ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 726
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, педагог, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени7. В концепции достижения качества образования, цель является не просто центральным понятием, а центральнымобъектомотслеживания. Цель должна конкретизировать уровень результата, который будет отслеживаться. Цель и результат должны быть охарактеризованы, описаны и
4 Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
5 Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 286 с.
6 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
7 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
измерены в одних единицах, или параметрах, спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика, педагога, образовательной организации. Речь идет о наивысших, возможных оптимальных результатах, достижение которых можно простроить в реальном процессе и отследить в любой момент времени. При этом, цель (и, соответственно, результат) должен быть представлен операционально, выражены в терминах внешней деятельностиобучающегося, педагога или образовательной организации
, которую можно предъявить в количественных и качественных показателях (результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; компетентность педагогических кадров; сохранность контингента школы; активность обучающихся и педагогов в школьной жизни; учебная мотивация; социальные поступки и др.). Следовательно, при формулировке цели всегда должен существовать понятный и ясный механизм, позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели.
Качество образования необходимо рассматривать с позиции обеспечения эффективностипроцессаи результатафункционирования и развития образовательной организации, в том числе:
Поскольку содержанием эффективности как управленческой категории
является соотношение результатов и затрат (в том числе и на управленческий труд), можно выделить внутреннюю и внешнюю эффективность управления.
Для обеспечения внутреннейэффективностиуправления должны учитываться три группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени. Эффективное использование ресурсов предполагает формирование и перераспределение оптимальной структуры ресурсов организации, нахождение возможности сбалансированного их пополнения и экономии ресурсов. Результат управленческой деятельности проявляется в результатах функционирования и развития организации – образовательных результатах, продуктах деятельности, реализации цели. Фактор времени находит свое
выражение в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала школы.
К внешнимфакторам, влияющим на эффективность управления образовательной организаций, можно отнести, социальную и методическую инфраструктуру, методологию образования, определяющую научный подход к управлению, информационную поддержку и др.8
Эффективность управления образовательной организацией – имеет две слагаемые:
При этом, важно учитывать следующие виды эффективности (результативности) деятельности образовательной организации:
Образовательнаяэффективностьопределяется на уровне детей, родителей, педагогов, управленцев, образовательных организаций в целом, как соотношение образовательного результата и затрат (финансовых, временных, кадровых и др.) на его достижение. Например, образовательная эффективность науровнедетейвыражена следующими показателями: результатами государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ; сохранностью контингента школы; повышением уровня общего развития и воспитанности детей; фактов построения индивидуальных образовательных маршрутов; повышении учебной мотивации; и др. На уровнепедагоговобразовательная эффективность может выражаться, например, в повышении уровня квалификации педагогических работников; в расширении профессионального общения и др. На уровнеродителей– в удовлетворенности условиями организации образования, способами взаимодействия с образовательной организацией; активности участия в проведении совместного досуга, и других показателях. На уровне образовательныхорганизацийобразовательная эффективность может выражаться в создании образовательной среды; расширении спектра сетевых образовательных планов и программ и др.
Социально-педагогическая эффективность может быть представлена в таких показателях, как способность детей самостоятельно выстраивать свои
жизненные планы, самоопределяться, самосовершенствоваться; повышение уровня ответственности детей за свое благополучие; повышении авторитета
8 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: электронная версия. – М., 2005.
детей; решении социальных проблем детей и проблем школьной неуспешности и др.
Экономическая эффективность – это способность системы получить как можно больше из достаточно ограниченных ресурсов; мера затрат на достижение поставленной цели; способность системы (не только экономической) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальный и фактический). При функционировании всегда возникает разрыв между потенциальнойифактическойэффективностью. Можно назвать следующие факторы разрыва: неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное количество выполнения принимаемых решений, недостаточное качество продукции; способность системы производить при ее изменении (при изменении условий функционирования) больший экономически эффект. Речь идет об эффективности изменения системы. Эффективность выявляется при сопоставлении конечных и начальных условий.
Таким образом, эффективностьпроцессауправления– это степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения необходимого результата. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику процесса развития
4 Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
5 Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 286 с.
6 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
7 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
измерены в одних единицах, или параметрах, спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика, педагога, образовательной организации. Речь идет о наивысших, возможных оптимальных результатах, достижение которых можно простроить в реальном процессе и отследить в любой момент времени. При этом, цель (и, соответственно, результат) должен быть представлен операционально, выражены в терминах внешней деятельностиобучающегося, педагога или образовательной организации
, которую можно предъявить в количественных и качественных показателях (результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; компетентность педагогических кадров; сохранность контингента школы; активность обучающихся и педагогов в школьной жизни; учебная мотивация; социальные поступки и др.). Следовательно, при формулировке цели всегда должен существовать понятный и ясный механизм, позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели.
