ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2038
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Классификация и таксономия микроорганизмов
Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Особенности противовирусного иммунитета
Взятие испражнений для бактериологического исследования
Взятие крови для бактериологического исследования
Инфекционная болезнь характеризуется определенной продолжительностью и клиническими проявлениями. Течение и исход инфекционного процесса обусловлен количеством патогенных микроорганизмов, состоянием организма человека, его восприимчивостью к микробу, факторами внешней среды.
В развитии инфекционного процесса выделяют периоды:
заболевания. Продолжительность от нескольких часов до нескольких суток (зависит в основном от вида возбудителя). Может быть от нескольких недель до нескольких месяцев (ветряная оспа, коклюш) или до нескольких лет
(лепра, туберкулез, ВИЧ-инфекция). Происходит адгезия клеток (прикрепление микробов к тканям хозяина), возбудители не выявляются.
Инфекционный процесс не всегда проходит все стадии (заканчивается на ранних у привитых). В любом периоде инфекционной болезни (особенно в период разгара) возможны осложнения. Осложнения различают: специфические и неспецифические.
Специфические – вызваны возбудителем и являются следствием необычной выраженности функционально-морфологических изменений в организме больного (увеличение миндалин при ангине, перфорация язв при брюшном тифе).
Неспецифические – вызваны микроорганизмами другого вида, являющимися неспецифическими для данного заболевания (развитие гнойного отита у больных корью).
Наиболее опасное осложнение – инфекционно-токсический шок (при массивном инфицировании с высвобождением большого количества эндотоксина). Клинические проявления шока : озноб, снижение АД, частый нитевидный пульс, одышка, рвота, понос, уменьшение выделения мочи.
Степень патогенности (болезнетворности) микроорганизмов называется «вирулентностью». Вирулентность обусловлена:
Токсины делятся на:
экзотоксины (белковые вещества с выраженными иммуногенными и антигенными свойствами), способны избирательно поражать органы и ткани (двигательные нейроны спинного мозга при столбняке, сердечную мышцу и надпочечники при дифтерии); эндотоксины (освобождаются при разрушении микробной клетки) менее токсичны, активизируют аллергические реакции, вызывают лихорадку и тяжелое общее состояние, могут привести к развитию инфекционнотоксического шока.
Существует пять основных методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний:
питательные среды, позволяет выделить возбудителя в чистом виде;
Тема 2.2. Учение об эпидемическом процессе. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий
Эпидемический процесс – это возникновение и распространение инфекции среди населения. Для возникновения и непрерывного течения эпидемического процесса необходимо взаимодействие трех факторов:
1. источник возбудителей инфекции; 2. механизм передачи инфекции;
3. восприимчивое население.
Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. Биологической основой эпидемического процесса служит паразитарная система, т.е. взаимодействие паразита и хозяина.
Возбудители инфекционных болезней делятся по характеристике источников:
Механизм передачи – способ перемещения возбудителя инфекционных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Включает смену трех фаз:
Механизмы передачи подразделяются на:
Различают три степени интенсивности эпидемического процесса:
Спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной назологической единицы на одной территории в данный момент времени.
Эпидемия – распространение инфекционных болезней среди населения села, города или области.
Пандемия – распространение инфекционных заболеваний среди населения разных стран и континентов.
В соответствии с распространенностью инфекции делят на:
кризисные (угрожают существованию человеческой популяции -
ВИЧ); массовые (свыше 100 на 100 тыс. населения – ОРВИ, грипп); распространенные управляемые (до 100 на 100 тыс. населения –
дифтерия, коклюш-вакцинируемые);
распространенные неуправляемые (менее 20 на 100 тыс. населения –
менингит, лептоспироз); спорадические (единичные случаи – бешенство, сыпной тиф).
Задания для закрепления материала
Раздел 2. Основы инфектологии и эпидемиологии.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Инфекция -
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Инфекционные болезни
Задание 3. Решите кроссворд.
Правильно заполнив слова по вертикали, в выделенной горизонтальной строке вы сможете прочесть название периода выздоровления.
Задание 4. Заполните таблицу.
Периоды инфекционного процесса
Задание 5. Напишите определение понятия.
Эпидемический процесс -
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Перечислите факторы, необходимые для возникновения и течения эпидемического процесса:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Задание 6. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:
Задача 1. К Вам обратился сосед-подросток. Примерно двадцать минут назад его укусила бродячая собака. Рана не глубокая, но кровоточит. Родителей дома нет и он просит Вас обработать рану.
