Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Конструкт №2

Тема урока: Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать развитие умение работать с информацией, представленной в разных формах – текст, таблица, схема; умение осуществлять анализ и синтез в процессе выполнения различных заданий.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); пользоваться знаками, таблицами, схемами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста, знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста, умения называть признаки текста, соотносить признаки текста с типом.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); пользоваться знаками, таблицами, схемами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательная: актуализировать знания о том, что такое текст, о признаках текста, закрепить знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста, умения называть признаки текста, соотносить признаки текста с типом.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация, видеоролик.

Индивидуальное: карточки «минутка чистописания», сигнальные карточки, карточка со схемой «признаки текста», карточка «типы текстов», карточка «верные и неверные утверждения»,

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• формирование готовности к восприятию.

• оперативный контроль.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Андреевна, урок русского языка сегодня проведу у вас я. Я очень рада видеть вас, посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку соседу слева, соседу справа пожмите руку. Замечательно! Я вижу, что вы очень добрые и умные ребята! Я желаю вам хорошего настроения и отличной учебы!

- А сейчас сначала тихо сядут девочки, а затем также тихо сядут мальчики.

- Давайте проверим готовность к уроку. У вас должно быть: тетрадь, пенал, дневник, учебник русского языка. У кого все имеется – покажите знак класс. (Сигнализируют о готовности)

- Спасибо. Вижу, я что все готовы к уроку.

- А сейчас я предлагаю вам расслабиться, подумать о чем-нибудь хорошем, приятном и посмотреть видеоролик. (смотрят видеоролик)

- Ребята, о чем был видеоролик? (о весне)

- Ребята, вам понравился видеоролик? Какие эмоции и чувства у вас вызвал просмотр данного видеоролика? Положительные или отрицательные? (радость, умиротворение, восхищение, спокойствие, чувство облегчения, наслаждение)

- Я соглашусь с вами. Мне тоже понравился данный видеофрагмент, потому что во время просмотра, я испытала такие эмоции, как восхищение, умиротворение и спокойствие.

- Я желаю вам сегодня теплого весеннего настроения. Подарите друг другу солнечную улыбку и тогда наш урок будет удачным.

- Так как нам предстоит сегодня на уроке выполнять некоторые задания письменно, предлагаю вам выполнить гимнастику для наших пальчиков, чтобы они меньше уставали.

- Я буду проговаривать слова и выполнять гимнастику для наших пальчиков, и показывать, а ваша задача повторять за мной (делаем на обе руки)
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

- Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу. «Привет! Я – Незнайка! Меня знает весь белый свет. От меня вам всем – привет! У меня случилась беда, я получил 2 за контрольную работу по русскому языку, потому что забыл некоторые темы. Мне сказали, что вы очень смышлёные и отзывчивые ребята. Не могли бы вы мне помочь справиться с трудностями, чтобы я смог написать следующую работу на 5?»

- Ребята, скажите, пожалуйста, согласны ли вы помочь бедному Незнайке исправить двойку? (Да)

- Здорово, я знала, что вы очень дружелюбные ребята!

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• словесные: беседа

• наглядные: демонстрация

• практические: практическая работа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение и порицание

• формирование готовности к восприятию

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль
Прием «Работа с пословицей»

Прием «Восстанови схему»

Прием «Соотнеси»


- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку.

Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву ...(е).

- Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется строчная буква е.

- Ведем от середины рабочей строки вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем малую наклонную с закруглением вправо.

- Мы будем писать одну строчку строчной буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху. (на образце)

- Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху.

- Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним, как правильно нужно сидеть за партой, чтобы ваши спинки были красивыми и ровными! Следим за посадкой. Пусть ваша спинка подружиться со спинкой стульчика, а ножки поздороваются с полом. Во время письма сидим на стуле, слегка наклонив голову вперед, а ваши руки должны свободно лежать на столе. На руки не следует опираться.

– В руках держим ручку правильно, пишем красиво и аккуратно! Стараемся выводить каждую букву!

