Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)
Раздел 4. Образовательная траектория (8 ч)
Раздел 6. Проба профессии (15 ч)
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» 21ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в нижней их части.
18 Игра разработана Н. Ф. Родичевым и Е. О. Черкашиным на основе игр, со- зданных Н. С. Пряжниковым (см., например, Пряжников Н. С. Методы ак- тивизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 490 с.).
Примерныйварианткарточек
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
45
Группа_«Кто»'>Группа «Кто» Оптимизм Чувство юмора
Умение сосредоточиться Умение быстро улавливать изменения
Хорошая память
Умение работать с информацией Умение быть убедительным Владение мимикой и жестом Владение телом
«Золотые руки» Физическая сила
Внешняя привлекательность Выносливость
Готовность к мобилизации сил Желание меняться
Хорошая реакция Владение голосом Чувство времени Смекалка
Творческое воображение Интуиция
Жизненный опыт Умение общаться Находчивость Бескорыстие Инициативность Предприимчивость Воля
Группа «Что» Беседовать с клиентами Изобретать новое
Управлять транспортным средством
Готовить пищу Убирать помещения
Реставрировать памятники архитектуры Экспериментировать Принимать решения в экстремальных ситуациях Обучать детей
Ухаживать за растениями Лечить животных
Много времени проводить в поездках
Редактировать тексты Обслуживать посетителей Обслуживать локальную компьютерную сеть Создавать веб-сайты Вести расчёты Тренировать
Публично выступать Выполнять опасную работу Руководить подчинёнными Устанавливать деловые связи Настраивать технические устройства
Группа «Где» Общеобразовательная школа Войсковая часть
Полиция Спасательная служба Подводная лодка Монастырь
Служба жилищного хозяйства Аэропорт
Гостиница Техподдержка интернет- провайдера
Министерство, управление, департамент
Офис топливной компании Редакция газеты, радиостанция Ферма
Стройка Автомобильный завод
Атомная электростанция Больница, поликлиника, роддом
Туристическое агентство Развлекательный центр Театр
Музей
Буровая установка Домашний кабинет Кухня в ресторане Салон красоты
46
Примерная рабочая программа курса
Окончание
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
47
Каждому школьнику сначала предлагается проранжировать заранее подготовленные три группы карточек: группу каточек
«Кто» (в них перечислены качества, используемые в профессио- нальной деятельности), группу каточек «Что» (здесь перечис- лены основные трудовые действия), «Где» (то есть — возмож- ные места работы).
Затем они ранжируют карточки «Кем», «Каким», «Зачем».
Наконец, завершается работа аналогичными действиями с карточками из групп «Профессия», «Хобби», «Личность».
Обучающемуся на втором шаге предлагается взять из вы- бранных на первом шаге карточек несколько наиболее привле- кательных для него.
Теперь он кладёт перед собой свои выбранные карточки, и ему предлагается усомниться в:
6 своей возможности проявить те или иные качества;
6 выполнять регулярно, повседневно те или иные избранные трудовые действия;
6 приспособиться к возможным (желаемым) местам работы. Карточки, в которых «усомнился» обучающийся, перевора-
чиваются находящимся в нижней их части «знаком вопроса» наверх.
Далее можно предложить обучающемуся проранжировать от- вергнутые на первом шаге карточки.
С обучающимся ведётся разговор о явных его «отличиях» от
«среднестатистических сверстников» (то, что эти различия име- ются, определяется уже через некоторое время после начала игры) как о потенциальном ресурсе его развития. Школьнику предлагается в оказавшемся у него наборе карточек обнаружить существенные противоречия.
Специально при прохождении первых трёх шагов исключает- ся разговор о конкретных профессиях (отчасти — ввиду низкой информированности многих молодых людей об их практиче- ском содержании), поскольку завершающим шагом работы
яв- ляется конструирование из карточек двух или более логически связанных между собой «молекул» профессий — потенциаль- ных версий профессионального будущего.
В ходе большой профориентационной игры у школьника, во-первых, формируется представление о наличии у него отдельных компонентов личных профессиональных перспек-
тив. Во-вторых, в ходе проведённой работы частично реализу- ется первый этап педагогической поддержки, на котором обу- чающемуся иногда удаётся осознать суть своей проблемы, сло- весно её оформить в том или ином виде, иногда — не удаётся, однако происходит выявление содержания проблем, мешающих конструктивному развитию, а от подростка может поступить запрос и согласие на оказание ему дальнейшей помощи.
