Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
С.П. Ломова, Е.В. Шорохова существуют следующие виды изобразительной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство. В процессе создания рисунка у детей младшего школьного возраста развиваются композиционные навыки.
Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя»,
«знамение», означавшим «создание образа», и «чертёж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово
«рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства при помощи композиции.
По мнению В.Б. Косминской, Н.Б. Халезовой [28], рисунок, как графическое изображение, является, прежде всего одним из видов художественного отображения действительности, то есть выступает в виде произведения искусства. По мнению Н.М. Сокольниковой, самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественным материалами, называют рисунками.
С.В. Погодина выделяет классические и неклассические техники рисования. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер А неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов. Например, рисование зубной щёткой, где ребёнок наносит ритмичные мазки и набрызги; штампотипия, где применяются печати ластика, полимеров, матрица из картона; монотипия – отпечаток нарисованного сюжета на вторую половину
листа бумаги, путём его сложения; граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью; рисование губкой, мятой бумагой и др.[36].
Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью, оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребёнка, позволяет в незатейливой форме познавать законы композиции, визуально воспринимать и фиксировать в изображении форму объекта, в том числе и симметричные, группы предметов, развивая композиционное мышление.
При использовании любой из техник рисунка в плоскостном изображении, В.Б. Косминская и Н.Б. Халезова [28] выделяют следующие этапы рисования:
школьного возраста развивается способность визуально воспринимать характер формы реальных объектов окружающей среды, в том числе группу предметов.
На каждом этапе важно учитывать законы композиции (целостность, подчинённость
второстепенного главному, уравновешенность), которые способствуют развитию композиционных навыков. Во время работы на каждом этапе изображения следует помнить основной принцип – идти от общего к частному, всё время держать в поле зрения весь предмет, а не только ту её часть, которая изображается в данный момент.
Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности[25]. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируется на бумаге. Рисунок выявляет отношение обучающихся к изображаемому. Их почерк отражает душевное состояние.
Личность ребёнка младшего школьного возраста, его отношение к миру, темперамент, вкус, движение руки всегда отражается в его творчестве, создают неповторимый стиль, почерк, по которому произведения легко узнаются. В процессе рисования, дети овладевают практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства,
применяют художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественных работ, умения компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ. Ж.-Ж. Руссо [35] говорил, что рисование развивает «верный глаз» и «гибкую руку», соответственно восприятие и мелкую моторику.
В.Б. Косминская и Н.Б.
Халезова считают [28], что для придания образу наибольшую выразительность в соответствии с задуманным содержанием, необходимо использовать разнообразные изобразительные средства: линию, свет, цвет, композицию, различные материалы. Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов работы над рисунком. Знание техники и применение того или другого материала позволяет наилучшим способом выявить этот материал. Рассмотрим некоторые материалы для рисования: карандаши, сангина, уголь, пастель, цветные восковые мелки, акварель, гуашь.
Карандаши – слово «карандаш» тюркского происхождения (kara –
«чёрный», «tas» «камень». При рисовании карандашом применяются различные способы закрашивания: тушевка (сплошное покрытие, одним тоном без нажима) и штриховка (покрытие закрашиваемой поверхности линиями, направленными в одну сторону). Силой надавливания на карандаш улавливает разную тональность цвета, формируя художественный вкус.
Уголь (родств. agnis – огонь) – материал для рисования в виде тонких палочек, сформированных из угольной массы с растительным клеем. Он имеет более чёрный цвет, чем естественный уголь. Основное выразительное свойство – бархатистость.
Сангина – слово происходит от латинского sanguis, что означает
«кровь». Сангина натуральная – минерал. Искусственная изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушевку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно-розоватого. Сангина даёт возможность применять растушевку, штрихи различной
интенсивности, разнообразные
пятна, так как штрих легко растирается. Рисунки углём и сангиной хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.
Пастель – слово происходит от итальянского pustello и означает –
«мягкие цветные карандаши». Она производится искусственным способом из различных красок. Основные выразительные свойства – нежность, бархатистость, многообразие цветовых оттенков. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется, так как все свои, не соприкасающиеся с бумагой, осыпаются.
Цветные восковые мелки – изготавливаются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шероховатую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цвету рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают оттенков.
Акварель – водяные краски, французское слово (aguarell) и происходит от латинского слова agua – «вода». В качестве связующих веществ употребляется растительный клей с примесью мёда, сахара, глицерина. Красящий пигмент очень мелко растёрт. Основное свойство – прозрачность красящего слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой, так как происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования весь лист промывается водой. При накладывании цвета в акварели используется два способа: лессировка («работа по - сухому») и алла прима («работа по-сырому»).
Гуашь –французское слово (gouache) – непрозрачные акварельные краски. Она содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают её плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. При накладывании
Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя»,
«знамение», означавшим «создание образа», и «чертёж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово
«рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства при помощи композиции.
