Файл: Алификационная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- определение перечня инноваций;

- оценка конкурентоспособности продукта / услуги;

- маркетинговая концепция продукта / услуги;

- техническое задание на разработку изделия / формирование пакета услуг;

- корпоративная стратегия.


Рисунок 2 – Уровни формирования стратегии

Источник: составлено автором на основе [8]
После того как предприниматель проводит тщательный всесторонний анализ всех доступных ему альтернатив, он в обязательном порядке должен выбрать конкретную стратегическую модель. Она всего лишь должна являться одним из главных в стратегическом планировании этапов. Только после этого можно переходить к следующему шагу - к разработке стратегии и к планированию. Речь идет об ее реализации.

Прежде всего, предприниматель должен создать необходимые условия для взаимодействия своего стартап-проекта с внешней средой. Для этого, как правило, происходит взаимодействие с контрагентами, партнерами, покупателями, заказчиками, посредниками и иными участниками рынка, включая государство, которое выступает в качестве его регулятора.

Следует отметить, что стратегический план не составляется единожды, его постоянно корректируют и подстраивают под процесс развития организации. Иными словами, на этом этапе происходит проведение стратегических изменений в плоскости реализуемого стартап-проекта с обеспечением их обратной связи. Зачастую необходимость внесения стратегических изменений обусловлена тем, что учредитель или инициатор стартап-проекта не достигает промежуточных результатов, определенных в рамках разработанной стратегии. Эти изменения могут быть ориентированы на оптимизацию ресурсной базы проекта, определение нового круга задач, поиск дополнительных средств инвестирования, повышение конкурентных преимуществ и т.п. Обратная связь обеспечивается в формате мониторинга и контроля за ходом выполняемых работ и сверкой полученных результатов стратегического плана с целевыми показателями.

Таким образом, формирование системы стратегического планирования в плоскости создания нового бизнеса или реализации стартап-проекта приобретает все большее значение. Эта система обладает уникальной способностью создавать широкий спектр благоприятных факторов для организации эффективной деятельности учреждаемой компании.


1.2. Значение бизнес-плана при формировании стратегии создания нового бизнеса
Каждый начинающий предприниматель в обязательном порядке должен ясно представлять себе все потребности, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе возникнут у него в ресурсах интеллектуального, трудового, материального и финансового характера. Важно установить основные источники получения подобных активов. Также очень важно максимально четко рассчитывать эффективность использования подобных ресурсов, что позволит учредителю новой компании создать новое направление, приступить к деятельности и начать получать прибыль.

Здесь стоит обратить внимание, что успешным любой вид предпринимательской деятельности будет в тех условиях, когда отмечается повышенная конкуренция на внешнем рынке. Если принять во внимание, что на сегодняшний день на экономику России воздействует огромное количество санкций, становится понятно, что без четкого планирования деятельности невозможно получить всю необходимую информацию, проанализировать ее. В частности, это касается своих собственных возможностей и перспектив, а также то положение, в котором находятся конкурентам.

В описанных условиях основополагающей задачей в плоскости создания нового бизнеса является применение инструментов стратегического планирования. Система стратегического планирования, которая реализуется с целью создания нового бизнеса или учреждения новой предпринимательской структуры, предусматривает формирование бизнес-плана.

Подобный подход предоставляет возможность в перспективе взглянуть на то, как будет функционировать компания. Кроме того, можно определить основную тактику работы организации и разработать максимально эффективную подходящую стратегию.

На данный момент актуальность, связанная с разработкой бизнес-плана, имеет довольно серьезное значение. Это одна из методик, направленная на стратегическое планирование. В условиях не стабильной экономики это является одним из лучших методов в общей области стратегического планирования. Например, во время экономического кризиса, с которыми столкнулись многие предприятия во время пандемии, наблюдалась нестабильность внешней среды, которая имеет место быть еще и на сегодняшний день. Соответственно, многие компании столкнулись со всевозможными угрозами. Причем речь идет не только о вновь созданных организациях, но даже о тех, которые уже достаточно прочно укрепили на рынке свои позиции. Именно по этой причине требуется разрабатывать всевозможные варианты развития бизнеса. Они должны касаться долгосрочных и краткосрочных временных периодов. Необходимо продумать разные варианты действий при возникновении всевозможных форс-мажорных ситуаций и при активном влиянии на деятельность компании внешних факторов.



Особое внимание стоит уделить самому термину – бизнес-план. Современными исследователями и специалистами он определяется несколько неоднозначно. В качестве примера можно привести таких определяющих понятие бизнес-плана специалистов, как Д.С. Саралинова и Т.И. Аушева. В частности, они высказываются о том, что бизнес-план представляет собой письменный документ. Здесь подробно описаны то, какие цели стоят перед предприятием, как оно планирует их достигать. Важно понимать, что профессионально, грамотно созданный бизнес-план представляет, по своей сути, дорожную карту предпринимателя со всей необходимой операционной, финансовой и маркетинговой информацией [20., с. 122].

В первую очередь, бизнес-план необходим для оценки экономической эффективности бизнес-идей, определения их жизнеспособности, а также для воплощения всех задуманных идей. В перечень побудительных причин применения предпринимателем или инвестором, принявшим решение об учреждении нового бизнеса, такого инструмента стратегического планирования, как бизнес-план, входит определение потенциала учреждаемой компании. С помощью ряда исследований предприниматель имеет возможность установить потребность или ее отсутствие в открытии компании той или иной отрасли на предполагаемой территории. Далее можно рассчитать рентабельность задуманной бизнес-идеи и установить причины, которые могу появиться на пути ее реализации, например, слишком сильная конкуренция, недостаточный покупательский спрос.

