Файл: Учебнометодические материалы для студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2038

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов

Классификация и таксономия микроорганизмов

Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе

Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Строение бактериальной клетки

Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования

Дыхание бактерий

Дизентерия

Холера

Гонорея

РАЗДЕЛ 5. МИКОЛОГИЯ

Тема 5.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Микроспория

Кандидоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Частная протозоология

Лямблиоз

РАЗДЕЛ 6. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Тема 6.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Аскаридоз

Трихоцефалез

Энтеробиоз

Описторхоз

Тениаринхоз

РАЗДЕЛ 7. ВИРУСОЛОГИЯ

Тема 7.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов. Методы лабораторной диагностики вирусов

Особенности противовирусного иммунитета

Вирус гепатита С

Вирус полиомиелита

Вирус бешенства

Вирус кори

Птичий грипп

Взятие испражнений для бактериологического исследования

Взятие крови для бактериологического исследования

Взятие желчи для бактериологического исследования

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

Инфекционная болезнь характеризуется определенной продолжительностью и клиническими проявлениями. Течение и исход инфекционного процесса обусловлен количеством патогенных микроорганизмов, состоянием организма человека, его восприимчивостью к микробу, факторами внешней среды.

В развитии инфекционного процесса выделяют периоды:

  1. Инкубационный период – время, прошедшее с момента попадания микроба в организм до появления первых клинических признаков

заболевания. Продолжительность от нескольких часов до нескольких суток (зависит в основном от вида возбудителя). Может быть от нескольких недель до нескольких месяцев (ветряная оспа, коклюш) или до нескольких лет

(лепра, туберкулез, ВИЧ-инфекция). Происходит адгезия клеток (прикрепление микробов к тканям хозяина), возбудители не выявляются.

  1. Продромальный период – идет колонизация возбудителя на чувствительных клетках организма. Появляются первые предшественники заболевания (повышение температуры, снижение аппетита и работоспособности и др.), микробы образуют ферменты и токсины, приводящие к местным (очаговым) и общим (генерализованным) воздействиям на организм. У некоторых заболеваний (оспа, корь) этот период очень характерен и можно поставить предварительный диагноз. Возбудитель не выявляется (кроме коклюша и кори).

  2. Период развития заболевания – идет интенсивное размножение возбудителя, максимальные клинические проявления (пожелтение кожи, сыпь и т.д.). Формируется защитная реакция организма на патогенное действие возбудителя. Продолжительность зависит от возбудителя, при хронических инфекциях длится до нескольких лет (туберкулез, бруцеллез и др.) Самый заразный период, т.к. больной выделяет в окружающую среду очень много микробов. Заканчивается выздоровлением или смертью больного. Высокая летальность при чуме, менингите и др. Степень выраженности клинического течения различна – тяжелая, легкая или нетипичная формы. При атипичных (стертых) формах поставить диагноз можно только при помощи микробиологических методов исследования.

  3. Период выздоровления (реконвалесценция) – возбудители гибнут (может развиться бактерионосительство). Выводятся микробы (с мочой, испражнениями, мокротой), снижается температура, повышается аппетит и работоспособность. Продолжительность выделения микробов из организма различна – от исчезновения клинических проявлений до 2-3 недель.


Инфекционный процесс не всегда проходит все стадии (заканчивается на ранних у привитых). В любом периоде инфекционной болезни (особенно в период разгара) возможны осложнения. Осложнения различают: специфические и неспецифические.

Специфические – вызваны возбудителем и являются следствием необычной выраженности функционально-морфологических изменений в организме больного (увеличение миндалин при ангине, перфорация язв при брюшном тифе).

Неспецифические – вызваны микроорганизмами другого вида, являющимися неспецифическими для данного заболевания (развитие гнойного отита у больных корью).

Наиболее опасное осложнение – инфекционно-токсический шок (при массивном инфицировании с высвобождением большого количества эндотоксина). Клинические проявления шока : озноб, снижение АД, частый нитевидный пульс, одышка, рвота, понос, уменьшение выделения мочи.

Степень патогенности (болезнетворности) микроорганизмов называется «вирулентностью». Вирулентность обусловлена:

  1. адгезией – способностью микробов прикрепляться к органам и тканям;

  2. инвазией – способностью внедряться во внутреннюю среду организма и распространяться по органам и тканям;

  3. капсулообразованием – способностью микробов образовывать капсулу, защищающую их от клеток-фагоцитов организма хозяина;

  4. токсинообразованием – способностью вырабатывать яды.



Токсины делятся на:

экзотоксины (белковые вещества с выраженными иммуногенными и антигенными свойствами), способны избирательно поражать органы и ткани (двигательные нейроны спинного мозга при столбняке, сердечную мышцу и надпочечники при дифтерии); эндотоксины (освобождаются при разрушении микробной клетки) менее токсичны, активизируют аллергические реакции, вызывают лихорадку и тяжелое общее состояние, могут привести к развитию инфекционнотоксического шока.

