ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Производительность труда и методы её измерения ………………..
Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение
Рис.1.9. Уровневые разделы экономики труда
Фазы воспроизводства рабочей силы
Сокращение численности трудоспособ-ного населения
IЧ1 Неизменные способности к труду
IЧ1 Развивающи-еся способнос-ти к труду
Рис. 2.2. Виды воспроизводства рабочей силы
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве
Рис. 3.3. Структура Международной организации труда
Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда
Рис. 4.4. Схема формирования и условия изменения
Возрастная структура населения Российской Федерации,(%)
Рис. 4.5. Виды и компоненты трудового потенциала
Виды занятости и их характеристика
Основные направления работы по улучшению занятости населения
Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и
Рис. 5.1. Показатели и методы измерения
Расчёт технологической трудоёмкости изделий
Расчёт трудоёмкости управления
Кто = Фввр : Фвор ≈ Чвр : Чор;
Изменение затрат живого и прошлого труда
Рис. 6.4. Классификация резервов роста производительности труда
Рис. 12.3. Методы планирования фонда заработной платы
12.2.1. Методы укрупнённого планирования
фонда заработной платы
Укрупнённые методы расчётов применяются на стадиях предварительного планирования фонда заработной платы на достаточно длительную перспективу и позволяют ориентировочно определить общую сумму ФЗП всего персонала без расчленения её на отдельные элементы по видам выплат, категориям работников и структурным подразделениям. Поэтому укрупнённые методы планирования ФЗП называют ещё суммарными методами.
Наиболее распространённым в настоящее время методом укрупнённого планирования фонда заработной платы является метод прямого счёта. Он основан на прямой зависимости величины средств, необходимых для оплаты труда работников от их численности и среднего размера заработной платы. В связи с этим плановый фонд заработной платы (ФЗППЛ) рассчитывается умножением планируемой (предполагаемой) величины средней заработной платы одного работника (СЗПЛ) на плановую среднесписочную численность персонала (ЧПЛ):
ФЗППЛ = СЗПЛ * ЧПЛ.
При использовании этого метода у организаций и подразделений, для которых рассчитывается плановый фонд заработной платы, появляется заинтересованность в завышении плановой численности работников. Поэтому очень важно правильно определять плановую численность персонала с учётом реализации проектируемых программ повышения производительности труда, возможного увеличения или сокращения объёма выпуска продукции в связи с изменяющимися потребностями рынка.
Средняя заработная плата, участвующая в расчёте, либо берётся на уровне базисного периода по предприятию с корректировкой на ожидаемую инфляцию, либо принимается на уровне средней заработной платы, сложившейся на родственных предприятиях в данной местности с корректировкой на качество и индивидуальные результаты деятельности работников данного предприятия с учётом ожидаемых инфляционных процессов.
Ещё одним методом укрупнённого планирования фонда заработной платы персонала основной деятельности индексный метод
или планирование «от достигнутого уровня». Основой расчёта в этом случае является фонд заработной платы базисного периода (ФЗПБАЗ) – периода, предшествующего плановому. Если в базисном периоде имели место излишние и неоправданные выплаты (оплата брака, допущенного не по вине работников, сверхурочных часов, вынужденных простоев и т. п.), они должны быть исключены из базисного ФЗП, с тем чтобы не переносить их на планируемый период. Скорректированный таким образом базисный фонд заработной платы умножается на плановые индексы средней заработной платы (IсзПЛ) и средней численности (IЧПЛ):
ФЗППЛ = ФЗПБАЗ * IСЗПЛ * IЧПЛ .
Индекс численности может быть представлен как частное от деления планового индекса объёма производства (IoПЛ) на плановый индекс производительности труда (IПТПЛ):
.
Поскольку укрупнённые расчёты планового фонда заработной платы осуществляются, как правило, до конца предпланового периода, точная информация о фактическом расходовании заработной платы в базисном периоде обычно отсутствует. В этом случае в основу расчёта принимается так называемый ожидаемый фонд заработной платы базисного периода. Он представляет собой сумму уже известного фактического фонда заработной платы за прошедшую часть базисного периода и части планового фонда, оставшейся до конца базисного периода.
Наиболее прогрессивным и соответствующим условиям рыночной экономики среди укрупнённых методов является нормативный метод планирования фонда заработной платы. Сущность метода в установлении предприятию (подразделению) не планового фонда заработной платы, а норматива его формирования, на основе которого рассчитывается величина фонда.