- Обратите свое внимание на прописанную строчку буквы е, соединенной с удлиненной наклонной линией с петлей сверху. Внимательно посмотрите еще раз на образец на слайде и найдете у себя самую красивую, самую аккуратную и правильно написанную букву, подчеркните ее карандашиком.

- Для того чтобы понять, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, я предлагаю вспомнить, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (Текст)

- Верно, предлагаю вспомнить то, что вы проходили на прошлом уроке.

- Для этого предлагаю поработать в парах.

- Но перед началом работы, давайте напомним друг другу как нужно работать в парах? (дружно, сообща, слушать мнение друг друга)

- Вам необходимо помочь Незнайке восстановить схему «Признаки текста». Ниже вам даны слова для справок, которыми вы можете воспользоваться. Но будьте внимательны, не все признаки относятся к тексту.

- Также вам необходимо прочитать две записи в таблице и определить, где текст, а где отдельные предложения.



Слова для справок: состоит из предложений, есть заголовок, предложения связаны по смыслу, предложения располагаются в определенном порядке, имеет законченную мысль, предложения не связаны по смыслу, не имеет законченной мысли.

Сверкнула молния. В сеть попала щука. Шарик лопнул. Дети катаются с горы. Была осень. Ребята сажали яблони. Каждый ученик посадил яблоньку. Будет хороший школьный сад.

-Приступайте к работе, если нужна помощь поднимите руку.

- Ребята, я вижу вы закончили работу, предлагаю представить ее.

- (Имя), назовите, первый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (состоит из предложений)

- (Имя), назовите, второй признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (есть заголовок)

- (Имя), назовите, третий признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (предложения связаны по смыслу)

- (Имя), назовите, четвертый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (предложения располагаются в определенном порядке)

- (Имя), назовите, пятый признак текста. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. (имеет законченную мысль)

- (Имя), посмотри в таблицу и скажи, где текст? (В правой колонке про яблоньки)

- Как вы определили, что это текст? (Называют признаки текста)

- Наш текст без заголовка, какой заголовок вы бы придумали? (Ответы детей)

- Вы отлично справились с работой. Незнайка вспомнил, что же такое текст и его признаки. Мы можем продолжить.

- Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю обратить внимание на слайд и попробовать прочитать ее.

- Тема урока: «Типы текстов».

- Как вы думаете, что же будет целью на уроке? Мы уже знаем, какие бывают типы текста? (Да) Значит мы будем учиться или закреплять знания? (предположения детей)

- Цель нашего урока: вспомнить, какие бывают типы текстов.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста, умения называть признаки текста

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• словесные: беседа, работа с учебником

• наглядные: демонстрация

• практические: практическая работа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль.

• беседа
Прием «Сравни текст»

Прием «Работа с таблицей»

- Ребята, Незнайка приготовил для вас тексты, послушайте. (Обучающиеся слушают тексты, на парте у каждого лежит карточка с текстами)

1) Яблоко – это плод яблони. Оно богато витаминами и полезно для здоровья человека. Одно яблоко в день – и врач не нужен – гласит старинная поговорка. Ешьте яблоки и будьте здоровы!

2) Каких только яблок нет осенью на базарах! От маленьких, не больше грецкого ореха, до крупных, с кулак. Окраска их жёлтая, зелёная, красная, в полоску и крапинку, с яркими бочками и гладкой кожицей.

3) Почему нужно кушать яблоки, а не конфеты? Потому что яблоки не только вкусные, но и полезные. В них содержатся витамины, которые помогают нам расти крепкими и здоровыми.

- Сравните эти тексты. Чем похожи и чем отличаются?

- О чем эти тексты? (О яблоках)

- О чем идет речь в первом тексте? (В первом рассказывается, о пользе яблок)

- О чем идет речь во втором тексте? (Во втором – дается описание яблок)

- О чем идет речь в третьем тексте? (Автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки)

- Незнайка просит нас помочь ему разобраться, какие виды текстов использовал автор. Поможем ему?

