Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная заПиска

содержание учебного Предмета «география»

тема 1. история географических открытий

тема 1. Планы местности

тема 2. географические карты

тема 1. литосфера — каменная оболочка земли

Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»

6 класс

тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли

тема 4. биосфера — оболочка жизни

Природно-территориальные комплексы

тема 2. литосфера и рельеф земли

тема 3. атмосфера и климаты земли

тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы

тема 1. численность населения

тема 2. страны и народы мира

тема 1. Южные материки

тема 2. северные материки

тема 3. Взаимодействие природы и общества

тема 2. географическое положение и границы россии

тема 3. Время на территории россии

тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории

тема 1. Природные условия и ресурсы россии

тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

тема 3. климат и климатические ресурсы

тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы

тема 5. Природно-хозяйственные зоны

тема 1. численность населения россии

тема 2. территориальные особенности размещения населения россии

тема 3. народы и религии россии

тема 4. Половой и возрастной состав населения россии

тема 5. человеческий капитал россии

тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)

тема 3. металлургический комплекс

тема 4. машиностроительный комплекс

тема 5. Химико-лесной комплекс

тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)

тема 7. инфраструктурный комплекс

тема 8. обобщение знаний

тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии

тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии

тема 3. обобщение знаний

Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»

класс

класс

класс

класс

9 класс

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 47тематическое ПланироВание



ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы

85




86

Федеральная рабочая программа



Продолжениетабл.


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




России Распределение

использовать знания о погоде и климате для составления

температуры воздуха,

простейшего прогноза погоды том числе при выполнении

атмосферных осадков по

практической работы 1);

территории России

объяснять различия в количестве суммарной солнечной

Коэффициент увлажне-

радиации в различных регионах страны (при выполнении

ния

практической работы 2);

Климатические пояса

использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосфер-

и типы климатов России,

ный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных

их характеристики

территорий с помощью карт погоды;

Атмосферные фронты,

классифицировать типы климата на территории России;

циклоны и антициклоны

показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте

Тропические циклоны

границы климатических поясов и областей на территории

и регионы России,

России;

подверженные их влия-

объяснять особенности распространения опасных метеорологи-

нию Карты погоды

ческих природных явлений на территории страны;

Изменение климата под

приводить примеры мер безопасности, в том числе для эконо-

влиянием естественных

мики семьи, в случае природных стихийных бедствий и тех-

и антропогенных факто-

ногенных катастроф;

ров Влияние климата на

давать сравнительную оценку степени благоприятности

жизнь и хозяйственную

климата для жизни и хозяйственной деятельности населения

деятельность населения

на территории своего края (при выполнении практической

Наблюдаемые климатиче-

работы 3);

ские изменения на

формулировать и аргументировать свою точку зрения относи-

территории России и их

тельно причин, наблюдаемых на территории России измене-

возможные следствия

ний климата;





Способы адаптации

объяснять причины достижения (недостижения) результатов

человека к разнообраз-

деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени-

ным климатическим

вать соответствие результата цели;

условиям на территории

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

страны Агроклиматиче-




ские ресурсы Опасные




и неблагоприятные




метеорологические




явления Наблюдаемые




климатические измене-




ния на территории




России и их возможные




следствия Особенности




климата своего края




Практические работы




1 Описание и прогнози-




рование погоды террито-




рии по карте погоды




2 Определение и объяс-




нение по картам законо-




мерностей распределения




солнечной радиации,




средних температур




января и июля, годового




количества осадков, испа-




ряемости по территории




страны




3 Оценка влияния основ-




ных климатических по-




казателей своего края на






ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы

87




88

Федеральная рабочая программа



Продолжениетабл.


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




жизни и хозяйственной деятельности населения




Тема 4. Моря

Моря как аквальные ПК

Описывать местоположение морей, омывающих территорию

России.

Реки России Распределе-

России, сравнивать свойства вод ПК морей;

Внутренние

ние рек по бассейнам

показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте

воды

океанов Главные речные

крупные реки и озёра России, области современного оледене-

и водные

системы России Опасные

ния, области распространения болот и многолетней мерзлоты;

ресурсы

гидрологические природ-

объяснять особенности режима и характера течения крупных

(6 часов)

ные явления и их распро-

странение по территории

рек страны и своего края;

сравнивать реки по заданным показателям (при выполнении




России Роль рек в жиз-

практической работы 1);




ни населения и развитии

сравнивать обеспеченность водными ресурсами крупных




хозяйства России

регионов;




Крупнейшие озёра, их

объяснять особенности распространения опасных гидрологиче-




происхождение Болота

ских природных явлений на территории страны (при выполне-




Подземные воды Ледни-

нии практической работы 2);




ки Многолетняя мерзло-

предлагать конкретные меры по улучшению обеспеченности




та и её влияние на жизнь

своего края водными ресурсами, защиты их от загрязнения;




и хозяйственную деятель-

самостоятельно осуществлять поиск информации по вопросам




ность населения Нерав-

рационального использования водных ресурсов




номерность распределе-







ния водных ресурсов







Рост их потребления







и загрязнения Пути







сохранения качества








водных ресурсов Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России Вну- тренние воды и водные ресурсы своего региона

и своей местности Практические работы 1 Сравнение особенно-

стей режима и характера течения двух рек России 2 Объяснение распро- странения опасных гидрологических природ- ных явлений на террито- рии страны




Тема 5. Природно- хозяйствен- ные зоны (15 часов)

Почва особый компо- нент природы Факторы образования почв Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии Почвенные ресурсы России Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель,

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте природно-хозяйственные зоны;

использовать понятие «коэффициент увлажнения» для объяс- нения особенностей растительного и животного мира и почв природных зон;

классифицировать основные типы почв России с использова- нием самостоятельно предложенных оснований;

использовать знания об особенностях климата и почв природ- но-хозяйственных зон для объяснения особенностей хозяй- ственной деятельности населения на их территории; характеризовать богатство растительного и животного мира России, ареалы распространения типичных и редких видов растений и животных;



ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы

89




90

Федеральная рабочая программа



Продолжениетабл.


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




борьба с эрозией почв и их загрязнением Богатство растительного и животного мира Рос- сии: видовое разнообра- зие, факторы, его опреде- ляющие Особенности растительного и животно- го мира различных природно-хозяйственных зон России

Природно-хозяйственные зоны России: взаимо- связь и взаимообуслов- ленность их компонентов Высотная поясность

в горах на территории России

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы Прогнозируемые послед- ствия изменений климата для разных природно- хозяйственных зон на

давать сравнительную оценку климатических, водных, почвенных и биологических ресурсов природно-хозяйствен- ных зон;

объяснять различия в структуре высотной поясности в гор- ных системах России (при выполнении практической работы

1);

характеризовать специфику экологических проблем различ- ных природно-хозяйственных зон;

приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, объектов Всемирного природного наследия; растений и животных, занесённых в Красную книгу России;

на основе использования знаний об основных видах мелиора- ции земель и способах борьбы с эрозией и загрязнением почв предлагать меры по сохранению и улучшению почвенных ресурсов своего края;

формулировать оценочные суждения о воздействии человече- ской деятельности на окружающую среду своей местности, региона; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии относительно последствий наблюдаемых на территории России изменений климата (при выполнении практической работы 2);

самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв России;