ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2070
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Классификация и таксономия микроорганизмов
Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Особенности противовирусного иммунитета
Взятие испражнений для бактериологического исследования
Взятие крови для бактериологического исследования
5.____________________________________________________________
Задача 4. Ребенок летом, играя в песочнице, поцарапал руку о ржавый гвоздь. Ссадина кровоточит. Ребенок не долго поплакал. Успокоился. И продолжает играть с друзьями.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4_________________________________________________________
5.____________________________________________________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________ РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ИММУНОЛОГИИ
Тема 3.1. Учение об иммунитете. Иммунная система организма.
Иммунитет – невосприимчивость организма к чужеродным веществам.
Иммунология – наука об иммунитете, занимается изучением иммунной системы, разработкой средств и методов иммунологической диагностики, профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных болезней. Сформировалась в конце Х1Х в., основоположниками можно считать И.И.Мечникова, Л.Пастера и П. Эрлиха.
Классификация видов и форм иммунитета:
-
Естественный иммунитет:
А) Врожденный – наиболее прочная форма невосприимчивости, обусловленная биологическими особенностями данного вида, передается по наследству (человек не болеет куриной холерой, а животные сифилисом);
Б) Приобретенный (постинфекционный) – возникает после перенесенного инфекционного заболевания, по наследству не передается, продолжительность зависит от вида возбудителя (после гриппа – кратковременный; после чумы, коклюша – пожизненный);
В) Пассивный иммунитет новорожденных – обусловлен передачей антител от матери к плоду через плаценту или через грудное молоко (непродолжительный, но дети на грудном вскармливании болеют реже детей, которые вскармливаются искусственно).
-
Искусственный иммунитет:
А) Активный – создают у человека путем введения вакцин и анатоксинов, может быть длительным;
Б) Пассивный – создают путем введения иммунных сывороток, в которых содержатся иммунные антитела. Он не продолжительный (около месяца) пока в организме сохраняются антитела, затем они разрушаются и выводятся.
Защитные факторы, которые обусловливают невосприимчивость человека к заболеваниям, могут быть специфическими и неспецифическими.
Неспецифические факторы защиты врожденные и лишены избирательности, т.к. действуют на любой микроорганизм. К первичным барьерам защиты относятся:
-
Кожа – механически защищает организм от проникновения микробов и вирусов, потовые и сальные железы вырабатывают молочную и жирные кислоты, обладающие бактерицидным действием (на чистой коже микробы гибнут через 30 мин.). -
Слизистые оболочки – механически препятствуют проникновению микробов и обладают еще более выраженными защитными свойствами, чем кожа (лизоцим слюны растворяет многие сапрофитные микробы и некоторые патогенные). -
Нормальная микрофлора организма обладает антагонистическим действием к различным видам микроорганизмов и препятствует их размножению (кишечная палочка).
Если микробы преодолевают эти барьеры, то в работу вступают вторичные барьеры неспецифических факторов защиты:
-
Гуморальные факторы – система комплемента (комплемент- комплекс 26 белков в сыворотке крови). Инфекционное воспаление начинается с активации комплемента, он встраивается в клеточную мембрану микроба, что приводит к лизису клетки. Он является компонентом многих иммунологических реакций, направленных на освобождение организма от микробов и чужеродных агентов (анафилаксия, фагоцитоз). -
Клеточные факторы – фагоциты – подвижные клетки, удаляют из организма отмирающие клетки, поглощают и инактивируют микробы, вирусы, грибы; синтезируют биологически активные вещества (лизоцим, интерферон); участвуют в регуляции иммунной системы.
Специфические факторы защиты – направлены на уничтожение какого-либо конкретного антигена. Она осуществляется комплексом специальных форм реагирования иммунной системы: антителообразованием, иммунным фагоцитозом, киллерной функцией лимфоцитов, аллергическими реакциями, иммунологической памятью и иммунологической толерантностью (терпимостью). В зависимости от природы антигена на каждом из этапов защиты включаются наиболее эффектвные формы реагирования и иммунореагенты.
Результатом взаимодействия антигена с организмом человека является формирование специфической невосприимчивости организма (иммунитет), иммунологическая память и толерантность к данному антигену. Неблагоприятным последствием является приобретение повышенной чувствительности к антигену (аллергия).
Иммунная система подразделена на центральные (костный мозг и тимус) и
периферические (селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани в слизистых) органы. В периферических органах происходит адекватный иммунный ответ на присутствие антигенов.
При попадании в организм чужеродных агентов – антигенов, организм вырабатывает антитела. Антитела относятся к глобулиновой фракции крови, поэтому их еще называют иммуноглобулинами. Они синтезируются плазматическими клетками, относятся к факторам специфического гуморального иммунитета (инактивируют токсины, с комплементом препятствуют проникновению вирусов и лизируют бактерии, активизируют фагоцитоз, участвуют в аллергических реакциях и деструкции гельминтов).
Тема 3.2. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Иммунотерапия и иммунопрофилактика.
Имму́нный ста́тус — это комплексный показатель состояния иммунной системы, это количественная и качественная характеристика состояния функциональной активности органов иммунной системы и некоторых неспецифических механизмов противомикробной защиты.