По мнению В.Б. Косминской, Н.Б. Халезовой [28], рисунок, как графическое изображение, является, прежде всего одним из видов художественного отображения действительности, то есть выступает в виде произведения искусства. По мнению Н.М. Сокольниковой, самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественным материалами, называют рисунками.
С.В. Погодина выделяет классические и неклассические техники рисования. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер А неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов. Например, рисование зубной щёткой, где ребёнок наносит ритмичные мазки и набрызги; штампотипия, где применяются печати ластика, полимеров, матрица из картона; монотипия – отпечаток нарисованного сюжета на вторую половину
листа бумаги, путём его сложения; граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью; рисование губкой, мятой бумагой и др.[36].
Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью, оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребёнка, позволяет в незатейливой форме познавать законы композиции, визуально воспринимать и фиксировать в изображении форму объекта, в том числе и симметричные, группы предметов, развивая композиционное мышление.
При использовании любой из техник рисунка в плоскостном изображении, В.Б. Косминская и Н.Б. Халезова [28] выделяют следующие этапы рисования:
-
Нахождение места предмета на листе бумаги в зависимости от его размеров и положения в пространстве. На данном этапе у детей младшего
школьного возраста развивается способность визуально воспринимать характер формы реальных объектов окружающей среды, в том числе группу предметов.
-
Расположение крупных частей (конструкция и пропорции). На данном этапе у детей младшего школьного возраста фиксировать форму объекта окружающей среды, в том числе симметричные формы, или изображаемую группу предметов как единое целое. -
Отработка деталей. На данном этапе у детей младшего школьного возраста развивается умение выделять композиционный центр, умение решать различные творческие задачи, используя основные средства композиции.
На каждом этапе важно учитывать законы композиции (целостность, подчинённость
второстепенного главному, уравновешенность), которые способствуют развитию композиционных навыков. Во время работы на каждом этапе изображения следует помнить основной принцип – идти от общего к частному, всё время держать в поле зрения весь предмет, а не только ту её часть, которая изображается в данный момент.
Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности[25]. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируется на бумаге. Рисунок выявляет отношение обучающихся к изображаемому. Их почерк отражает душевное состояние.
Личность ребёнка младшего школьного возраста, его отношение к миру, темперамент, вкус, движение руки всегда отражается в его творчестве, создают неповторимый стиль, почерк, по которому произведения легко узнаются. В процессе рисования, дети овладевают практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства,
применяют художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественных работ, умения компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ. Ж.-Ж. Руссо [35] говорил, что рисование развивает «верный глаз» и «гибкую руку», соответственно восприятие и мелкую моторику.
В.Б. Косминская и Н.Б.
Халезова считают [28], что для придания образу наибольшую выразительность в соответствии с задуманным содержанием, необходимо использовать разнообразные изобразительные средства: линию, свет, цвет, композицию, различные материалы. Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов работы над рисунком. Знание техники и применение того или другого материала позволяет наилучшим способом выявить этот материал. Рассмотрим некоторые материалы для рисования: карандаши, сангина, уголь, пастель, цветные восковые мелки, акварель, гуашь.
Карандаши – слово «карандаш» тюркского происхождения (kara –
«чёрный», «tas» «камень». При рисовании карандашом применяются различные способы закрашивания: тушевка (сплошное покрытие, одним тоном без нажима) и штриховка (покрытие закрашиваемой поверхности линиями, направленными в одну сторону). Силой надавливания на карандаш улавливает разную тональность цвета, формируя художественный вкус.
Уголь (родств. agnis – огонь) – материал для рисования в виде тонких палочек, сформированных из угольной массы с растительным клеем. Он имеет более чёрный цвет, чем естественный уголь. Основное выразительное свойство – бархатистость.
Сангина – слово происходит от латинского sanguis, что означает
«кровь». Сангина натуральная – минерал. Искусственная изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушевку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно-розоватого. Сангина даёт возможность применять растушевку, штрихи различной
интенсивности, разнообразные
пятна, так как штрих легко растирается. Рисунки углём и сангиной хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.
Пастель – слово происходит от итальянского pustello и означает –
«мягкие цветные карандаши». Она производится искусственным способом из различных красок. Основные выразительные свойства – нежность, бархатистость, многообразие цветовых оттенков. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется, так как все свои, не соприкасающиеся с бумагой, осыпаются.
Цветные восковые мелки – изготавливаются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шероховатую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цвету рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают оттенков.
Акварель – водяные краски, французское слово (aguarell) и происходит от латинского слова agua – «вода». В качестве связующих веществ употребляется растительный клей с примесью мёда, сахара, глицерина. Красящий пигмент очень мелко растёрт. Основное свойство – прозрачность красящего слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой, так как происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования весь лист промывается водой. При накладывании цвета в акварели используется два способа: лессировка («работа по - сухому») и алла прима («работа по-сырому»).
Гуашь –французское слово (gouache) – непрозрачные акварельные краски. Она содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают её плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. При накладывании