Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
расплывчатые названия — «охранно-защитная» профессия,
«героическая» профессия, профессия «делового человека»,
«техническая» профессия, «инженерная» профессия, «помога- ющая» профессия, «оперативная» профессия и т. д.
Никаких жёстких рекомендаций самоопределяющийся моло- дой человек не получает, для него становится очевидным, что это не «тест», но тем не менее его собственными руками на ра- бочем столе оказывается сформирован некий результат, пред- полагающий построение версий профессионального будущего. В то же время простота работы очевидна, и с данной игрой справляется большинство подростков.
В ходе работы обучающемуся предлагается производить
«перевёртывание» карточек в том случае, если он сомневается в том, что он на самом деле готов к такому выбору.
На нём производится конкретизация сформированных «мо- лекул» профессий до какого-либо варианта, доступного для об- наружения в территориальном окружении школы или за его пределами.
Превращение умозрительного образа профессии в конкрет- ный вариант сопровождается рассмотрением основных требова- ний к профессии.
На нём производится определение наиболее актуальных для обучающегося факторов выбора. При помощи педагога он вы- бирает и конкретизирует те факторы, которые представляются ему важными для предстоящего принятия профориентационно- го решения — для удобства их лучше записать в свой блокнотик или на отдельном листке. Педагог предъявляет ему перечень типичных факторов, оказывающих влияние на выбор, и предла- гает определить самые «весомые», либо дополнить этот список
своими факторами.
Переченьтипичныхфактороввыборапрофессии
Мнение родителей Мнение наставника Мнение учителей Мнение психолога Мнение друзей
Пример профессий родителей Пример профессии наставника
Пример старших товарищей, знакомых, сестёр, братьев Желание стать предпринимателем
Успеваемость по определённым предметам
Желание продолжить обучение по определённым предметам Материальное положение семьи
Бесплатность или низкий уровень оплаты за обучение Возможность в дальнейшем уехать жить и работать в другое государство
Лёгкость обучения («не хочу или не могу напрягаться») Трудность обучения («хочу гордиться преодолёнными труд- ностями»)
Перспективность варианта для будущих этапов обучения Наличие шанса продолжить обучение в определённом учеб- ном заведении
Желание продолжить обучение «на старом месте» Желание изменить место обучения
Желание приобрести определённую профессию
«Качественный» преподавательский состав и хорошая мате- риальная база на месте продолжения образования
Наконец, завершается работа «взвешиванием» сформулиро- ванных на 5 шаге вариантов выбора. Для этого используется
«Таблица принятия решения».
Если в ходе работы учащийся собрал только одну «молекулу» профессии (чётко сформулировав таким образом лишь один
ва- риант своего выбора), то педагог предлагает ему создать второй вариант его выбора, — может быть, даже случайным образом из оставшихся у него карточек.
Итак, начинается работа с таблицей. По горизонтали в табли- цу вписываются имеющиеся варианты выбора (как правило, их оказывается всего два, но может быть и больше).
По вертикали в таблицу подросток вписываются те факторы, которые подросток посчитал наиболее важными для выбора.
После того, когда будут вписаны наиболее важные факторы, нужно рядом с самыми важными из них (слева) проставить от- метку особой значимости « 2» (умножить на 2). Это будет их
«весовой коэффициент».
Далее следует оценить, насколько каждый из выписанных факторов соответствует имеющимся вариантам. Если фактор оценивается подростком как «очень важный», то он получает 3 балла, если фактор был обозначен как «фактор средней зна- чимости», то 2 балла, «не очень важный фактор выбора» — 1 балл.
После этого проставленные баллы умножаются, при необхо- димости, на их весовой коэффициент — то есть на 2.
Работа завершается тем, что по каждому варианту (столбцу) подсчитывается сумма всех баллов и полученные результаты выписываются в нижней строке таблицы.
Таблицапринятиярешения
Когда произведены расчёты, подростку предлагается «усо- мниться» в результатах проделанной работы. И не только пото- му, что нельзя безоговорочно доверять схемам и таблицам. А потому, что один из факторов может иметь вес, превышаю- щий остальные не в 2 и не в 4 раза, а гораздо в большее коли- чество раз.
Конечно же, нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Они являются лишь основой для дальнейших размышлений.
Таким образом, в ходе игры создаётся возможность обучаю- щемуся «взвесить» те варианты, которые были самостоятельно сконструированы им из, казалось бы, несущественных, но по- нятных элементов, и превращены из умозрительной конструк- ции в относительно конкретизированный вариант образова- тельного и профессионального становления.
В конце игры нужно зафиксировать результат работы, напри- мер, сфотографировать полученные «молекулы» профессий каждого школьника.
Проба рассчитана на 4 часа.
В ходе подготовительногоэтапаучащиеся получают ин- формацию, касающуюся основных направлений деятельности журналистов. Узнают о специфике деятельности редактора, корреспондентской деятельности, о жанровых направлениях журналистики, особенностях работы в периодическом издании, особенностях новостной информации, стадиях подготовки пуб- ликации. Знакомятся с профессиональной журналистской эти- кой, с законодательством Российской Федерации, защищаю- щим частную жизнь гражданина.
Практическийэтап.Учащиеся приобретают начальные умения:
«героическая» профессия, профессия «делового человека»,
«техническая» профессия, «инженерная» профессия, «помога- ющая» профессия, «оперативная» профессия и т. д.
Никаких жёстких рекомендаций самоопределяющийся моло- дой человек не получает, для него становится очевидным, что это не «тест», но тем не менее его собственными руками на ра- бочем столе оказывается сформирован некий результат, пред- полагающий построение версий профессионального будущего. В то же время простота работы очевидна, и с данной игрой справляется большинство подростков.