На этом шаге производится совместная с обучающимся про- цедура группирования из их карточек «молекул» профессий. Вокруг одной, чаще — двух, реже — трёх карточек (для этой цели лучше выбрать карточки групп «Что» или «Где») школь- ники формируют логически близкие этим карточкам характе- ристики видов профессиональной деятельности. Некоторые карточки не находят своего применения ни в одной из «моле- кул», некоторые — располагаются между «молекулами», как бы относясь к каждой из них.
При наличии времени можно соотнести «молекулы» профес- сий с конкретными видами профессиональной деятельности или направлениями продолжения образования. Иногда обуча- ющийся сам называет достаточно чётко сферу своих профессио- нальных интересов. В других случаях использование такого подхода позволяет давать «молекулам» профессий достаточно
18 Игра разработана Н. Ф. Родичевым и Е. О. Черкашиным на основе игр, со- зданных Н. С. Пряжниковым (см., например, Пряжников Н. С. Методы ак- тивизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 490 с.).
Примерныйварианткарточек
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
45
Группа_«Кто»'>Группа «Кто» Оптимизм Чувство юмора
Умение сосредоточиться Умение быстро улавливать изменения
Хорошая память
Умение работать с информацией Умение быть убедительным Владение мимикой и жестом Владение телом
«Золотые руки» Физическая сила
Внешняя привлекательность Выносливость
Готовность к мобилизации сил Желание меняться
Хорошая реакция Владение голосом Чувство времени Смекалка
Творческое воображение Интуиция
Жизненный опыт Умение общаться Находчивость Бескорыстие Инициативность Предприимчивость Воля
Группа «Что» Беседовать с клиентами Изобретать новое
Управлять транспортным средством
Готовить пищу Убирать помещения
Реставрировать памятники архитектуры Экспериментировать Принимать решения в экстремальных ситуациях Обучать детей
Ухаживать за растениями Лечить животных
Много времени проводить в поездках
Редактировать тексты Обслуживать посетителей Обслуживать локальную компьютерную сеть Создавать веб-сайты Вести расчёты Тренировать
Публично выступать Выполнять опасную работу Руководить подчинёнными Устанавливать деловые связи Настраивать технические устройства
Группа «Где» Общеобразовательная школа Войсковая часть
Полиция Спасательная служба Подводная лодка Монастырь
Служба жилищного хозяйства Аэропорт
Гостиница Техподдержка интернет- провайдера
Министерство, управление, департамент
Офис топливной компании Редакция газеты, радиостанция Ферма
Стройка Автомобильный завод
Атомная электростанция Больница, поликлиника, роддом
Туристическое агентство Развлекательный центр Театр
Музей
Буровая установка Домашний кабинет Кухня в ресторане Салон красоты
46
Примерная рабочая программа курса
Окончание
Смелость | Ремонтировать помещения | Курьерская служба |
Самокритичность | Конструировать | Лесное хозяйство |
Достоинство | Тренироваться | Ветеринарная клиника |
Репутация | Спекулировать (легально) | Универмаг |
Уравновешенность | Репетировать | Кафе быстрого питания |
| Выступать на сцене | Проектная лаборатория |
| Принимать участие в | |
| спортивных соревнованиях | |
| Помогать людям | |
| Разбираться в дизайне | |
| помещений | |
Группа «Кем» | Группа «Каким» | Группа «Зачем» |
Предприниматели | Сильный | Родина |
Квалифицированные рабочие | Увлечённый | Приключения |
Менеджеры | Умный | Лидерство |
Политики | Ловкий | Общение |
Творческие люди | Сосредоточенный | Радость достижений |
Авантюристы | Хитрый | Окружение |
Фермеры | Дотошный | Эмиграция |
Технологи | Амбициозный | Деньги |
Психологи | Квалифицированный | Счастье |
Сервис | Суровый | Власть |
Путешественники | Стрессоустойчиый | Здоровье |
Учёные | Особенный | Путешествия |
Медики | Весёлый | Азарт |
Фрилансеры | Организованный | Свобода |
Педагоги | Свободный | Семья |
Кулинары | Исполнительный | Престиж |
Маркетологи | Пунктуальный | Духовный поиск |
Инженеры | Творческий | |
Программисты | Смекалистый | |
внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
47
Защитники Отечества | Независимый Терпеливый Привлекательный | |
Группа «Профессия» | Группа «Хобби» | Группа «Личность» |
