50,0 | 17 | 25,0 |
Свинья | 2 | 6,9 | 10 | 1,9 | – | – | – | – |
Лошадь | – | – | – | – | 1 | 5,0 | 1 | 1,5 |
Осел | – | – | – | – | 3 | 15,0 | 3 | 4,4 |
Собака | – | – | – | – | 4 | 20,0 | 36 | 52,9 |
Шакал | – | – | – | – | 2 | 10,0 | 2 | 2,9 |
Всего | 29 | 100 | 535 | 100 | 20 | 100 | 68 | 100 |
Встречаемость костей разных отделов скелета мелкого рогатого скота в погребениях раскопа 16 на Гонур-депе в связи с типом погребальной конструкции
Т а б л и ц а 2
Отделы скелета | Яма | Шахта (подбой) | Циста | |||||
Кол-во погребений | Доля от общего кол-ва погребе- ний, % | Кол-во погребений | Доля от общего кол-ва погребе- ний, % | Кол-во погребений | Доля от общего кол-ва погре- бений, % | |||
Голова (череп, нижняя челюсть) | 1 | 14,3 | 1 | 14,3 | 3 | 25,0 | ||
Позвоночная часть | 1 | 14,3 | 1 | 14,3 | 4 | 33,3 | ||
Грудная часть (ребра, грудина) | 5 | 71,4 | 3 | 42,9 | 7 | 58,3 | ||
Плечевой пояс | 3 | 42,9 | 1 | 14,3 | 2 | 16,7 | ||
Тазовый пояс | 3 | 42,9 | 2 | 28,6 | 7 | 58,3 | ||
Дистальные отделы конечностей | 1 | 14,3 | 1 | 14,3 | 1 | 8,3 | ||
Общее кол-во погребений | 7 | 7 | 12 |
Встречаемость костей разных отделов скелета мелкого рогатого скота в погребениях раскопа 16 на Гонур-депе в связи с полом погребенных
Т а б л и ц а 3
Отделы скелета | Мужчины | Женщины | φ* | ||
Кол-во погребений | Доля от общего кол-ва погребений, % | Кол-во погребений | Доля от общего кол-ва погребений, % | ||
Голова (череп, нижняя челюсть) | 2 | 18,2 | 4 | 23,5 | 0,92 |
Позвоночная часть | 5 | 45,5 | 3 | 17,6 | 4,35 |
Грудная часть (ребра, грудина) | 6 | 54,5 | 11 | 64,7 | 1,47 |
Плечевой пояс | 5 | 45,5 | 3 | 17,6 | 4,35 |
Тазовый пояс | 5 | 45,5 | 9 | 52,9 | 1,05 |
Дистальные отделы конечностей | 2 | 18,2 | 1 | 5,9 | 2,76 |
Общее кол-во погребений | 11 | 17 | – |
Примечание.* – эмпирические значения точного критерия Фишера при сравнении мужских и женских погребений по процентным долям разных отделов скелета МРС (достоверные различия для p> 95% выделены полужирным шрифтом).