- На ваших партах лежат карточки с таблицей. Ваша задача – внимательно отвечать на вопросы и записывать признаки различных типов текста к себе в таблицу. Всем понятно?

Текст-повествование

Текст-описание

Текст-рассуждение










- Обратите внимание на слайд. (Появляется слайд с текстом № 1)

Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.

- Прочитаем текст № 1. О чем в нем говорится? О чем нам сообщает, повествует автор? Какой вопрос-помощник вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

- Как вы думаете, как можно назвать текст, который сообщает, повествует о чем-либо? (Текст-сообщение)

- Сформулируйте, какой текст называется текстом-сообщением? (Текст, в котором сообщается о событии, называется текстом-повествованием)

- (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала в первый столбик? Какие признаки про текст-повествование ты выделила?

- Молодец.

(Появляется слайд с текстом № 2)

Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.

- Прочитаем текст № 2. О чем в нем говорится? (автор описывает, какие бывают яблоки)

- Какой вопрос-помощник мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

- Если в тексте говорится о признаках предмета, дается его описание, то, как называется такой вид текста? (Текст-описание)

- Давайте сформулируем, какой текст называется текстом-описанием?

- (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала во второй столбик? Какие признаки про текст-описание ты выделила?

- Молодец!

(Появляется слайд с текстом № 3)

Почему синица-лазоревка получила такое

название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой», в оперении птицы есть голубой

цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.

- Прочитаем текст № 3. О чем в нем говорится? (Автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки.)

- Какой вопрос мы встретили в тексте?

- Если в тексте автор рассуждает и можно задать вопрос: Почему? то, как называется такой вид текста?

- Правильно, текст-рассуждение.

- Давайте попробуем сформулировать ответ, какой текст называется текстом-рассуждением?

- (Имя), скажи, пожалуйста, что ты записала в третий столбик? Какие признаки про текст-рассуждение ты выделила?

- Итак, давайте подведем вывод, какие виды текстов мы с вами определили?

- Молодцы! Незнайка говорит большое спасибо Вам за то, что вы смогли ему объяснить, какие бывают типы текстов и как их различать.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица); пользоваться таблицами, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста, умения соотносить признаки текста с типом.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• предъявление педагогических требований;

• оперативный контроль.

- Я вижу, что вы устали. Давайте встанем из-за своих мест тихо, аккуратно, отведите ручки в стороны, чтобы убедиться, что вокруг вам ничего не мешает. Молодцы.

- Сейчас я буду читать стихотворение и показывать движения. Ваша задача – смотреть на меня и повторять за мной. Кто знает стихотворение, может тихонечко его проговаривать вместе со мной.

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложим назад.

- Здорово, молодцы. Отдохнули? Вот мы с вами отдохнули, поднабрались сил для дальнейшей работы.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• словесные: беседа,

• практические: практическая работа

• повторение

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль.
Прием «Верные и неверные утверждения»

- Итак, для того чтобы помочь Незнайке закрепить знания по данной теме, предлагаю выполнить упражнение «Верные и неверные утверждения».

- У вас на столах лежат карточки. На карточках написаны некоторые утверждения о трех типах текста.

- Ваша задача – внимательно прочитать утверждение, а затем напротив него поставить знак «+» или «-». Если вы согласны с утверждением, ставите знак «+», если не согласны – знак «-».

- Всем понятно?

- Предлагаю первое утверждение выполнить в паре, объясняя друг другу. Остальные выполняете самостоятельно.



Утверждение

«+» / «-»

1.

Текст-повествование передаёт факты и события.

+

2.

Текст-описание даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

-

3.

Текст-рассуждение помогает представить события в ярких красках.

-

- Вижу, все ребята закончили, предлагаю обменяться карточками с соседом по парте и выполнить проверку, ответы представлены на слайде. (проверяют)

- Верните карточку своему соседу, поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки, у кого 1-2 ошибки.

- Ребята, Незнайка видит, что вы были очень внимательными на уроке и выполнили работу хорошо!