Существует пять основных методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний:

  1. микроскопический – обнаружение возбудителя в материале, взятом от больного (окраска мазка различными способами);

  2. бактериологический – посев исследуемого материала на

питательные среды, позволяет выделить возбудителя в чистом виде;

  1. биологический – выделение возбудителя при заражении лабораторных животных (дорогостоящий, применяется ограничено);

  2. серологический – выявление специфических иммунных антител в сыворотке крови больного (реакция Видаля для выявления брюшного тифа);

  3. аллергический – кожно-аллергические пробы, введение аллергена накожно и внутрикожно (диагностика туберкулеза, туляремии, лепры и т.д.)


Тема 2.2. Учение об эпидемическом процессе. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий

Эпидемический процесс – это возникновение и распространение инфекции среди населения. Для возникновения и непрерывного течения эпидемического процесса необходимо взаимодействие трех факторов:

1. источник возбудителей инфекции; 2. механизм передачи инфекции;

3. восприимчивое население.

Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. Биологической основой эпидемического процесса служит паразитарная система, т.е. взаимодействие паразита и хозяина.

Возбудители инфекционных болезней делятся по характеристике источников:

  1. Антропонозы – болезни, регистрируемые только у людей, когда человек заражается от человека (СПИД, грипп, сифилис, корь и др.);

  2. Зоонозы – болезни животных, которыми болеет и человек, человек заражается от животных (лишай, бешенство, сибирская язва и др.).

Механизм передачи – способ перемещения возбудителя инфекционных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Включает смену трех фаз:

  1. выведение микроорганизма из организма хозяина в окружающую среду;

  2. нахождение возбудителя в окружающей среде;

  3. внедрение возбудителя в восприимчивый организм.



Механизмы передачи подразделяются на:

  1. фекально-оральный,

  2. аэрогенный или воздушно-капельный,

  3. кровяной или трансмиссивный,

  4. контактный,

  5. вертикальный (от матери плоду через плаценту).



Различают три степени интенсивности эпидемического процесса:

Спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной назологической единицы на одной территории в данный момент времени.

Эпидемия – распространение инфекционных болезней среди населения села, города или области.

Пандемия – распространение инфекционных заболеваний среди населения разных стран и континентов.

В соответствии с распространенностью инфекции делят на:

кризисные (угрожают существованию человеческой популяции -

ВИЧ); массовые (свыше 100 на 100 тыс. населения – ОРВИ, грипп); распространенные управляемые (до 100 на 100 тыс. населения –

дифтерия, коклюш-вакцинируемые);
распространенные неуправляемые (менее 20 на 100 тыс. населения –

менингит, лептоспироз); спорадические (единичные случаи – бешенство, сыпной тиф).

Задания для закрепления материала

Раздел 2. Основы инфектологии и эпидемиологии.

Задание 1. Напишите определение понятия.

Инфекция -

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу.

Инфекционные болезни



Название группы

Пути передачи инфекции

Профилактика заболеваний



































Задание 3. Решите кроссворд.

Правильно заполнив слова по вертикали, в выделенной горизонтальной строке вы сможете прочесть название периода выздоровления.

  1. кровяные инфекции

  2. осложнения инфекционной болезни

  3. место нахождения микробов в организме

  4. яд, освобождающийся при разрушении микробной клетки

  5. форма взаимодействия микро- и макроорганизма

  6. внедрение во внутреннюю среду организма

  7. единичный случай

  8. метод лабораторной диагностики

  9. повторное заражение тем же возбудителем

  10. инфекции дыхательных путей

  11. время от попадания микроба в организм до первых клинических признаков

  12. способность микробов прикрепляться к тканям

  13. болезни животных

  14. внедрение и размножение микробов в организме

  15. распространение инфекции среди населения стран и континентов

  16. распространение инфекции среди населения города, села.





Задание 4. Заполните таблицу.

Периоды инфекционного процесса



Название периода

Характеристика периода




















Задание 5. Напишите определение понятия.

Эпидемический процесс -

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Перечислите факторы, необходимые для возникновения и течения эпидемического процесса:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

Задание 6. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:



  1. К какой группе, в зависимости от локализации микроорганизмов Вы можете отнести данное заболевание?

  2. Как Вы считаете, о каком периоде заболевания может идти речь?

  3. Какой механизм передачи данной инфекции?

  4. Какую степень интенсивности эпидемического процесса можно предположить в данном случае?

  5. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия Вы можете предложить, как медицинская сестра?



Задача 1. К Вам обратился сосед-подросток. Примерно двадцать минут назад его укусила бродячая собака. Рана не глубокая, но кровоточит. Родителей дома нет и он просит Вас обработать рану.

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задача 2. Вы навестили знакомых и увидели следующую ситуацию. У всех членов семьи наблюдается диарея, у детей еще и повышение температуры. Несколько часов назад они вернулись с дачи, где собирали урожай клубники. Самые красивые ягоды, конечно, съедали прямо с грядки.

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.___________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задача 3. В классе на занятиях отсутствует половина учащихся. У некоторых присутствующих отмечается кашель, чихание, головная боль, повышенная температура. В остальных учебных заведениях города ситуация примерно такая же.

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________

4._________________________________________________________