Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
17 Описание содержания и хода профессиональной пробы представлено в Приложениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОПИСАНИЕ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ
Игра«Никтонезнает,чтоя…» проходит следующим образом. Педагог просит каждого учащегося продолжить фразу
«Никто не знает, что я…». Для проведения игры можно восполь- зоваться мягким предметом, который участники бросают друг другу после своего высказывания. Педагог первым продолжает эту фразу, а затем бросает мягкий предмет (мяч, игрушку) ко- му-то из школьников, который, поймав предмет, также продол- жает эту фразу.
Игра «Расскажи мне о себе» может проходить в парах. В течение 2—4 минут школьники рассказывают о себе своему партнёру по паре то, что считают нужным. А потом каждый в течение минуты представляет своего товарища по паре для остальных школьников.
Игра «Разворачивающаяся кооперация» позволяет вы- яснить мнение группы по какому-то вопросу таким образом, чтобы мнение каждого было учтено. Сначала педагог просит каждого школьника сформулировать свои ожидания от предсто- ящих занятий. На это уйдёт 1—2 минуты. Затем учащиеся объединяются в пары и составляют общий список ожиданий, учитывающий ожидания каждого. Это займёт ещё 2—4 минуты. Далее школьники объединяются в четвёрки и составляют общий для четверых человек список и т. д. Во время работы групп оди- наковые ожидания объединяются, при необходимости перефор- мулируются. Ожидания всех участников при этом должны быть учтены. В заключении формируется общий список ожиданий
группы, который представляет один из участников.
Игра«Общееиособенноекаждойпрофессии», во время которой школьники делятся на 4 группы, представитель каж- дой из которых случайным образом выбирает две из заполнен- ных ранее карточек с названиями профессий. В группах школь- ники заполняют таблицу, в которой есть два столбца. Первый столбец — профессиональные навыки, без которых в этой про- фессии не обойтись. Второй — не профессиональные, но необ- ходимые навыки для того, чтобы быть успешным в этой про- фессии. Таким образом каждая группа опишет навыки, необхо- димые для двух доставшихся им профессий. После этого выступают представители групп. По окончании выступлений педагог организует обсуждение тех надпрофессиональных на- выков, которые назвали школьники.
Игра«Разговорчерезстекло».Играют в парах. Один иг- рок находится «в магазине», а другой «за стеклом». Они не до- говорились о покупках, и тот, который «за стеклом», с помо- щью мимики и жестов объясняет тому, кто «в магазине», что он желает купить. Затем сверяется «список покупок» — сумели ли участники понять друг друга. Игра показывает, с одной сто- роны, каков уровень понимания между учащимися, а с дру- гой — демонстрирует роль мимики и жестов в коммуникации. Игра«Интонация».Вступительное слово педагога перед началом игры: «Бывают такие случаи в общении, когда собе- седник неправильно
интерпретирует интонацию, что служит
причиной конфликта. Например, это может выглядеть так:
-
А что ты голос на меня повышаешь? -
Да я не повышаю. -
Нет, повышаешь! -
(с раздражением) Нет, не повышаю! -
Ты чего орёшь?! -
(крича) Да не ору я!!!
В начале игры на листочках бумаги школьники пишут назва- ние любого чувства или эмоции. Затем листочки собираются, перетасовываются и снова раздаются. Далее все решают, какую строчку из какого известного всем стихотворения взять за осно- ву игры. После этого учащиеся по очереди произносят выбран- ную фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, кото- рое записано на их листочке. Остальные школьники пытаются отгадать, с какой эмоцией школьник произнёс заданную фразу. Эта игра позволяет не только расширить диапазон интонаци- онной выразительности учащихся, но и помогает им обнару- жить, насколько адекватно воспринимается их интонация окру-
жающими.
Игра«Поза».Двух игроков просят выйти из помещения. Третьему игроку предлагают изобразить позу человека, у кото- рого большие неприятности: с работы уволили, машину разбил, с другом поругался и т. д. Далее просят одного из вышедших за дверь войти, посмотреть на игрока, который изобразил позу и попробовать предположить, что она означает. Затем ему самому надо принять ту позу, которая, на его взгляд, соответствует
«переживаниям» предыдущего игрока. Последнему игроку предлагают проделать тоже самое. Все три игрока во время игры сохраняют молчание. Педагог объясняет задание каждому вошедшему в аудиторию игроку отдельно. После завершения игры каждый из игроков рассказывает, что он понял о состоя- нии своего товарища, анализируя его позу.
Игра «Паровозик». В начале игры педагог задаёт учащим- ся вопрос: «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего отвечают, что машинист.
Далее педагог просит школьников выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему игроку — «па- ровозиком».
Затем детям даётся следующая установка: один хлопок педа- гога в ладоши — надо всем сделать шаг вперёд, два хлопка — шаг назад, три хлопка — шаг вправо, четыре хлопка — шаг влево. Во время игры будет много ошибок, и те, кто ошибаются, занимают место в конце «паровозика».
По окончании игры школьники приходят к выводу, что в
«крушении» поезда виноват не всегда первый игрок — «маши- нист». Можно провести параллель с развитием любой кон- фликтной ситуации, и прийти к выводу, что и в конфликте тоже может оказаться не один виноватый.
Игра«Самаяопасная для здоровья профессия», во вре- мя которой каждая группа школьников (в группе может быть по 3—5 человек) выбирает одну из предложенных педагогом профессий и готовит двухминутное сообщение на тему «Потен- циальные риски профессии и способы их снижения». Задача других групп задать 1—2 вопроса по прослушанному сообще-