Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
нию. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы отве- том было только слово «да» или «нет». Перечень профессий, предложенных педагогом, может быть таким: учитель, про- граммист, продавец, курьер, домохозяйка, журналист, води- тель такси, кондитер, блогер, ветеринар и т. д.
Игра «Первое знакомство». Два участника — «соискате- ли» — выходят из аудитории и с помощью заранее подготов- ленного реквизита создают свой внешний образ, а также гото- вят небольшой текст для самопрезентации. Их задача: в течение одной-двух минут убедить оставшуюся часть группы, которая выполняет роль «работодателя», что они подходят для работы на вакантном месте. «Соискатели» сами выбирают ту вакан- сию, на которую они будут претендовать и заранее сообщают об этом «работодателю» (например, курьер на почте, воспитатель детского сада, системный администратор, администратор клуба квестов, стюарт в авиакомпании и т. п.). Каждый «соискатель» претендует на «свою» вакансию. После двух последовательных выступлений «соискателей» педагог организует обсуждение, используя вопросы: на что во внешнем облике соискателей вы обратили внимание прежде всего; каковы сильные стороны участника презентации; что сыграло определяющую роль при
вашем решении принять или нет его на работу. После этого об- суждения «соискатели» говорят о том, что они пытались ска- зать «работодателю» с помощью созданного ими визуального образа и произнесённой речи; что было самым сложным в этом задании для них.
Игра«Верю—неверю»связана с историей лженаук — астрологии и нумерологии. Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт
, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно исполь- зовать следующие утверждения:
Игра помогает школьникам понять, что различные предска- зания, совпадения, гадания лишь способ переложить ответ- ственность за свои поступки (в том числе и за неудачи в про- фессии) на стечение обстоятельств и «расположение светил».
Таблицы Шульте. Первый вариант таблиц изобрёл немецкий психиатр Вальтер Шульте, он использовал их для измерения скорости включения в
работу, для определения способности концентрировать и распределять внимание. Таблицы представ- ляют собой квадрат с разным количеством ячеек по вертикали и горизонтали (от квадратов 3 3 до квадратов 16 16). В ячей-
ки вписаны числа, например, от 1 до 25 (если это квадрат 5 5
с 25 ячейками) в произвольном порядке. Задача школьника бы- стро находить и называть все числа последовательно. Можно в порядке возрастания или убывания, можно записать часть чи- сел римскими цифрами, можно раскрасить часть ячеек цветом. Анаграммы. В играх этот литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков, используется по-разному. Напри- мер, можно, из исходного слова получить другое, используя те же буквы; из набора букв составить слово; выбрать нужный на-
бор букв из предложенных, чтобы получить известное слово.
Лабиринты. Школьнику нужно мысленно проследить взгля- дом одну из запутанных линий на рисунке до её конца. Все ли- нии одного цвета. Можно использовать как изображённые ла- биринты, так и лабиринты-головоломки, изготовленные из пла- стика, дерева, картона.
Мемори. Удобнее всего использовать готовую настольную игру, купленную в магазине, и провести небольшой турнир между группами.
Игра«Достоинстваинедостатки».Школьникам предлагается разделить лист бумаги на две половинки: слева записать достоинства, а справа — недостатки соседа по парте. Если отношения в группе
позволяют, то можно обменяться эти- ми записями или предложить ребятам сделать это на их усмот- рение. Затем половинку с перечисленными недостатками свое- го соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться ещё раз. После этого участники вместе с педа- гогом анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в профессиональном коллективе жить ком- фортнее, если ориентироваться на положительные стороны лю- дей, а не «зацикливаться» на отрицательных.
Игра«Комплимент».Задание для этого упражнения, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент дру- гим участникам занятия. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать компли- менты, но и не умеют их принимать. Задача педагога — проде- монстрировать, каким же образом делают комплименты и от- вечают на них. Это важное умение для человека, общающегося с разными людьми, в том числе на работе, готового поддержать другого человека и создать позитивную атмосферу вокруг.