Качество образования необходимо рассматривать с позиции обеспечения эффективностипроцессаи результатафункционирования и развития образовательной организации, в том числе:
-
целидолжны отвечать запросам к системе образования со стороны основных заказчиков (учредителей, общества, детей, родителей, педагогов); -
содержание образовательной деятельности должно соответствовать целям, социальному заказу, современным требованиям к образованию, определенными с позиции ФГОС, национальных проектов и других документов, регламентирующих государственную политику в сфере образования; -
технологии(методы)деятельностидолжны соответствовать целям, содержанию, современным требованиям к образованию; -
системаобеспечения(методического,материально-технического,кадрового, психологического и т.д.) должна быть направлена на реализацию целей, содержания, технологий образования и т.д. -
результатбудетэффективным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия.
Поскольку содержанием эффективности как управленческой категории
является соотношение результатов и затрат (в том числе и на управленческий труд), можно выделить внутреннюю и внешнюю эффективность управления.
Для обеспечения внутреннейэффективностиуправления должны учитываться три группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени. Эффективное использование ресурсов предполагает формирование и перераспределение оптимальной структуры ресурсов организации, нахождение возможности сбалансированного их пополнения и экономии ресурсов. Результат управленческой деятельности проявляется в результатах функционирования и развития организации – образовательных результатах, продуктах деятельности, реализации цели. Фактор времени находит свое
выражение в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала школы.
К внешнимфакторам, влияющим на эффективность управления образовательной организаций, можно отнести, социальную и методическую инфраструктуру, методологию образования, определяющую научный подход к управлению, информационную поддержку и др.8
Эффективность управления образовательной организацией – имеет две слагаемые:
-
эффективностьрезультатовдеятельностиобразовательной организации (результаты ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), ВПР по предметам и предметным областям, результаты воспитания и развития обучающихся; сохранность контингента в школе, участие детей в олимпиадах и др.); -
эффективность организации процессов управления (создания системы условий – финансовых, кадровых, мотивационных, информационных, методических, нормативных и др.);
При этом, важно учитывать следующие виды эффективности (результативности) деятельности образовательной организации:
-
образовательную эффективность; -
социально-педагогическую эффективность; -
экономическую эффективность.
Образовательнаяэффективностьопределяется на уровне детей, родителей, педагогов, управленцев, образовательных организаций в целом, как соотношение образовательного результата и затрат (финансовых, временных, кадровых и др.) на его достижение. Например, образовательная эффективность науровнедетейвыражена следующими показателями: результатами государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ; сохранностью контингента школы; повышением уровня общего развития и воспитанности детей; фактов построения индивидуальных образовательных маршрутов; повышении учебной мотивации; и др. На уровнепедагоговобразовательная эффективность может выражаться, например, в повышении уровня квалификации педагогических работников; в расширении профессионального общения и др. На уровнеродителей– в удовлетворенности условиями организации образования, способами взаимодействия с образовательной организацией; активности участия в проведении совместного досуга, и других показателях. На уровне образовательныхорганизацийобразовательная эффективность может выражаться в создании образовательной среды; расширении спектра сетевых образовательных планов и программ и др.
Социально-педагогическая эффективность может быть представлена в таких показателях, как способность детей самостоятельно выстраивать свои
жизненные планы, самоопределяться, самосовершенствоваться; повышение уровня ответственности детей за свое благополучие; повышении авторитета
8 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: электронная версия. – М., 2005.
детей; решении социальных проблем детей и проблем школьной неуспешности и др.
Экономическая эффективность – это способность системы получить как можно больше из достаточно ограниченных ресурсов; мера затрат на достижение поставленной цели; способность системы (не только экономической) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальный и фактический). При функционировании всегда возникает разрыв между потенциальнойифактическойэффективностью. Можно назвать следующие факторы разрыва: неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное количество выполнения принимаемых решений, недостаточное качество продукции; способность системы производить при ее изменении (при изменении условий функционирования) больший экономически эффект. Речь идет об эффективности изменения системы. Эффективность выявляется при сопоставлении конечных и начальных условий.
Таким образом, эффективностьпроцессауправления– это степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения необходимого результата. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику процесса развития