В ходе работы обучающемуся предлагается производить
«перевёртывание» карточек в том случае, если он сомневается в том, что он на самом деле готов к такому выбору.
Шаг 5
На нём производится конкретизация сформированных «мо- лекул» профессий до какого-либо варианта, доступного для об- наружения в территориальном окружении школы или за его пределами.
Превращение умозрительного образа профессии в конкрет- ный вариант сопровождается рассмотрением основных требова- ний к профессии.
Шаг 6
На нём производится определение наиболее актуальных для обучающегося факторов выбора. При помощи педагога он вы- бирает и конкретизирует те факторы, которые представляются ему важными для предстоящего принятия профориентационно- го решения — для удобства их лучше записать в свой блокнотик или на отдельном листке. Педагог предъявляет ему перечень типичных факторов, оказывающих влияние на выбор, и предла- гает определить самые «весомые», либо дополнить этот список
своими факторами.
Переченьтипичныхфактороввыборапрофессии
Мнение родителей Мнение наставника Мнение учителей Мнение психолога Мнение друзей
Пример профессий родителей Пример профессии наставника
Пример старших товарищей, знакомых, сестёр, братьев Желание стать предпринимателем
Успеваемость по определённым предметам
Желание продолжить обучение по определённым предметам Материальное положение семьи
Бесплатность или низкий уровень оплаты за обучение Возможность в дальнейшем уехать жить и работать в другое государство
Лёгкость обучения («не хочу или не могу напрягаться») Трудность обучения («хочу гордиться преодолёнными труд- ностями»)
Перспективность варианта для будущих этапов обучения Наличие шанса продолжить обучение в определённом учеб- ном заведении
Желание продолжить обучение «на старом месте» Желание изменить место обучения
Желание приобрести определённую профессию
«Качественный» преподавательский состав и хорошая мате- риальная база на месте продолжения образования
Шаг 7
Наконец, завершается работа «взвешиванием» сформулиро- ванных на 5 шаге вариантов выбора. Для этого используется
«Таблица принятия решения».
Если в ходе работы учащийся собрал только одну «молекулу» профессии (чётко сформулировав таким образом лишь один
ва- риант своего выбора), то педагог предлагает ему создать второй вариант его выбора, — может быть, даже случайным образом из оставшихся у него карточек.
Итак, начинается работа с таблицей. По горизонтали в табли- цу вписываются имеющиеся варианты выбора (как правило, их оказывается всего два, но может быть и больше).
По вертикали в таблицу подросток вписываются те факторы, которые подросток посчитал наиболее важными для выбора.
После того, когда будут вписаны наиболее важные факторы, нужно рядом с самыми важными из них (слева) проставить от- метку особой значимости « 2» (умножить на 2). Это будет их
«весовой коэффициент».
Далее следует оценить, насколько каждый из выписанных факторов соответствует имеющимся вариантам. Если фактор оценивается подростком как «очень важный», то он получает 3 балла, если фактор был обозначен как «фактор средней зна- чимости», то 2 балла, «не очень важный фактор выбора» — 1 балл.
После этого проставленные баллы умножаются, при необхо- димости, на их весовой коэффициент — то есть на 2.
Работа завершается тем, что по каждому варианту (столбцу) подсчитывается сумма всех баллов и полученные результаты выписываются в нижней строке таблицы.
Таблицапринятиярешения
Весовой коэффициент « 2» | Факторы выбора | 1 вариант | 2 вариант |
| Фактор 1 | | |
| Фактор 2 | | |
| Фактор 3 | | |
| Фактор 4 | | |
| ИТОГО: | | |
Когда произведены расчёты, подростку предлагается «усо- мниться» в результатах проделанной работы. И не только пото- му, что нельзя безоговорочно доверять схемам и таблицам. А потому, что один из факторов может иметь вес, превышаю- щий остальные не в 2 и не в 4 раза, а гораздо в большее коли- чество раз.
Конечно же, нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Они являются лишь основой для дальнейших размышлений.
Таким образом, в ходе игры создаётся возможность обучаю- щемуся «взвесить» те варианты, которые были самостоятельно сконструированы им из, казалось бы, несущественных, но по- нятных элементов, и превращены из умозрительной конструк- ции в относительно конкретизированный вариант образова- тельного и профессионального становления.
В конце игры нужно зафиксировать результат работы, напри- мер, сфотографировать полученные «молекулы» профессий каждого школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
-
Профессиональная проба «Интервью»
Проба рассчитана на 4 часа.
В ходе подготовительногоэтапаучащиеся получают ин- формацию, касающуюся основных направлений деятельности журналистов. Узнают о специфике деятельности редактора, корреспондентской деятельности, о жанровых направлениях журналистики, особенностях работы в периодическом издании, особенностях новостной информации, стадиях подготовки пуб- ликации. Знакомятся с профессиональной журналистской эти- кой, с законодательством Российской Федерации, защищаю- щим частную жизнь гражданина.
Практическийэтап.Учащиеся приобретают начальные умения:
-
анализировать обстоятельства событий, выявлять наибо- лее значимые моменты (в социальном, политическом, экологи- ческом, экономическом и т. д. аспекте); -
планировать действия по поиску и проверке информации, поиску очевидцев и участников событий; -
проводить интервью с использованием аудиозаписи и (или) блокнота, с последующей расшифровкой; -
проводить поиск и анализ информации в изданиях СМИ, готовить материал (публикацию) для представления редактору, комментировать освещаемые в публикации события, формули- ровать по образцам заголовки и «хедлайны» для публикации, подбирать тему для репортажа или дайджеста.