Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
лы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы Поиск нужной информации на сайтах вузов
Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с родителями школьников, ра- ботающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социаль- ные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения ква- лификации в своём регионе и в соседних регионах
Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Ма- стер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вер- нисажу «Лучшая фотография с производства»
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессио- нальном самоопределении
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть ин- тересны школьнику и которые могут помочь в запуске собствен- ного стартапа
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образова- тельного и профессионального пути Значение ОГЭ для буду- щей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Про- фессиональная проба — что это такое
Профессиональная проба «Интервью»1 Основные направле- ния деятельности журналиста Жанры в журналистике Про-
1 Здесь и далее приведены лишь три возможных (но не обязательных) вариан- та профессиональных проб Педагог может изменить их, заменить на другие или дополнить новыми
фессиональные качества и этика журналиста Особенности ра- боты в периодической печати, особенности новостной информа- ции и её виды Поиск информации и особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью Типы интервью: о событии, о личности, о мне- нии Подготовка и проведение интервью, обработка информа- ции и подготовка к публикации, комментарии
Профессиональная проба «Фитодизайн» Фитодизайн и вза- имосвязь между здоровьем человека и растением Цели и зада- чи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурно-влажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость рас- тений Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном
Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведе- ния о сфере профессиональной деятельности экспозиционера
Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуни- кации Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в области музее- ведения, культурологии и истории искусства, способы их при- обретения Группа профессий, связанных с музееведением
Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профори- ентация» Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, откры- тия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Про- фессиональная и образовательная траектория: версия 9 0
2 Описание игр представлено в Приложениях
22
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
4 Описание игр представлено в Приложениях
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
23
Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с родителями школьников, ра- ботающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социаль- ные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения ква- лификации в своём регионе и в соседних регионах
Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Ма- стер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вер- нисажу «Лучшая фотография с производства»
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессио- нальном самоопределении
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть ин- тересны школьнику и которые могут помочь в запуске собствен- ного стартапа
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образова- тельного и профессионального пути Значение ОГЭ для буду- щей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Про- фессиональная проба — что это такое
Профессиональная проба «Интервью»1 Основные направле- ния деятельности журналиста Жанры в журналистике Про-
1 Здесь и далее приведены лишь три возможных (но не обязательных) вариан- та профессиональных проб Педагог может изменить их, заменить на другие или дополнить новыми
фессиональные качества и этика журналиста Особенности ра- боты в периодической печати, особенности новостной информа- ции и её виды Поиск информации и особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью Типы интервью: о событии, о личности, о мне- нии Подготовка и проведение интервью, обработка информа- ции и подготовка к публикации, комментарии
Профессиональная проба «Фитодизайн» Фитодизайн и вза- имосвязь между здоровьем человека и растением Цели и зада- чи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурно-влажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость рас- тений Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном
Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведе- ния о сфере профессиональной деятельности экспозиционера
Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуни- кации Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в области музее- ведения, культурологии и истории искусства, способы их при- обретения Группа профессий, связанных с музееведением
Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профори- ентация» Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, откры- тия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Про- фессиональная и образовательная траектория: версия 9 0
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (5 ч) | ||
Начало пути к вы- бору профессии (2 ч) | Знакомство участников програм- мы Игры и упражнения, помо- гающие познакомиться Ожида- ния каждого школьника и груп- пы в целом от совместной работы Понятие «профессия» О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей про- фессии Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь Примеры профессиональ- ных судеб известных учёных, пи- сателей, изобретателей, арти- стов Развилки на профессио- нальном пути | Представление участников программы Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмо- сферу (например, «Никто не знает, что я…», «Расскажи мне о себе» и т п 2) Высказывание детьми своих ожиданий от занятий курса с ис- пользованием игры «Разворачивающаяся коопе- рация»3 Обсуждение вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности Беседа о раз- вилках на профессиональном пути, уникально- сти каждого профессионального маршрута, о на- личии у каждого возможностей для его измене- ния |
Мои сегодняшние профессиональные предпочтения (2 ч) | Особенности современного рын- ка труда страны и региона Про- фессии прошлого, настоящего, будущего Профессии членов се- мей школьников и педагогиче- ских работников школы С чего начать проектирование собствен- ного профессионального пути | Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельское хозяйство, металлургия, информаци- онные технологии, химическая промышлен- ность), о низкой доле наукоёмких, технологич- ных отраслей; о самозанятости и удалённой ра- боте; о единой цифровой платформе занятости; |
2 Описание игр представлено в Приложениях
22
Примерная рабочая программа курса
Продолжение
Темы | Основное содержание | Деятельность школьников |
| Первый выбор, связанный с бу- дущей профессией, который де- лает школьник после получения аттестата об основном общем об- разовании Собственный ранжи- рованный список предпочитае- мых профессий: первая версия | о портале «Работа в России» Составление общего для группы списка профессий, которыми владе- ют члены семей детей Блиц-интервью с директо- ром школы «Профессии людей, которые работа- ют в нашей школе» Участие в игре «Незакончен- ное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «После окончания 9 класса я, скорее всего…» Самосто- ятельная работа, в процессе которой каждый школьник составляет собственный ранжирован- ный список предпочитаемых на сегодняшний день профессий |
Что важно для че- ловека любой про- фессии (1 ч) | Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особен- ное каждой профессии Что важ- но для людей любой профессии Профессиональные и надпрофес- сиональные навыки Современ- ные исследования об определяю- щей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска ра- боты, карьерного роста, самореа- лизации в профессии Профес- сии, которые ушли в прошлое | Составление списка из 10—12 профессий, пред- ставителей которых школьники встречают по пути из дома в школу Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии»4, во время кото- рой участники формулируют профессиональные и надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают вывод о том, что надпрофессиональные навыки у пред- ставителей разных профессий очень близки меж- ду собой Беседа о причинах этого и принципи- альной важности коммуникации для представи- телей почти всех профессий Знакомство с ролью надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и личного пути человека |
4 Описание игр представлено в Приложениях
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
23
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч) | ||
Коммуникация (3 ч) | Вербальная и невербальная ком- муникация и их роль в профес- сиональной жизни человека Уст- ная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамот- ным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербаль- ные средства общения Жесты, мимика, телодвижения как ис- точник информации о человеке (например, для потенциального работодателя) Влияние интона- ции на слушателя Эффективная коммуникация Что значит быть «активным слушателем»? Основ- ные правила делового этикета Составление перечня профессий, для представителей которых на- вык коммуникации является приоритетным | Знакомство участников программы с понятием «вербальная коммуникация» Участие в дискус- сии «Нужно ли современному человеку быть гра- мотным?», в ходе которой школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: означает ли грамотность только знание орфографии; чем уст- ная речь отличается от письменной; связаны ли устная и письменная речь с чтением Знакомство школьников с характеристиками не- вербальной коммуникации Участие в беседе о внешнем виде как источнике информации о чело- веке, о причинах использования смайликов вместо слов, о значении интонации в общении Участие в играх «Интонация» и «Разговор через стекло»5 Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть плодотворным Об- суждение общего списка барьеров в общении и способов нивелирования этих барьеров Работа в группах по определению навыков, которые помо- гают сделать общение между людьми эффектив- ным Обобщение результатов работы и формулиро- вание перечня навыков, важных для эффективного профессионального общения в будущем Мозговой штурм — обсуждение правил делового этикета Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две про- фессии, для представителей которых навык эффек- тивной коммуникации является определяющим |