Педагог должен донести до учащихся две основные мысли:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОЛЬШОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ИГРЫ18
Большая профориентационная игра — это карточная игра, в завершении которой школьники составляют и сопоставляют свои варианты выбора сферы будущей профессиональной дея- тельности.
Играть лучше всего в группе до 10 человек. Если занятия посещает большее количество школьников, то имеет смысл про- вести игру дважды — по двум подгруппам.
В начале педагогу важно установить эмоционально-довери- тельный контакт со школьниками. Здесь важны не столько фор- мальные процедуры приветствия, сколько подача невербаль- ных сигналов доброжелательности, при необходимости можно начать беседу с нейтральных вопросов, не касающихся напря- мую проблем профессионального выбора. Логикой развития контакта может служить формула «от максимальной доброже- лательности к доброжелательной конструктивности».
Появление на столе у каждого школьника колоды оригиналь- но выглядящих карточек будет способствовать созданию стиму- ла для работы, делая в глазах подростка её отличающейся от других известных и привычных форм работы. Карточки для работы могут на усмотрение педагога использоваться либо из числа заранее изготовленных, либо с добавлением тех, которые сделаны непосредственно для использования в данной конкрет- ной игре с учётом территориальной или профессиональной спе- цифики региона, а также склонностей и интересов детей. Карточки распечатываются на бумаге разных цветов — в зави- симости от группы, к которой принадлежит каждая из карточек (обязательно — с указанием принадлежности к определённой группе карточек). Все карточки снабжены перевёрнутым зна- ком вопроса
Игра «Первое знакомство». Два участника — «соискате- ли» — выходят из аудитории и с помощью заранее подготов- ленного реквизита создают свой внешний образ, а также гото- вят небольшой текст для самопрезентации. Их задача: в течение одной-двух минут убедить оставшуюся часть группы, которая выполняет роль «работодателя», что они подходят для работы на вакантном месте. «Соискатели» сами выбирают ту вакан- сию, на которую они будут претендовать и заранее сообщают об этом «работодателю» (например, курьер на почте, воспитатель детского сада, системный администратор, администратор клуба квестов, стюарт в авиакомпании и т. п.). Каждый «соискатель» претендует на «свою» вакансию. После двух последовательных выступлений «соискателей» педагог организует обсуждение, используя вопросы: на что во внешнем облике соискателей вы обратили внимание прежде всего; каковы сильные стороны участника презентации; что сыграло определяющую роль при
вашем решении принять или нет его на работу. После этого об- суждения «соискатели» говорят о том, что они пытались ска- зать «работодателю» с помощью созданного ими визуального образа и произнесённой речи; что было самым сложным в этом задании для них.
Игра«Верю—неверю»связана с историей лженаук — астрологии и нумерологии. Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт
, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно исполь- зовать следующие утверждения:
-
Почти 50 лет назад 18 нобелевских лауреатов подписались под заявлением «Возражения против астрологии». — Да, это верно. Это случилось в 1978 году. -
Астрология не преподаётся ни в одном университете мира. — Нет, это не так. Курс астрологии преподаётся в нескольких университетах Индии. -
Ни один эксперимент, который мог доказать истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. — Да, верно. -
Люди часто очень высоко оценивают точность астрологи- ческих прогнозов. — Да, это так. Это связано с тем, что прогно- зы очень расплывчаты, и многим людям при известной фанта- зии кажется, что это про них. -
С 1958 года ведётся эксперимент, в котором участвуют 2000 человек, родившихся в интервале 5 минут друг от друга. Он доказывает, что судьбы у всех этих людей сложились оди- наково. — Нет, он доказал ровно обратное. У всех этих людей разные профессии, семейное положение, привычки и т. д.
Игра помогает школьникам понять, что различные предска- зания, совпадения, гадания лишь способ переложить ответ- ственность за свои поступки (в том числе и за неудачи в про- фессии) на стечение обстоятельств и «расположение светил».