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задача 2. Вы навестили знакомых и увидели следующую ситуацию. У всех членов семьи наблюдается диарея, у детей еще и повышение температуры. Несколько часов назад они вернулись с дачи, где собирали урожай клубники. Самые красивые ягоды, конечно, съедали прямо с грядки.
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задача 3. В классе на занятиях отсутствует половина учащихся. У некоторых присутствующих отмечается кашель, чихание, головная боль, повышенная температура. В остальных учебных заведениях города ситуация примерно такая же.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4._________________________________________________________
В развитии инфекционного процесса выделяют периоды:
-
Инкубационный период – время, прошедшее с момента попадания микроба в организм до появления первых клинических признаков
заболевания. Продолжительность от нескольких часов до нескольких суток (зависит в основном от вида возбудителя). Может быть от нескольких недель до нескольких месяцев (ветряная оспа, коклюш) или до нескольких лет
(лепра, туберкулез, ВИЧ-инфекция). Происходит адгезия клеток (прикрепление микробов к тканям хозяина), возбудители не выявляются.
-
Продромальный период – идет колонизация возбудителя на чувствительных клетках организма. Появляются первые предшественники заболевания (повышение температуры, снижение аппетита и работоспособности и др.), микробы образуют ферменты и токсины, приводящие к местным (очаговым) и общим (генерализованным) воздействиям на организм. У некоторых заболеваний (оспа, корь) этот период очень характерен и можно поставить предварительный диагноз. Возбудитель не выявляется (кроме коклюша и кори). -
Период развития заболевания – идет интенсивное размножение возбудителя, максимальные клинические проявления (пожелтение кожи, сыпь и т.д.). Формируется защитная реакция организма на патогенное действие возбудителя. Продолжительность зависит от возбудителя, при хронических инфекциях длится до нескольких лет (туберкулез, бруцеллез и др.) Самый заразный период, т.к. больной выделяет в окружающую среду очень много микробов. Заканчивается выздоровлением или смертью больного. Высокая летальность при чуме, менингите и др. Степень выраженности клинического течения различна – тяжелая, легкая или нетипичная формы. При атипичных (стертых) формах поставить диагноз можно только при помощи микробиологических методов исследования. -
Период выздоровления (реконвалесценция) – возбудители гибнут (может развиться бактерионосительство). Выводятся микробы (с мочой, испражнениями, мокротой), снижается температура, повышается аппетит и работоспособность. Продолжительность выделения микробов из организма различна – от исчезновения клинических проявлений до 2-3 недель.
Инфекционный процесс не всегда проходит все стадии (заканчивается на ранних у привитых). В любом периоде инфекционной болезни (особенно в период разгара) возможны осложнения. Осложнения различают: специфические и неспецифические.
Специфические – вызваны возбудителем и являются следствием необычной выраженности функционально-морфологических изменений в организме больного (увеличение миндалин при ангине, перфорация язв при брюшном тифе).
Неспецифические – вызваны микроорганизмами другого вида, являющимися неспецифическими для данного заболевания (развитие гнойного отита у больных корью).
Наиболее опасное осложнение – инфекционно-токсический шок (при массивном инфицировании с высвобождением большого количества эндотоксина). Клинические проявления шока : озноб, снижение АД, частый нитевидный пульс, одышка, рвота, понос, уменьшение выделения мочи.
Степень патогенности (болезнетворности) микроорганизмов называется «вирулентностью». Вирулентность обусловлена:
-
адгезией – способностью микробов прикрепляться к органам и тканям; -
инвазией – способностью внедряться во внутреннюю среду организма и распространяться по органам и тканям; -
капсулообразованием – способностью микробов образовывать капсулу, защищающую их от клеток-фагоцитов организма хозяина; -
токсинообразованием – способностью вырабатывать яды.
Токсины делятся на:
экзотоксины (белковые вещества с выраженными иммуногенными и антигенными свойствами), способны избирательно поражать органы и ткани (двигательные нейроны спинного мозга при столбняке, сердечную мышцу и надпочечники при дифтерии); эндотоксины (освобождаются при разрушении микробной клетки) менее токсичны, активизируют аллергические реакции, вызывают лихорадку и тяжелое общее состояние, могут привести к развитию инфекционнотоксического шока.
Существует пять основных методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний:
-
микроскопический – обнаружение возбудителя в материале, взятом от больного (окраска мазка различными способами); -
бактериологический – посев исследуемого материала на
питательные среды, позволяет выделить возбудителя в чистом виде;
-
биологический – выделение возбудителя при заражении лабораторных животных (дорогостоящий, применяется ограничено); -
серологический – выявление специфических иммунных антител в сыворотке крови больного (реакция Видаля для выявления брюшного тифа); -
аллергический – кожно-аллергические пробы, введение аллергена накожно и внутрикожно (диагностика туберкулеза, туляремии, лепры и т.д.)