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; работать с информацией, представленной в разных формах (таблица); пользоваться знаками, приведёнными в карточках для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о типах (повествование, описание, рассуждение) текста, умения называть признаки текста, соотносить признаки текста с типом.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• словесные: беседа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение

• предъявление педагогических требований.

- Ребята, Незнайка прощается с нами и передает, что он очень благодарен вам за то, что вы ему помогали, а еще он пообещал, что будет более внимательным на уроке и сможет написать контрольную работу по данной теме на 5! А еще Незнайка приготовил вам карточку-памятку, к которой вы сможете обращаться, если у вас возникнут затруднения:



- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

- Спасибо за ваши ответы.

- Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить:

Теперь я знаю…

Теперь я могу…

На уроке у меня получилось…

Мне было трудно…

Я хочу подробнее разобраться в…

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок, вы многое.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

-Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.



Конструкт №3

Тема урока: Предложение.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать умение пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст; классифицировать изученное по заданным признакам в процессе закрепления знаний по теме урока.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, классифицировать изученное по заданным признакам; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое предложение, о признаках предложения, главных и второстепенных членах предложения, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях, умение читать предложения с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной).

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявления настойчивости, ценностного отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, классифицировать изученное по заданным признакам; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.


Образовательная: актуализировать знания о том, что такое предложение, о признаках предложения, главных и второстепенных членах предложения, закрепить знания о том, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях, умение читать предложения с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной).

Задачи:

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация

Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.


Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• Беседа

• Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики.

- Ребята, посмотрите на слайд, на нем написаны пословицы. Прочитайте их.

Дружба крепкая сломается

Ссора до добра доведет

- Согласны ли вы с утверждением? Чего не хватает? (Не). Как нужно было написать первую пословицу? (дружба крепкая не сломается). Как вы думаете, что значит эта пословица? (настоящие друзья пройдут через любые трудности). Хорошо, спасибо.

- А как должна звучать вторая пословица? (ссора до добра не доведет). Верно, как вы ее понимаете? (ссориться – плохо, это неприятно, ничего хорошего от этого не будет). Вы правы, спасибо.

- Сильно ли изменился смысл, когда мы исправили пословицы? Да, они приобрели противоположное значение!

- Благодаря чему? (Частице не)

- Ребята, эти пословицы о дружбе, а как вы думаете, ваш класс дружный? Почему? (наверное, вы помогаете друг другу, общаетесь со всеми одноклассниками……)

- Надеюсь, сегодня вы продемонстрируете, как вы умеете дружно работать, договариваться друг с другом, выполнять задание!

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• Беседа

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль
Прием «Составь»

Прием «Анаграммы»

- Давайте откроем тетради. Отступите от предыдущей работы две строчки, запишите дату и классную работу. Кто написал, отложите ручки.

- Ребята, я предлагаю начать работу с минутки чистописания, а перед этим давайте проведем пальчиковую гимнастику. Покажите мне ваши ладошки. Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «колечки». Поочередно большим пальцем вы дотрагиваетесь до подушечки другого последовательно, начиная с указательного. Теперь выполним упражнение, которое называется «Кулак, ребро, ладонь». (Выполняют)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

- Для того чтобы отгадать, какую букву мы будем писать, я предлагаю вам отгадать загадку.

Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву... («д»)

- Верно, мы будем писать строчную букву «д». (дэ)

- Их скольких элементов состоит буква Д? (из двух) Давайте назовем их. Строчная буква дэ состоит из овала и наклонной линии с петлей, верно.

- Перед тем, как начать писать, давайте правильно сядем: ножки на полу, спинка подружилась со спинкой скамейки, руки на парте.

- Возьмите ручки, держим их правильно, и пропишите первую строчку по образцу на слайде: сначала одна буква д, потом три, соединение букв дгд и др. Обратите внимание на соединение букв. Прописывая буквы, не забывайте, что они должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга, петельки буквы д – на одном уровне.

- После того, как закончите, сравните свои буквы с образцом и поставьте точку над той буквой, которая получилась лучше всего.

- Поднимите руку, у кого получилось написать букву «д» в соответствии с образцом.

