Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
развиваются все виды памяти: образная, двигательная, эмоциональная и словесно-логическая. Обучающиеся активно используют приёмы запоминания от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Легко и прочно запоминают то, что особенно поражает, что непосредственно связано с их интересами. К концу младшего школьного возраста формируется логическая память.
Немаловажную роль играет развитие двигательной памяти младшего школьника. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений навыков. Совершенствование ручных движений человека, то есть мелкой и крупной моторики, способствует развитию композиционного навыка [26]. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.
Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию, для этого используется наглядный образ на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его
осуществления, то есть благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.
Особая роль в развитии композиционных навыков отводится изобразительной деятельности. Она обусловлена особой благоприятностью возраста, с одной стороны, и активным познавательным развитием – с другой стороны. К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев говорили о том [38], что для создания успешной композиции в изобразительной деятельности необходимо развивать умения и навыки. На общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности указывали Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Рассматривая точки зрения философов и педагогов Аристотель, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Ф. Фребель и других, можно сделать вывод, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция – восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность ребенка в целом, позволяет развить чувство прекрасного, формирует
способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы, учит законам композиции.
Развитие познавательных процессов детей определяется тем, что в изобразительной деятельности передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия
с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные раннее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживание. К.Д. Ушинский отмечает: «дети … мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [38, с.34]. При овладении изобразительными действиями, по мнению Г.Г. Григорьевой [12], дети осваивают комплекс знаний, умений, и навыков, в частности композиционные навыки: пропорциональные отношения в предмете и между ними. Рисунки являются продуктом мышления, то их содержание следует рассматривать в связи с особенностями мыслительных образов, свойственных ребёнку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста даёт прекрасные возможности для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Для этого необходимо создавать специальные условия. Проанализировав труды Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А. Мелик-Пашаева, можно выделить следующие условия развития композиционных навыков в изобразительной деятельности:
«композиция»;
Подытоживая вышеизложенное, сформулируем основные выводы:
Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – учиться, приобретать умения и навыки. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. Оно становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию. В.С. Кузин отмечает [21], что мышление помогает познать общее в предметах и явлениях, закономерные существенные связи между ними, которые необходимы при
расстановке фигур, многоплановости в композиции.
В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Целостность, как свойство восприятия продолжает развиваться на протяжении младшего школьного возраста.
Дети способны контролировать внимание, так как преобладает произвольность. На конец обучения в начальной школе у почти такие же, как и у взрослого человека. Память у детей младшего школьного возраста приобретает произвольность и осмысленность. К концу младшего школьного возраста формируется словесно-логическая память. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее воображение и творческое воображение,
которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.
Развитие мышления, восприятия имеет огромное значение для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Важнейшим аспектом, по данным психологов, является систематическое совершенствование, развитие у детей младшего школьного возраста композиционного мышления и целостного восприятия для способности усваивать специальные знания, умения и навыки в композиции. Именно от этих факторов и выделенных условий зависит положительный результат изобразительной деятельности.
По мнению В.С. Кузина,
Немаловажную роль играет развитие двигательной памяти младшего школьника. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений навыков. Совершенствование ручных движений человека, то есть мелкой и крупной моторики, способствует развитию композиционного навыка [26]. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.
Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию, для этого используется наглядный образ на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его
осуществления, то есть благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.
Особая роль в развитии композиционных навыков отводится изобразительной деятельности. Она обусловлена особой благоприятностью возраста, с одной стороны, и активным познавательным развитием – с другой стороны. К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев говорили о том [38], что для создания успешной композиции в изобразительной деятельности необходимо развивать умения и навыки. На общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности указывали Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Рассматривая точки зрения философов и педагогов Аристотель, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Ф. Фребель и других, можно сделать вывод, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция – восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность ребенка в целом, позволяет развить чувство прекрасного, формирует
способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы, учит законам композиции.
Развитие познавательных процессов детей определяется тем, что в изобразительной деятельности передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия
с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные раннее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживание. К.Д. Ушинский отмечает: «дети … мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще» [38, с.34]. При овладении изобразительными действиями, по мнению Г.Г. Григорьевой [12], дети осваивают комплекс знаний, умений, и навыков, в частности композиционные навыки: пропорциональные отношения в предмете и между ними. Рисунки являются продуктом мышления, то их содержание следует рассматривать в связи с особенностями мыслительных образов, свойственных ребёнку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста даёт прекрасные возможности для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Для этого необходимо создавать специальные условия. Проанализировав труды Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А. Мелик-Пашаева, можно выделить следующие условия развития композиционных навыков в изобразительной деятельности:
-
учёт физического и индивидуального развития детей; -
ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей; -
создание психологически комфортной атмосферы на занятиях; -
структурирование занятий в логике от общего к частному; -
в ходе занятий выделение генетически исходного понятия
«композиция»;
-
организацию «учебного сотрудничества»; -
создание ситуаций «открытого незнания»; -
моделирование детьми композиционных схем на занятиях изобразительной деятельности [45].
Подытоживая вышеизложенное, сформулируем основные выводы:
Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – учиться, приобретать умения и навыки. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. Оно становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию. В.С. Кузин отмечает [21], что мышление помогает познать общее в предметах и явлениях, закономерные существенные связи между ними, которые необходимы при
расстановке фигур, многоплановости в композиции.
В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Целостность, как свойство восприятия продолжает развиваться на протяжении младшего школьного возраста.
Дети способны контролировать внимание, так как преобладает произвольность. На конец обучения в начальной школе у почти такие же, как и у взрослого человека. Память у детей младшего школьного возраста приобретает произвольность и осмысленность. К концу младшего школьного возраста формируется словесно-логическая память. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее воображение и творческое воображение,
которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов.
Развитие мышления, восприятия имеет огромное значение для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Важнейшим аспектом, по данным психологов, является систематическое совершенствование, развитие у детей младшего школьного возраста композиционного мышления и целостного восприятия для способности усваивать специальные знания, умения и навыки в композиции. Именно от этих факторов и выделенных условий зависит положительный результат изобразительной деятельности.
- Изобразительная деятельность как средство развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
По мнению В.С. Кузина,