Методы оценки:
Клинико-лабораторный этап
-
Сбор и оценка иммунологического анамнеза (частота инфекционных заболеваний, характер их течения, выраженность температурной реакции, наличие очагов хронической инфекции, реакции на вакцинации или введение лекарственных средств); -
Оценка результатов общего клинического анализа крови (содержание гранулоцитов, моноцитов, лимфоцитов); -
Выявление с помощью бактериологических, вирусологических и серологических исследований бактерионосительства и вирусоносительства.
Лабораторно-иммунологический этап
На лабораторно-иммунологическом этапе исследования иммунного статуса применяются тесты ориентировочного и аналитического уровней.
Ориентировочный уровень
На этом уровне выявляются грубые нарушения деятельности иммунной системы. Они включают в себя определение:
-
общего и относительного числа лимфоцитов; -
основных субпопуляций (Т- и В-клетки); -
фагоцитарной активности лейкоцитов; -
концентрации иммуноглобулинов разных классов в сыворотке крови. Аналитический уровень
На этом уровне проводится более глубокий анализ состояния иммунной системы. На этом уровне осуществляется определение отдельных субклассов иммуноглобулинов и В-лимфоцитов, регуляторных и эффекторных клеток. Также на этом этапе можно определить концентрации отдельных цитокинов — главных регуляторных молекул, определяющих тип иммунного ответа.
Реакции иммунитета – это реакции между антигеном и антителом. Их называют серологическими или гуморальными и используют при диагностических и иммунологических исследованиях. Обнаружение в сыворотке крови больного антител против определенного возбудителя позволяет поставить диагноз. Серологические исследования применяют также для идентификации антигенов микробов, определения групп крови, тканевых и опухолевых антигенов и т.д. В микробиологической практике применяют реакции агглютинации, преципитации, нейтрализации и т.д.
Для профилактики и лечения заболеваний большое значение имеет создание профилактических, диагностических и лечебных препаратов, объединяемых в группу иммунобиологических препаратов:
-
живые и убитые вакцины, анатоксины, фаги, иммуноглобулины и иммунные сыворотки от иммунизированных животных и человека; -
иммуномодуляторы для иммунокоррекции, лечения и профилактики иммунодефицитов различной этиологии; -
диагностические препараты для выявления антигенов и антител, для постановки кожных проб при аллергиях и иммунопатологических состояниях.
Аллергия – измененная реактивность организма (по определению К.Пирке). Если иммунитет – невосприимчивость организма к инфекции, то аллергия – повышенная чувствительность к чужеродным агентам. Аллергия возникает в результате нарушения общих и местных иммунных реакций организма, чаще при повторном поступлении в организм «аллергенов».
Одна из форм измененной реактивности – анафилактическая реакция. Анафилаксия может проявляться в виде местной (на коже и слизистых оболочках) или системной (анафилактический шок) реакции. В зависимости от локализации комплекса аллерген-антитело, происходит развитие аллергической реакции. Если встреча аллергена с антителом произошла в коже – появляется крапивница, в верхних дыхательных путях – аллергический насморк, в слизистой оболочке глаза – конъюнктивит, в слизистой бронхов – бронхиальная астма.
Анафилаксию вызывают яды пчел, ос, змей, пыльца растений, антибиотики, сыворотки, вакцины и пр.
Анафилактический шок возникает вследствие повторных введений антигенов и характеризуется падением АД, судорогами, снижением температуры, болью в суставах и т.д.
Для профилактики анафилаксии используют метод десенсибилизации по Безредка путем предварительной внутрикожной пробы и дробного введения антигена сыворотки.
Аллергия и анафилаксия – сложные процессы, присущие только высокоорганизованным организмам, обладающим свойством реактивности.
Задания для закрепления материала Раздел 3. Основы иммунологии.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Иммунитет -____________________________________________________
______________________________________________________________ Задание 2. Заполните схему.
Классификация видов и форм иммунитета.
Задание 3. Определите соответствие.
В таблице «Защитные факторы» в пустую клетку, поставьте номер той группы факторов, к которой принадлежит фактор, указанный в таблице.
Защитные факторы:
-
Неспецифические факторы -
Специфические факторы
-
слизистые оболочки
система комплемента
антителообразование
киллерная функция лимфоцитов
нормальная микрофлора организма
аллергическая реакция
иммунологическая память
гуморальные факторы
иммунологическая толерантность
кожа
клеточные факторы
Задание 4. Заполните схему.
Органы иммунитета.
Задание 4. Напишите определение понятия.
Аллергия -_____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 5. Закончите фразу.
В зависимости от локализации комплекса аллерген – антитело, происходит развитие аллергической реакции. Если встреча аллергена с антителом произошла:
на коже – появляется _________________________________________
в верхних дыхательных путях - ________________________________
в слизистой оболочке глаза - __________________________________
в слизистой оболочке бронхов - ________________________________
Задание 6. Решите ситуационные задачи.
В зависимости от предложенной ситуации, выберите из списка действий медицинского работника и расположите в нужной последовательности номера ваших действий, так чтобы получился алгоритм оказания неотложной помощи при различных анафилактических состояниях.