Все причины необходимо в обязательном порядке понимать, так как очень часто за счет этого предприниматель и основатель будущей компании приходит к выводу о том, что необходимо немного откорректировать или даже полностью пересмотреть свою бизнес-концепцию. Важно обратить внимание, что процесс составления плана по будущей предпринимательской деятельности, по ее развитию, в обязательном порядке, должен включать в себя анализ всех связанных с этим процессом идей. Он должен объективно, беспристрастно и критически заставить предпринимателя взглянуть на свою будущую компанию, на ее деятельность, изучить эти аспекты со всех сторон. Сам бизнес-план, по своей сути, представляет собой заранее продуманный и грамотно проложенный маршрут, который отражает несколько последовательных действий. Также в обязательном порядке здесь отражены главное приоритеты, которые в обязательном порядке должны быть достигнуты
, даже в условиях достаточно ограниченных ресурсов. Кроме того, можно максимально эффективно предотвращать ошибки при реализации бизнес-процесса.

Следующим этапом является определение того, насколько бизнес будет жизнеспособным. Как правило, к этому выводу предприниматель приходит после того, как проводит по-настоящему масштабное исследование, после того, как распишет бизнес-план. Только после этого он может понять, будет ли будущая предпринимательская деятельность приносить доход, будет ли она жизнеспособной на рынке.

Важно обратить внимание, что бизнес-план - это тот самый рабочий инструмент, который поможет предпринимателям максимально оперативно управлять и контролировать компанию. Любой законченный бизнес-план является определенным средством предпринимателя. Это идеальная возможность довести идею своей будущей предпринимательской деятельности до всех заинтересованных лиц. Кроме сотрудников компании, это могут быть профессиональные консультанты, разные государственные учреждения, финансовые инвесторы, банковские менеджеры и так далее [5, 15].

На основании сказанного выше можно обобщить, что к ключевой побудительной причине создания бизнес-плана в рамках стратегического планирования открытия нового бизнеса относится защита предпринимателя от материальных и финансовых потерь, которые могут возникнуть в случае, если учреждаемая компания будет убыточной, а ее деятельность – нерентабельной. Иными слова, с помощью бизнес-планирования он имеет возможность «заглянуть в будущее» и прийти к пониманию целесообразности открытия нового бизнеса, либо к необходимости пересмотра ее концепции.

Стоит обратить внимание, что любой бизнес-план от текущего плана, связанного с экономическим и социальным развитием, отличается несколькими признаками. Вот самые основные из них:

  • период действия;

  • цель деятельности компании;

  • внутренние и внешние условия;

  • структура.

Особое внимание стоит уделить целям деятельности будущей версии организации. Как правило, все они должны быть отражены в текущем бизнес-плане. Также эти цели должны охватывать все аспекты деятельности организации за один ближайший год. Что касается бизнес-плана, то он в основном носит инвестиционный характер. Также более подробно стоит рассмотреть период действия бизнес-плана. Здесь подразумевается план предприятия, направленный на его экономическое и социальное развитие. Также бизнес-план должен оценивать определенные инвестиционные решения на какой-то конкретный временной период, как правило, колеблющийся от полугода до пяти лет.


Таким образом, бизнес-план в системе стратегического планирования создания нового бизнеса характеризуется как документ, который позволяет управлять бизнесом. Планирование деятельности компании с использованием бизнес-плана имеет следующие преимущества:

  • формирование четкого представления о том, каким образом можно вывести новый бизнес на рынок и о том, как необходимо его регулировать;

  • формулирование амбициозных, но реалистичных целей в течение определенного времени;

  • определение места учреждаемой компании на целевых рынках;

  • выбор оптимальной номенклатуры товаров или услуг, которые будут реализовываться на целевых рынках, оценка издержек по их созданию и реализации;

  • обеспечение жизнеспособности компании в условиях жесткой конкуренции;

  • подготовка компании к тому, что в рыночной экономике будут осуществляться резкие изменения;

  • обеспечить координацию;

  • сформировать реалистичный подход к инвестированию;

  • оценить сложности, которые могут помешать реализации бизнес-плана;

  • распределение финансов для того, чтобы удовлетворить все потребности компании;

  • улучшать финансовое положение организации.

Следует отдельно выделить ключевое преимущество бизнес-плана, которое заключается в его способности дать ответ на вопрос о целесообразности привлекаемых инвестиционных ресурсов и вложенных средств учредителя новой предпринимательской структуры.

Основная цель разработки бизнес-плана состоит в обосновании стратегии, в оценке экономической эффективности вложения ограниченных ресурсов компании на ее развитие с целью создания нового бизнеса заключается в планировании мероприятий, которые подлежат реализации в краткосрочном и долгосрочном периоде. Такие мероприятия, как правило, подробно описываются в основных разделах бизнес-плана и представляют собой, своего рода, пошаговый план действий предпринимателя на пути к созданию успешного, прибыльного и рентабельного бизнес-проекта [2].

Бизнес-план является структурированным документам. Именно по этой причине на практике отсутствует какой-то конкретный план и стандарт, на который необходимо опираться при его составлении. Причина в том, что составление бизнес-плана, его структура и вид, зависят от разных факторов, в частности, от цели разработки, от вида предпринимательской деятельности. Кроме того, структура бизнес-плана довольно существенно отличаются друг о друга объемом страниц. Их может быть несколько, а может быть целая сотня. Несмотря на то, что они неразличимы, стоит выделить обязательные восемь разделов, которые должны присутствовать в бизнес-плане. Их подробная характеристика представлена в таблице 1.