Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нию. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы отве- том было только слово «да» или «нет». Перечень профессий, предложенных педагогом, может быть таким: учитель, про- граммист, продавец, курьер, домохозяйка, журналист, води- тель такси, кондитер, блогер, ветеринар и т. д.

Игра «Первое знакомство». Два участника — «соискате- ли» — выходят из аудитории и с помощью заранее подготов- ленного реквизита создают свой внешний образ, а также гото- вят небольшой текст для самопрезентации. Их задача: в течение одной-двух минут убедить оставшуюся часть группы, которая выполняет роль «работодателя», что они подходят для работы на вакантном месте. «Соискатели» сами выбирают ту вакан- сию, на которую они будут претендовать и заранее сообщают об этом «работодателю» (например, курьер на почте, воспитатель детского сада, системный администратор, администратор клуба квестов, стюарт в авиакомпании и т. п.). Каждый «соискатель» претендует на «свою» вакансию. После двух последовательных выступлений «соискателей» педагог организует обсуждение, используя вопросы: на что во внешнем облике соискателей вы обратили внимание прежде всего; каковы сильные стороны участника презентации; что сыграло определяющую роль при

вашем решении принять или нет его на работу. После этого об- суждения «соискатели» говорят о том, что они пытались ска- зать «работодателю» с помощью созданного ими визуального образа и произнесённой речи; что было самым сложным в этом задании для них.

Игра«Верюневерю»связана с историей лженаук астрологии и нумерологии. Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт
, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно исполь- зовать следующие утверждения:

  1. Почти 50 лет назад 18 нобелевских лауреатов подписались под заявлением «Возражения против астрологии». — Да, это верно. Это случилось в 1978 году.

  2. Астрология не преподаётся ни в одном университете мира. Нет, это не так. Курс астрологии преподаётся в нескольких университетах Индии.

  3. Ни один эксперимент, который мог доказать истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. Да, верно.

  4. Люди часто очень высоко оценивают точность астрологи- ческих прогнозов. — Да, это так. Это связано с тем, что прогно- зы очень расплывчаты, и многим людям при известной фанта- зии кажется, что это про них.

  5. С 1958 года ведётся эксперимент, в котором участвуют 2000 человек, родившихся в интервале 5 минут друг от друга. Он доказывает, что судьбы у всех этих людей сложились оди- наково. — Нет, он доказал ровно обратное. У всех этих людей разные профессии, семейное положение, привычки и т. д.

Игра помогает школьникам понять, что различные предска- зания, совпадения, гадания лишь способ переложить ответ- ственность за свои поступки (в том числе и за неудачи в про- фессии) на стечение обстоятельств и «расположение светил».

Игры, помогающие развитию внимания, памяти, логического мышления.


Таблицы Шульте. Первый вариант таблиц изобрёл немецкий психиатр Вальтер Шульте, он использовал их для измерения скорости включения в

работу, для определения способности концентрировать и распределять внимание. Таблицы представ- ляют собой квадрат с разным количеством ячеек по вертикали и горизонтали (от квадратов 3 3 до квадратов 16 16). В ячей-

ки вписаны числа, например, от 1 до 25 (если это квадрат 5 5

с 25 ячейками) в произвольном порядке. Задача школьника бы- стро находить и называть все числа последовательно. Можно в порядке возрастания или убывания, можно записать часть чи- сел римскими цифрами, можно раскрасить часть ячеек цветом. Анаграммы. В играх этот литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков, используется по-разному. Напри- мер, можно, из исходного слова получить другое, используя те же буквы; из набора букв составить слово; выбрать нужный на-

бор букв из предложенных, чтобы получить известное слово.

Лабиринты. Школьнику нужно мысленно проследить взгля- дом одну из запутанных линий на рисунке до её конца. Все ли- нии одного цвета. Можно использовать как изображённые ла- биринты, так и лабиринты-головоломки, изготовленные из пла- стика, дерева, картона.

Мемори. Удобнее всего использовать готовую настольную игру, купленную в магазине, и провести небольшой турнир между группами.

Игра«Достоинстваинедостатки».Школьникам предлагается разделить лист бумаги на две половинки: слева записать достоинства, а справа — недостатки соседа по парте. Если отношения в группе
позволяют, то можно обменяться эти- ми записями или предложить ребятам сделать это на их усмот- рение. Затем половинку с перечисленными недостатками свое- го соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться ещё раз. После этого участники вместе с педа- гогом анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в профессиональном коллективе жить ком- фортнее, если ориентироваться на положительные стороны лю- дей, а не «зацикливаться» на отрицательных.

Игра«Комплимент».Задание для этого упражнения, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент дру- гим участникам занятия. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать компли- менты, но и не умеют их принимать. Задача педагога — проде- монстрировать, каким же образом делают комплименты и от- вечают на них. Это важное умение для человека, общающегося с разными людьми, в том числе на работе, готового поддержать другого человека и создать позитивную атмосферу вокруг.

Педагог должен донести до учащихся две основные мысли:

  1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В про- тивном случае это либо лесть, либо издёвка.

  2. На комплимент следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их делать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОЛЬШОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ИГРЫ18
Большая профориентационная игра — это карточная игра, в завершении которой школьники составляют и сопоставляют свои варианты выбора сферы будущей профессиональной дея- тельности.

Играть лучше всего в группе до 10 человек. Если занятия посещает большее количество школьников, то имеет смысл про- вести игру дважды по двум подгруппам.

В начале педагогу важно установить эмоционально-довери- тельный контакт со школьниками. Здесь важны не столько фор- мальные процедуры приветствия, сколько подача невербаль- ных сигналов доброжелательности, при необходимости можно начать беседу с нейтральных вопросов, не касающихся напря- мую проблем профессионального выбора. Логикой развития контакта может служить формула «от максимальной доброже- лательности к доброжелательной конструктивности».

Появление на столе у каждого школьника колоды оригиналь- но выглядящих карточек будет способствовать созданию стиму- ла для работы, делая в глазах подростка её отличающейся от других известных и привычных форм работы. Карточки для работы могут на усмотрение педагога использоваться либо из числа заранее изготовленных, либо с добавлением тех, которые сделаны непосредственно для использования в данной конкрет- ной игре с учётом территориальной или профессиональной спе- цифики региона, а также склонностей и интересов детей. Карточки распечатываются на бумаге разных цветов — в зави- симости от группы, к которой принадлежит каждая из карточек (обязательно с указанием принадлежности к определённой группе карточек). Все карточки снабжены перевёрнутым зна- ком вопроса