Тема 2.2. Учение об эпидемическом процессе. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий
Эпидемический процесс – это возникновение и распространение инфекции среди населения. Для возникновения и непрерывного течения эпидемического процесса необходимо взаимодействие трех факторов:
1. источник возбудителей инфекции; 2. механизм передачи инфекции;
3. восприимчивое население.
Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. Биологической основой эпидемического процесса служит паразитарная система, т.е. взаимодействие паразита и хозяина.
Возбудители инфекционных болезней делятся по характеристике источников:
-
Антропонозы – болезни, регистрируемые только у людей, когда человек заражается от человека (СПИД, грипп, сифилис, корь и др.); -
Зоонозы – болезни животных, которыми болеет и человек, человек заражается от животных (лишай, бешенство, сибирская язва и др.).
Механизм передачи – способ перемещения возбудителя инфекционных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Включает смену трех фаз:
-
выведение микроорганизма из организма хозяина в окружающую среду; -
нахождение возбудителя в окружающей среде; -
внедрение возбудителя в восприимчивый организм.
Механизмы передачи подразделяются на:
-
фекально-оральный, -
аэрогенный или воздушно-капельный, -
кровяной или трансмиссивный, -
контактный, -
вертикальный (от матери плоду через плаценту).
Различают три степени интенсивности эпидемического процесса:
Спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной назологической единицы на одной территории в данный момент времени.
Эпидемия – распространение инфекционных болезней среди населения села, города или области.
Пандемия – распространение инфекционных заболеваний среди населения разных стран и континентов.
В соответствии с распространенностью инфекции делят на:
кризисные (угрожают существованию человеческой популяции -
ВИЧ); массовые (свыше 100 на 100 тыс. населения – ОРВИ, грипп); распространенные управляемые (до 100 на 100 тыс. населения –
дифтерия, коклюш-вакцинируемые);
распространенные неуправляемые (менее 20 на 100 тыс. населения –
менингит, лептоспироз); спорадические (единичные случаи – бешенство, сыпной тиф).
Задания для закрепления материала
Раздел 2. Основы инфектологии и эпидемиологии.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Инфекция -
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Инфекционные болезни
-
Название группы
Пути передачи инфекции
Профилактика заболеваний
Задание 3. Решите кроссворд.
Правильно заполнив слова по вертикали, в выделенной горизонтальной строке вы сможете прочесть название периода выздоровления.
-
кровяные инфекции -
осложнения инфекционной болезни -
место нахождения микробов в организме -
яд, освобождающийся при разрушении микробной клетки -
форма взаимодействия микро- и макроорганизма -
внедрение во внутреннюю среду организма -
единичный случай -
метод лабораторной диагностики -
повторное заражение тем же возбудителем -
инфекции дыхательных путей -
время от попадания микроба в организм до первых клинических признаков -
способность микробов прикрепляться к тканям -
болезни животных -
внедрение и размножение микробов в организме -
распространение инфекции среди населения стран и континентов -
распространение инфекции среди населения города, села.
Задание 4. Заполните таблицу.
Периоды инфекционного процесса
-
Название периода
Характеристика периода
Задание 5. Напишите определение понятия.
Эпидемический процесс -
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Перечислите факторы, необходимые для возникновения и течения эпидемического процесса:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Задание 6. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:
-
К какой группе, в зависимости от локализации микроорганизмов Вы можете отнести данное заболевание? -
Как Вы считаете, о каком периоде заболевания может идти речь? -
Какой механизм передачи данной инфекции? -
Какую степень интенсивности эпидемического процесса можно предположить в данном случае? -
Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия Вы можете предложить, как медицинская сестра?
Задача 1. К Вам обратился сосед-подросток. Примерно двадцать минут назад его укусила бродячая собака. Рана не глубокая, но кровоточит. Родителей дома нет и он просит Вас обработать рану.
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задача 2. Вы навестили знакомых и увидели следующую ситуацию. У всех членов семьи наблюдается диарея, у детей еще и повышение температуры. Несколько часов назад они вернулись с дачи, где собирали урожай клубники. Самые красивые ягоды, конечно, съедали прямо с грядки.
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задача 3. В классе на занятиях отсутствует половина учащихся. У некоторых присутствующих отмечается кашель, чихание, головная боль, повышенная температура. В остальных учебных заведениях города ситуация примерно такая же.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4._________________________________________________________