Существуют две разновидности нормативного метода: планирование ФЗП по уровневыми по приростным нормативам. Уровневый норматив устанавливает планируемый расход заработной платы на единицу готовой продукции в натуральном измерении или на 1 рубль (на 1 тыс. руб.) продукции в стоимостном измерении. Плановый фонд заработной платы в этом случае рассчитывается умножением планового норматива расхода заработной платы (
НЗПЛ) на планируемый (или фактически достигнутый в плановом периоде) объём производства продукции (ОПЛ (Ф)):
ФЗППЛ = НЗПЛ * ОПЛ (Ф).
По своей сути норматив расхода заработной платы является показателем зарплатоёмкости единицы продукции или единицы объёма производства. В основе определения планового норматива лежит расчёт фактической зарплатоёмкости продукции в базисном периоде (НЗБАЗ). Для этого фонд заработной платы базисного периода, очищенный от излишних и нерациональных выплат, делится на объём производства продукции базисного периода (ОБАЗ):
.
Плановый норматив зарплатоёмкости рассчитывается путём корректировки базового норматива на соотношение планируемых темпов роста средней заработной платы и производительности труда, которое характеризует планируемое изменение зарплатоёмкости (IЗЁ):
.
Пример. В базисном периоде фактический фонд заработной платы, очищенный от излишних и нерациональных выплат, составил 6000 тыс. руб. Объём произведённой в базисном периоде продукции составил 20000 тыс. руб. В этом случае базовый норматив расхода заработной платы (зарплатоёмкости) составил 30 коп. на рубль продукции ( ).
В плановом периоде планируется повысить среднюю заработную плату на 5%, производительность труда – на 8% и выпустить продукции на 22000 тыс. руб. Плановый норматив расхода заработной платы составит 29,17 коп. , а плановый фонд заработной платы – 6417,4 тыс. руб. (0,2917*22000).
Приростный норматив устанавливается в процентах к величине базового фонда заработной платы и определяет размер его увеличения (уменьшения) за каждый процент увеличения (уменьшения) объёма производства в плановом периоде. При использовании приростного варианта нормативного метода плановый фонд заработной платы складывается из двух частей - базовой и приростной (∆ФЗП):
ФЗППЛ = ФЗПБАЗ + ∆ФЗП.
Именно приростная часть планового фонда заработной платы рассчитывается с использованием норматива: норматив прироста базового фонда заработной платы за каждый процент увеличения объёма производства (
Н∆ФЗП) умножается на планируемый процент увеличения объёма производства и на базовый фонд заработной платы:
.
В общем виде расчёт планового фонда заработной платы с использованием приростного норматива может быть представлен следующей формулой:
.
Пример. Если очищенный от излишних и нерациональных выплат базовый фонд заработной платы составил 6000 тыс. руб., норматив прироста ФЗП установлен в размере 0,695%, а увеличение объёма производства планируется в размере 10%, то плановый фонд заработной платы составит 6417 тыс. руб. .
Достоинство нормативного метода планирования заключается в том, что он ставит фонд заработной платы, которым может распоряжаться предприятие или его подразделения, в зависимость не от численности персонала, а от объёма произведённой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Если рост объёма производства достигается в результате повышения производительности труда и сокращения численности работников, появляется реальная возможность увеличения средней заработной платы работающих.
Однако действенность нормативного метода планирования ФЗП связана с выполнением следующих условий:
-
нормативы должны быть стабильными, долговременными, изменяться лишь в случае влияния на объём производства факторов, не связанных с трудовыми усилиями коллектива; -
нормативы формирования фонда заработной платы должны быть не индивидуальными, а групповыми – устанавливаться для группы предприятий или их подразделений, находящихся в одинаковых производственных условиях.
Ещё одним методом укрупнённого формирования фонда заработной платы является остаточный метод. Суть этого метода заключается в том, что на оплату труда может быть направлена та часть средств, поступивших на расчётный счёт предприятия от реализации продукции (работ, услуг), которая останется после возмещения всех материальных затрат, амортизационных отчислений, осуществления обязательных платежей (налоги, выплаты по обслуживанию взятых кредитов, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды), выплат, не относящихся к фонду заработной платы, формирования фонда накопления.
Основной недостаток остаточного метода заключается в том, что он ставит коллектив предприятия перед опасностью нехватки средств для расчёта с персоналом по заработной плате после выплаты всех обязательных платежей и налогов. Основному персоналу за работу гарантируется только предусмотренный законом минимум заработной платы, а выплата доплат, надбавок, премий производится в последнюю очередь при наличии нераспределённых средств фонда заработной платы.
Дополнительные средства на эти цели могут быть выданы банками за счёт свободных остатков резервного капитала предприятия, неиспользованных средств фонда накопления и за счёт помощи извне (из бюджета, от вышестоящих органов отрасли, от спонсоров). Однако на потребление не могут быть направлены незаработанные средства, как-то: арендная плата, выручка от продажи основных средств, амортизационные отчисления, средства целевых кредитов1.