Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
России (4 часа) | границы, воздушное пространство, континен- тальный шельф и исклю- чительная экономическая зона Российской Федера- ции Географическое положение России Виды географического положе- ния Страны-соседи России Ближнее и даль- нее зарубежье Моря, омывающие территорию России | сравнивать по картам географическое положение России с географическим положением других государств; различать понятия «государственная территория», «исключи- тельная экономическая зона», «континентальный шельф России»; различать макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав; называть пограничные с Россией страны; использовать знания о государственной территории и исклю- чительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практико-ориентированных задач; находить, извлекать и использовать информацию из различ- ных источников географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: характеризовать географическое положение России |
Тема 3. Время на террито- рии России (2 часа) | Россия на карте часовых поясов мира Карта часо- вых зон России Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей Практическая работа 1 Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон | Использовать знания о поясном и зональном времени в том числе для решения практико-ориентированных задач (при выполнении практической работы № 1); самостоятельно составлять алгоритм решения расчётных географических задач; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о комфортности зонального времени своего края, целесообраз- ности введения режимов летнего и зимнего времени; сопостав- лять свои суждения с суждениями других участников дискус- сии, обнаруживать различие и сходство позиций |
Тема 4. Админи- стративно- | Федеративное устройство России Субъекты Рос- сийской Федерации, их | Различать федеральные округа, макрорегионы, крупные географические районы (в том числе при выполнении практи- ческой работы № 1); |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
81
82
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
территори- | равноправие и разнообра- | приводить примеры субъектов Российской Федерации разных |
альное | зие Виды субъектов | типов; |
устройство | Российской Федерации | сравнивать различные виды районирования своего региона; |
России. | Федеральные округа | самостоятельно выбирать источники информации и находить |
Райониро- | Районирование как метод | в них информацию о различных видах районирования своего |
вание | географических исследо- | региона; |
территории | ваний и территориально- | предлагать возможные основания для классификации субъек- |
(3 часа) | го управления Виды районирования террито- | тов Российской Федерации |
| рии Макрорегионы | |
| России: Западный (Евро- | |
| пейская часть) и Восточ- | |
| ный (Азиатская часть); | |
| их границы и состав | |
| Крупные географические | |
| районы России: Европей- | |
| ский Север России и | |
| Северо-Запад России, | |
| Центральная Россия, | |
| Поволжье, Юг Европей- | |
| ской части России, Урал, | |
| Сибирь и Дальний | |
| Восток | |
| Практическая работа | |
| 1 Обозначение на кон- | |
| турной карте и сравнение | |
| границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления соста- ва и особенностей геогра- фического положения | |
Раздел 2. Природа России (40 часов) | ||
Тема 1. | Природные условия | Различать понятия «природные условия» и «природные |
Природные | и природные ресурсы | ресурсы»; |
условия | Классификации природ- | проводить классификацию природных ресурсов России; |
и ресурсы | ных ресурсов Природ- | распознавать показатели, характеризующие состояние окру- |
России | но-ресурсный капитал | жающей среды; |
(4 часа) | и экологический потен- | оценивать степень благоприятности природных условий |
циал России Принципы | в пределах отдельных регионов страны; | |
| ||
| рационального природо- | приводить примеры адаптации человека к разнообразным |
| пользования и методы их | природным условиям на территории страны; |
| реализации Минераль- | распознавать типы природопользования; |
| ные ресурсы страны | приводить примеры рационального и нерационального приро- |
| и проблемы их рацио- | допользования; |
| нального использования | применять понятие «природно-ресурсный капитал» для |
| Основные ресурсные | решения учебных задач (при выполнении практической |
| базы Природные ресурсы | работы № 1); |
| суши и морей, омываю- | оценивать долю России в запасах основных видов природных |
| щих Россию | ресурсов; |
| Практическая работа | находить, извлекать и использовать информацию из различ- |
| 1 Характеристика | ных источников для сравнения, классификации природных |
| природно-ресурсного | ресурсов, определения видов природопользования; |
| капитала своего края по | оценивать надёжность найденной географической информации |
| картам и статистическим материалам | по критериям, предложенным учителем |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
83
84
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Тема 2. | Основные этапы форми- | Определять по картам возраст горных пород и основных |
Геологическое | рования земной коры | тектонических структур, слагающих территорию; |
строение, | на территории России | показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте |
рельеф | Основные тектонические | крупные формы рельефа; тектонические структуры, место- |
и полезные | структуры на территории | рождения основных групп полезных ископаемых; |
ископаемые | России Основные формы | использовать геохронологическую таблицу для решения |
(8 часов) | рельефа и особенности их распространения на | учебных и (или) практико-ориентированных задач; выявлять зависимости между тектоническим строением, |
| территории России Плат- | рельефом и размещением основных групп полезных ископае- |
| формы и плиты Пояса | мых на основе анализа карт; |
| горообразования Геохро- | объяснять распространение по территории страны областей |
| нологическая таблица | современного горообразования, землетрясений и вулканизма; |
| между тектоническим | Применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», |
| строением, рельефом | «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных |
| и размещением основных | и (или) практико-ориентированных задач; |
| групп полезных ископае- | характеризовать влияние древних оледенений на рельеф |
| мых по территории | страны; |
| страны | приводить примеры ледниковых форм рельефа и примеры тер- |
| Влияние внутренних | риторий, на которых они распространены; |
| и внешних процессов на | объяснять закономерности распространения опасных геологи- |
| формирование рельефа | ческих природных явлений на территории страны (при |
| Современные процессы, | выполнении практической работы № 1); |
| формирующие рельеф | приводить примеры антропогенных форм рельефа; |
| Области современного | приводить примеры мер безопасности, в том числе для эконо- |
| горообразования, земле- | мики семьи, в случае природных стихийных бедствий и тех- |
| трясений и вулканизма | ногенных катастроф; |
| Древнее и современное оледенения Опасные гео- логические природные явления и их распростра- нение по территории Рос- сии Изменение рельефа под влиянием деятельно- сти человека Антропо- генные формы рельефа Особенности рельефа своего края Практические работы 1 Объяснение распро- странения по территории России опасных геологи- ческих явлений 2 Объяснение особенно- стей рельефа своего края | находить в различных источниках и использовать информа- цию, необходимую для объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы № 2); выдвигать гипотезы объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы № 2) |
Тема 3. Климат и климатиче- ские ресурсы (7 часов) | Факторы, определяющие климат России Влияние географического положе- ния на климат России Солнечная радиация и её виды Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа Основные типы воздуш- ных масс и их циркуля- ция на территории | Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдель- ных регионов и своего края; применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплиту- да температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффици- ент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; описывать особенности погоды территории по карте погоды (в том числе при выполнении практической работы № 1); |