Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»

густым слоем краска осыпается. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Благодаря непрозрачности гуаши можно наносить один слой на другой (конечно, после высыхания каждого слоя краски), не получая их смешивания. Получение производных

цветов осуществляется предварительно смешиванием красок на палитре; нельзя получить их наложением одного цвета на другой на бумаге, как в акварели.

Для лучшего понимания выразительных возможностей различных материалов детям необходимо познакомиться с произведениями, выполненными в разной технике. По мнению Н.П. Костерина [20], техникой называется система средств и приёмов, с помощью которой реализуется зрительный образ на плоском листе бумаги. Её основными сторонами является организация рабочего места, самоорганизация, выбор нужных приёмов работы с различными материалами, приёмов рисования линий, деления их на равные части, штриховки, тушевки, окраски и т.д.

Для создания рисунка используются изобразительные средства. Н.П. Костерин относит к ним точку, штрих, линию, тон, цвет. В.Б. Косминская и Н.Б. Халезова – линию, светотень, фон, цвет, композицию, перспективу. Рисующий приступая к изображению любого объекта, должен установить величинную связь между листом бумаги и рисунком: если бумага большого размера, то нарисованное на ней должно быть большим; при уменьшении размеров листа соответственно уменьшают и рисунок. При работе над композицией дети находят единство и взаимосвязь частей, из которых составлено
целое. Таким образом, развитие композиционных навыков является «базовым умением в рисунке, так как закладываются основы элементарной грамотности восприятия произведений искусства и целостное восприятие мира» [46].

  • Линия – основное изобразительное средство, причём имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного вида. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие; по светлоте делятся на тёмные, полутёмные, светлые; по назначению контурные и вспомогательные; по направлению горизонтальные, вертикальные и наклонные.

  • Светотень. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объём особенности формы.

  • Фон – основной цвет, на котором делается рисунок. Фон является одним из средств, помогающих передать рисунку выразительность и создаёт дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным и выпуклым.

  • Цвет выразительное средство, отражающее материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Различное воздействие цвета объясняется тем, что цвет воспринимается и осознается человеком не сам по себе, а в связи с тем событием, которое изображено. Зная все особенности цветовых сочетаний, художник может создать рисунок в определенном колорите, то есть общей цветовой гармонии, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими.

  • Композиция– это определенное расположение предмета в простран- стве и его связь с другими предметами. Композиция помогает передать движение, динамику. Проблема композиции может быть правильно решена только в зависимости от поставленных содержанием задач, только с позиций реалистического отношения к изображаемому. Все окружающие предметы в зависимости от расстояния, выбора точки зрения рисующим кажутся иными, чем в действительности, больше или меньше, могут выделяться ярче или быть в тени, казаться частично заслоненными.

  • Перспектива–это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, расположение его в пространстве при изображении с определенной точки зрения. Для правильного перспективного построения рисунка необходимо учитывать следующие моменты: горизонт, точку зрения, точку схода, угол зрения.


Знание изобразительных и технических средств, а также приёмов, умение пользоваться ими даёт возможность реалистически изображать увиденное, поэтому технику рисунка необходимо освоить в период обучения

в начальной школе. Это длительный процесс, требующий напряжённого внимания, целеустремлённости, упорства, трудолюбия и систематических упражнений, в результате которых формируется умение, а затем навык.

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами рисунка. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения: рисование по восприятию и рисование по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится пред рисующим. Внимательно наблюдая с определённого места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить всё как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ также называют рисованием с натуры, которая расширяет круг знаний о реальной действительности.

На первых этапах обучению рисованию часто используют рисунок – оригинал, выполненный хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи решены. Обучающиеся, копируя оригинал, подражают мастерам,
учатся правильно использовать материально изобразительные средства и усваивают «образцовые» приёмы изображения, вырабатывая композиционные навыки. Такой способ рисования называется рисованием по оригиналу.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании рисующий образ воссоздаёт по памяти, описанию или воображению. Такое рисование развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами.

По характеру рисунков С.В. Погодина [36] выделяет:

  • предметное рисование изображение отдельных предметов. Необходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности;

  • сюжетное рисование придумывание и реализация сюжета на определённую тему на плоскости. Важно не только разместить ряд объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и продумать общий колорит, композицию работы. Сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста.

  • декоративное рисование – создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства. Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное очень условно, так как каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого.

В соответствии с темами и объектами изображения выделяет следующие жанры: исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, портрет. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, обучение
изобразительной деятельности начинается с работы над натюрмортом, так как он неподвижен, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметом можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Предусматривается последовательное освоение натурных постановок, начиная с простых геометрических тел и заканчивая сложными.

Следует отметить, что учебные постановки натюрморта помогают понять и практически усвоить такие основы изобразительной грамоты, как перспектива, линейно-конструктивное построение формы на плоскости, законы распределения светотени на форме в зависимости от её конструкции. Кроме того, натюрморт, как многопредметная и, следовательно, многоплановая постановка, ставит ученика перед проблемой обязательного

решения пространственных задач. В ходе рисования разнообразных предметов дети младшего школьного возраста овладевают техникой рисунка и приёмами работы различными рисовальными материалами. Простые ясные геометрические формы, лежащие в основе всего разнообразия природных форм, дают возможность познакомиться со средствами и способами изображения, визуально воспринимать предмет или группу предметов, анализировать их, воспроизводить на листе бумаги с учётом законов композиции, таким образом развивается целостное визуальное восприятие объектов окружающей среды, целостное восприятие группы предметов, композиционное мышление.

После освоения главных законов композиции и умения их применять дети младшего школьного возраста знакомятся с перспективой, как изобразительным средством, на примере пейзажа. По мнению Н.П.