Воспитывать | Создавать уют | Предприниматель |
Достигать | Гадать | Счастливая свадьба |
Создавать | Играть | Выгодная свадьба |
Измерять | Сочинять | Добиваюсь своего |
Изобретать | Коллекционировать | Искатель приключений |
Рисковать | Тренироваться | Первый во всем |
Помогать | Рисовать | Сделал дело — гуляй смело |
Интриговать | Любить автомобили | Оригинал |
Придумывать | Путешествовать | Хитрец |
Руководить | Украшать дом | Фанат своего дела |
Защищать | Читать | Мыслитель |
Ремонтировать | Красиво одеваться | Революционер |
Упорядочивать | Танцевать | Я как все |
Консультировать | Мастерить | Не такой как все |
Испытывать | Готовить | Мечтатель |
Проверять | | Душа коллектива |
Исследовать | | Моя хата с краю |
Объяснять | | Самый умный |
Строить | | Гений |
Выращивать | | Ценитель прекрасного |
Манипулировать | | Богач |
Обрабатывать | | Мастер на все руки |
| | Семьянин |
| | Юморист |
| | Консерватор |
| | Герой |
| | Хорошо быть дураком |
Шаг 1
Каждому школьнику сначала предлагается проранжировать заранее подготовленные три группы карточек: группу каточек
«Кто» (в них перечислены качества, используемые в профессио- нальной деятельности), группу каточек «Что» (здесь перечис- лены основные трудовые действия), «Где» (то есть — возмож- ные места работы).
Затем они ранжируют карточки «Кем», «Каким», «Зачем».
Наконец, завершается работа аналогичными действиями с карточками из групп «Профессия», «Хобби», «Личность».
Шаг 2
Обучающемуся на втором шаге предлагается взять из вы- бранных на первом шаге карточек несколько наиболее привле- кательных для него.
Теперь он кладёт перед собой свои выбранные карточки, и ему предлагается усомниться в:
6 своей возможности проявить те или иные качества;
6 выполнять регулярно, повседневно те или иные избранные трудовые действия;
6 приспособиться к возможным (желаемым) местам работы. Карточки, в которых «усомнился» обучающийся, перевора-
чиваются находящимся в нижней их части «знаком вопроса» наверх.
Далее можно предложить обучающемуся проранжировать от- вергнутые на первом шаге карточки.
Шаг 3
С обучающимся ведётся разговор о явных его «отличиях» от
«среднестатистических сверстников» (то, что эти различия име- ются, определяется уже через некоторое время после начала игры) как о потенциальном ресурсе его развития. Школьнику предлагается в оказавшемся у него наборе карточек обнаружить существенные противоречия.
Специально при прохождении первых трёх шагов исключает- ся разговор о конкретных профессиях (отчасти — ввиду низкой информированности многих молодых людей об их практиче- ском содержании), поскольку завершающим шагом работы
яв- ляется конструирование из карточек двух или более логически связанных между собой «молекул» профессий — потенциаль- ных версий профессионального будущего.
В ходе большой профориентационной игры у школьника, во-первых, формируется представление о наличии у него отдельных компонентов личных профессиональных перспек-
тив. Во-вторых, в ходе проведённой работы частично реализу- ется первый этап педагогической поддержки, на котором обу- чающемуся иногда удаётся осознать суть своей проблемы, сло- весно её оформить в том или ином виде, иногда — не удаётся, однако происходит выявление содержания проблем, мешающих конструктивному развитию, а от подростка может поступить запрос и согласие на оказание ему дальнейшей помощи.
Шаг 4
На этом шаге производится совместная с обучающимся про- цедура группирования из их карточек «молекул» профессий. Вокруг одной, чаще — двух, реже — трёх карточек (для этой цели лучше выбрать карточки групп «Что» или «Где») школь- ники формируют логически близкие этим карточкам характе- ристики видов профессиональной деятельности. Некоторые карточки не находят своего применения ни в одной из «моле- кул», некоторые — располагаются между «молекулами», как бы относясь к каждой из них.
При наличии времени можно соотнести «молекулы» профес- сий с конкретными видами профессиональной деятельности или направлениями продолжения образования. Иногда обуча- ющийся сам называет достаточно чётко сферу своих профессио- нальных интересов. В других случаях использование такого подхода позволяет давать «молекулам» профессий достаточно