Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.



3 теории утомления:

1.Теория  отравления  –  в   организме  накапливаются  вредные   вещества, которые являются результатом химических реакций.

2.Теория истощения энергии – энергетических ресурсов не хватает для какой-либо деятельности.

3.  Теория  утомления   ЦНС   –   утомление   как   нарушение   координации деятельности НС вследствие утомления очагов возбуждения.

Основной причиной утомления является интенсивная  и  длительная  рабочая нагрузка. К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: воздействие на организм неблагоприятных факторов  среды; повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс; чрезмерную по интенсивности физическую  и  умственную нагрузку перед основной работой.

В  качестве  факторов,  предрасполагающих  к  возникновению утомления, выступают:

  • нарушение рационального режима труда, отдыха и  питания;

  • длительные перерывы между работой (професс.  дезадаптация);

  • остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни;

  • недостаточное физическое развитие;

  • наличие вредных привычек;

  • недостаточный уровень физической подготовленности и  т.д.

По видам утомление может быть:

  • физическим,

  • умственным,

  • эмоциональным и смешанным;

  • общим и локальным;

  • мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим).

По формам это состояние классифицируется на: компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление.


27. Профессографическое изучение профессий:


понятие профессиографии, системный подход в изучении профессий. Типы профессиограмм. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения называется профессиографией. 

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Профессиограмма - это документ, включающий перечень научно-обоснованных норм и требований профессий к видам профессиональной деятельности, к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии. Психограмма - это часть профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемой профессией к психике субъекта труда, перечень психологических способностей и психологических противопоказаний.

Требования к профессиограмме: 1) определенность (точность, ясность, однозначность); 2) соразмерность (должна в полной мере раскрывать специфику профессии); 3) полнота (достаточна, чтобы достичь цели, для которой она создана).

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: 1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2) комплексность изучения; 3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); 5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов. 

Профессиограмма должна содержать характеристику:

— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);

— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);

— средств деятельности (тип средств

отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха);

— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);  

Виды профессиограмм: классифицируются на частные, комплексные, целевые (специальные). Частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами);

санитарно-гигиенические; психологические; социологические; экономико-организационные. Целевые (специальные): 1) для профессиональной ориентации и профконсультации;

2) для профессионально-психологического отбора; 3) для профессиональной подготовки;

4) для оптимизации условий и режима деятельности; 5) для проектирования и рационализации рабочего места.

Комплексная профессиограмма- это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук.

Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов: 1. Общие сведения о специальности; 2. Содержание деятельности; 3. Условия деятельности;

4. Социально-психологические факторы деятельности; 5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности; 6. Психограмма; 7. Противопоказания к деятельности.

 

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.


Профессия как социально фиксированная область возможного выполнения трудовых функций существует в форме распределенных в обществе множества трудовых постов, каждый из которых представлен конкретными рабочими местами с их специфическими особенностями.

Профессия как общность людей относительно независима от существующей системы трудовых постов. Профессионалы, специалисты, сотрудники — это всегда контактные социальные группы. Следовательно, здесь мы имеем и все соответствующие социально-психологические феномены (групповые нормы, одобряемые ценности, санкции, лидерство, референтные группы и др.).


Профессиональная подготовленность, профессиональная квалификация раскрываются посредством изучения психологических феноменов профессионализма, структуры профессионального мастерства, «внутренних» (личностных) и «внешних» (средовых) условий его формирования, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности.

В деятельности профессионала как процессе реализации трудовых функций, профессионально выполняемых на соответствующем трудовом посту в совокупности конкретных особенностей определенного рабочего места, воплощаются разные составляющие профессии, высшие цели, смыслы деятельности человека как субъекта, его воплощение в продуктах труда как личности, как индивидуальности.

Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, задает таким образом целую систему технологических, финансовых, эстетических, этических и других критериев оценки количества и качества труда, с одной стороны, развивающих всю систему общественных отношений, с другой — следующей за ними.

Трудовая деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд не самая значимая характеристика труда, но выступающая важнейшей «составляющей» личности, элементом «Я-концепции», настоятельно заявляющая о себе при любых изменениях привычной, внешней социальной пли внутренней, психологической среды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов о карьере, о семье, ситуация безработицы и т. д.).

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.


1. Под трудовыми функциями Е.А. Климов понимает «любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда». Одна трудовая функция может выполняться несколькими людьми (бурлаки, наборщицы текста в издательстве), а один человек обычно осуществляет – одновременно или последовательно – несколько трудовых функций (например, учитель – излагает новый материал, проверяет знания учащихся, оценивает их, следит за дисциплиной и др.) 

Трудовые функции бывают явными (сборка часов, выпечка хлеба, продажа товаров) и неявными – внешне ненаблюдаемыми (мыслительные процессы, волевые усилия).

Виды трудовых функций. Среди трудовых функций принято выделять познавательные (когнитивные, мыслительные), преобразовательные, коммуникативные, ценностно-ориентировочные, эстетические и др.


2. Функции средств труда. С развитием производства, совершенствованием производительных сил и средств труда все большая часть трудовых функций переходит от человека сначала к животным, а затем к техническим устройствам – орудиям труда, машинам и механизмам, вплоть до автоматических, – призванным облегчить труд человека. Трудовую функцию, переданную техническому устройству, уже неуместно называть собственно трудовой, так как труд есть специфически человеческая форма активности, предполагающая сложную сознательную и целенаправленную деятельность, например, регуляцию своего поведения. В противном случае техника подпадала бы под «Кодекс законов о труде», и ей пришлось бы, например, оплачивать больничные или устанавливать пенсию.

Различают следующие основные группы эргатических функций (по Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой): 

а) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука); 

б) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

 в) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем); 

г) материальное производство (оперативно-гностическое: обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое: организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда: транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

 

30. Психические регуляторы труда.


I. Образ объекта. Выделяются разновидности образа объекта труда:

  • чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

  • репрезентативный конкретный образ (образы памяти, воображения),

  • репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, алгоритмы действий)

Если образ объекта трудовой деятельности имеет не­достатки (является неполноценным, фрагментарным, односторонним), то вполне возможны искажения в трудовом поведении, обусловленные этими недостатками. Поэтому до начала выполнения определенной работы работник должен иметь четкое сложившееся представление обо всех особенностях ведения технологического режима.