Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности


«Профориентация» (5 ч)

Знакомство участников программы Игры и упражнения, по- могающие познакомиться Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы Понятие «профессия» О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о буду- щей профессии Одна профессия на всю жизнь или сто профес- сий на одну жизнь Примеры профессиональных судеб извест- ных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на профессиональном пути

Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего Профессии чле- нов семей школьников и педагогических работников школы С чего начать проектирование собственного профессионального пути Первый выбор, связанный с будущей профессией, кото- рый делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании Собственный ранжированный список пред- почитаемых профессий: первая версия

Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особенное каждой профессии Что важно для людей любой профессии Профессиональные и надпрофессиональные навыки Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в про- фессии Профессии, которые ушли в прошлое

Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)


Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в про-
фессиональной жизни человека Устная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как уме- ние не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения Жесты, мимика, телодвиже- ния как источник информации о человеке (например, для по- тенциального работодателя) Влияние интонации на слушате- ля Эффективная коммуникация Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового этикета Составле- ние перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным

Понимание как основа взаимоотношений между людьми Умение поставить себя на место другого человека Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей Перечень профессий, для представи- телей которых важно обладать эмпатией О чём говорят поступ- ки человека Личная страница в соцсетях как возможность по- нять других людей

Что такое «личное пространство человека» Значение лично- го пространства для самочувствия, настроения, работоспособ- ности человека Почему нас раздражает переполненный транс- порт или давка в очереди Дистанции в общении Нарушение личных границ Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере

Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как избегать конфликтных си- туаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта

«Я-высказывания» против «ты-высказываний» Способы взаи- модействия в конфликте Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта

«Конфликтоёмкие» профессии Влияние профессии на здоровье человека Профессиональ- ные риски, возникающие не только в травмоопасном произ- водстве Риск возникновения заболеваний, связанных с про-

фессией Способы профилактики


Раздел 3. Какой я? (12 ч)


Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития Учёт психологических особенностей человека в про- цессе выбора профессии Игры, развивающие внимание, па-

мять, логику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие максимальной концен- трации внимания

Способность к самопознанию как особенность человека Воз- никновение лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения Про- фессии «психолог» и «психотерапевт» Шуточные и серьёзные психологические и профориентационные тесты О точности их результатов Экстремальные ситуации и «экстремальные» про- фессии

Какое впечатление мы производим на людей и какое впечат- ление люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу

Кому и когда важно презентовать себя На что обращают вни- мание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс человека Создание собствен- ного стиля и уместность его демонстрации при приёме на рабо- ту Резюме что это такое и как его составить

Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)


Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её последствия Как не
ошибить- ся в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок

Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории собственной жизни Сегодняш- ние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в ка- рьере Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города

Большая профориентационная игра как способ конструиро- вания школьником собственного образовательного и профес- сионального маршрута Этапы проведения игры Цели и задачи игры

Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (14 ч)
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, воз-

можности трудоустройства после окончания Встреча с при- глашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона

Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы, интервью

Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности трудоустройства после окончания вуза Встреча с представите- лями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса шко-