- Для того чтобы понять, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, я выполнить задание под точкой. Ваша задача - нам нужно составить из данных слов пословицу и объяснить ее смысл.

- Что в этой записи лишнее? (птк, рпо)

- Почему вы так считаете? (не имеют никакого смысла, набор букв)

- Что мы можем сделать с этими словами?

- Составьте и запишите пословицу.

- *Имя*, прочитай, пожалуйста, пословицу.

- «Друг познается в беде».

- Как вы думаете, в чем ее смысл, что она значит? (смысл пословицы в том, что только настоящие друзья не бросят и помогут в тяжелых, трудных ситуациях).

- Верно, спасибо.

- Скажите, а что мы с вами сейчас записали? (Предложение)

- А что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

- Для чего нужно предложение? (Чтобы передать какую-то мысль)

- Подчеркните грамматическую основу.

- О чем говорится в предложении? (о друге)

- «Друг» - это...? (Подлежащее)

- Друг что делает? (Познается)

- «Познается» - это …? (Сказуемое)

- Подлежащее и сказуемое – это части …? (Предложения)

- Предположите, как будет звучать тема урока? О чем мы сегодня с вами поговорим?

- Тема: Предложение.

- Какая цель может быть у урока с такой темой? Мы будем открыть новые знания или повторим и закрепим их?

-Цель урока: вспомнить, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое предложение.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• Беседа

• Упражнения

• Поощрение и порицание
Прием «Перепутанные логические цепочки»

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что такое предложение. Я буду читать утверждения, а вам нужно показать зеленую карточку, если вы согласны, и красную, если не согласны. Кому непонятно, что мы сейчас будем делать? Давайте начнем.

1. Предложение состоит из слов. (Да)

2. Предложение не выражает законченную мысль. (Нет, предложение выражает законченную мысль)

3. Первое слово в предложении пишется со строчной буквы. (Нет, с заглавной)

4. В конце предложения ставится точка (.), или вопросительный знак (?), или восклицательный знак (!) (Да)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо помните признаки предложения.

- Обратите внимание, на ваших партах лежат карточки со стихотворением.

Слон печатал на машинке,

В слове сделал три ошибки,

Клавиши расколотил.

Всех слонят перебудил.

- Перестань, - ворчит слониха.

Но когда же станет тихо?

Спать не могут малыши.

Лучше хоботом пиши!

- Прочитайте стихотворение. (Ученики читают стихотворение)

- Кто выразительно прочитает стихотворение? (Один ученик читает стихотворение)

- С одинаковой ли интонацией мы прочитали каждое предложение? (Ответы детей)

- Кто прочитает вопросительное предложение? (Ответы детей)

- Кто прочитает восклицательное предложение? (Ответы детей)

- Кто прочитает повествовательное предложение? (Ответы детей)

- Откройте учебник на стр. 117 и найдите упр. 196. Прочитайте 1 задание.

- Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки?

- *Имя*, скажи, пожалуйста, когда в конце предложения ставится точка? (в конце повествовательного предложения)

- *Имя*, скажи, пожалуйста, когда в конце предложения ставится вопрос? (в конце предложения с вопросительной интонацией)

- *Имя*, скажи, пожалуйста, когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (в конце побудительного предложения с восклицательной интонацией)

- Молодцы, давайте подведем вывод. В конце повествовательного предложения ставится точка. В конце побудительного предложения с восклицательной интонацией ставится «!». В конце предложения с вопросительной интонацией ставится «?».

- А сейчас для того чтобы закрепить эти знания, предлагаю вам поработать на карточке №1. Вам необходимо составить предложение из данных слов и вставить пропущенные буквы в слова.

Майские, л__сточки, д__ревьях, обгрызают, на, жуки.

- *Имя*, выйди, пожалуйста, к доске и запиши предложение, которое у тебя получилось.

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях.