Игры, помогающие развитию внимания, памяти, логического мышления.
Таблицы Шульте. Первый вариант таблиц изобрёл немецкий психиатр Вальтер Шульте, он использовал их для измерения скорости включения в
работу, для определения способности концентрировать и распределять внимание. Таблицы представ- ляют собой квадрат с разным количеством ячеек по вертикали и горизонтали (от квадратов 3 3 до квадратов 16 16). В ячей-
ки вписаны числа, например, от 1 до 25 (если это квадрат 5 5
с 25 ячейками) в произвольном порядке. Задача школьника бы- стро находить и называть все числа последовательно. Можно в порядке возрастания или убывания, можно записать часть чи- сел римскими цифрами, можно раскрасить часть ячеек цветом. Анаграммы. В играх этот литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков, используется по-разному. Напри- мер, можно, из исходного слова получить другое, используя те же буквы; из набора букв составить слово; выбрать нужный на-
бор букв из предложенных, чтобы получить известное слово.
Лабиринты. Школьнику нужно мысленно проследить взгля- дом одну из запутанных линий на рисунке до её конца. Все ли- нии одного цвета. Можно использовать как изображённые ла- биринты, так и лабиринты-головоломки, изготовленные из пла- стика, дерева, картона.
Мемори. Удобнее всего использовать готовую настольную игру, купленную в магазине, и провести небольшой турнир между группами.
Игра«Достоинстваинедостатки».Школьникам предлагается разделить лист бумаги на две половинки: слева записать достоинства, а справа — недостатки соседа по парте. Если отношения в группе
позволяют, то можно обменяться эти- ми записями или предложить ребятам сделать это на их усмот- рение. Затем половинку с перечисленными недостатками свое- го соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться ещё раз. После этого участники вместе с педа- гогом анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в профессиональном коллективе жить ком- фортнее, если ориентироваться на положительные стороны лю- дей, а не «зацикливаться» на отрицательных.
Игра«Комплимент».Задание для этого упражнения, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент дру- гим участникам занятия. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать компли- менты, но и не умеют их принимать. Задача педагога — проде- монстрировать, каким же образом делают комплименты и от- вечают на них. Это важное умение для человека, общающегося с разными людьми, в том числе на работе, готового поддержать другого человека и создать позитивную атмосферу вокруг.
Педагог должен донести до учащихся две основные мысли:
-
Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В про- тивном случае — это либо лесть, либо издёвка. -
На комплимент следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их делать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОЛЬШОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ИГРЫ18
Большая профориентационная игра — это карточная игра, в завершении которой школьники составляют и сопоставляют свои варианты выбора сферы будущей профессиональной дея- тельности.
Играть лучше всего в группе до 10 человек. Если занятия посещает большее количество школьников, то имеет смысл про- вести игру дважды — по двум подгруппам.
В начале педагогу важно установить эмоционально-довери- тельный контакт со школьниками. Здесь важны не столько фор- мальные процедуры приветствия, сколько подача невербаль- ных сигналов доброжелательности, при необходимости можно начать беседу с нейтральных вопросов, не касающихся напря- мую проблем профессионального выбора. Логикой развития контакта может служить формула «от максимальной доброже- лательности к доброжелательной конструктивности».
Появление на столе у каждого школьника колоды оригиналь- но выглядящих карточек будет способствовать созданию стиму- ла для работы, делая в глазах подростка её отличающейся от других известных и привычных форм работы. Карточки для работы могут на усмотрение педагога использоваться либо из числа заранее изготовленных, либо с добавлением тех, которые сделаны непосредственно для использования в данной конкрет- ной игре с учётом территориальной или профессиональной спе- цифики региона, а также склонностей и интересов детей. Карточки распечатываются на бумаге разных цветов — в зави- симости от группы, к которой принадлежит каждая из карточек (обязательно — с указанием принадлежности к определённой группе карточек). Все карточки снабжены перевёрнутым зна- ком вопроса