- Какую букву ты вставил в слове «листочки»? Почему? (Листочки-лист)

- Какую букву ты вставил в слове «деревьях»? Почему? (Деревьях-дерево)

- Подчеркни главные члены предложения. (Жуки-подлежащее, обгрызают-сказуемое)

- Есть ли тут второстепенные члены предложения? (Да)

- Какие? Назови их.

- Жуки (какие?) майские. (жуки главный член предложения, майские второстепенный, потому что дополняет его)

- Обгрызают (что?) листочки. Обгрызают (где?) на деревьях.

- Молодец, присаживайся на место.

- У кого получилось также, как на доске? Молодцы!

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, классифицировать изученное по заданным признакам; осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о признаках предложения, главных и второстепенных членах предложения, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях, умение читать предложения с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной).

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать и отдохнуть. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас я буду рассказывать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

- А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слова, если это имя существительное – вам нужно присесть, если это глагол – поднять руки. Всем понятно? Давайте попробуем.

Стол (присесть)

Бегать (поднять руки)

Поднял (поднять руки)

Школа (присесть)

Играть (поднять руки)

Улетел (поднять руки)

Картина (присесть)

- Я видела, что большинство ни разу не ошиблись. Вы большие молодцы. Давайте продолжим работу, присаживайтесь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• Беседа

• Упражнения

• Создание ситуации успеха

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

• Освоение элементарных норм ведения разговора
Прием «Поврежденный текст»

- Придвиньте к себе карточку №2. Что нам нужно сделать в этом упражнении? (Учитель предлагает одному из учеников прочитать задание)

- Объединитесь с соседом по парте в пару, посоветуйтесь и выполните задание для того чтобы закрепить знания по теме.

- Предлагаю посмотреть на слайд и вспомнить правила работы в парах.

- Итак, ваша задача - найти границы предложений и расставить знаки препинания. Затем решите, кто в вашей паре будет рассказывать о вашем решении. (выполняют задание в парах)

- Я вижу, что вы уже закончили выполнять данное задание. Кто желает прочитать первое предложение?

- Не забывайте, что читаете вы с интонацией, опираясь на тот знак препинания, который вы выбрали. И объясняете свой выбор.

1. Кто видел цветущую березу? (Вопросительный знак в конце вопросительного предложения)

- Кто желает прочитать второе предложение? Все согласны?

2. Это бывает в мае. (Точка в конце повествовательного, невосклицательного предложения)

- Кто желает прочитать третье предложение? Все согласны?

3. Листья на березе еще маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. (Точка в конце повествовательного, невосклицательного предложения)

- Кто желает прочитать четвертое предложение? Все согласны?

4. Хороша березка в сережках! (Восклицательный знак в конце восклицательного предложения)

- Кто желает прочитать пятое предложение?

5. Она вся золотистая, как будто в солнечном дожде. (Точка в конце повествовательного, невосклицательного предложения)

- Все согласны?

- Кто выразительно прочитает все предложения?

- Скажите, пожалуйста, эти предложения составляют текст? Почему? (Связаны по смыслу)

- Озаглавьте его. (Береза цветет)

- Молодцы!

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; пользоваться знаками препинания для решения учебных и практических задач; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение работать в парах, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях, умение читать предложения с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной).

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• Предъявление педагогических требований

• Беседа

• рефлексия и самопознание

- Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? (Вспомнить, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, в каких случаях)

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания?

- Спасибо за ваши ответы.

- Сейчас, я предлагаю завершить наш урок с помощью карточек-знаки препинания. Я их вам сейчас раздам, ваша задача – выбрать одну.

Карточка с «!» обозначает, что урок понравился, трудностей при выполнении заданий не возникло.

Карточка с «.» обозначает, что урок понравился, но некоторые задания вывязывали затруднения.

Карточка с «?» обозначает, что урок не понравился, материал урока оказался сложным.

- Ребята, я выбрала карточку с «!», так как мне понравилось видеть ваши старания на уроке!

- Хочу отметить сегодня на уроке *Имя* за правильные и четкие ответы на уроке, *Имя* за умение видеть ошибки и исправлять их и *Имя* за работу у доски.

- Спасибо за урок, до свидания.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.