Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 720

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При построении образовательного пространства школы, функционирующей в сложных социальных условиях и наполнения его необходимым содержанием образования важно учитывать особенностицелевых групп детей в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами, например:

  • для одаренныхдетейважно создать избыточноеинформационноепространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей за пределами стандарта образования, а также адаптивноепространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых (родителей, педагогов и др.);

  • для детейсОВЗважно создавать принимающееиадаптивноепространство, наполненное информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение;







24 Золотарева А.В. Реализация принципа неформализации образования. // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. – Ярославль: ГАОУ ЯО ИРО, 2014 С. 34-37

25 Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Москва Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006. 340 с.

  • для детей,оказавшихсявсложнойсоциальнойситуации(дети- мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное,поликультурное(полисферное),полиобразовательноепространство.




      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Меры по повышению качества преподавания


Реализация ФГОС и новых предметных концепций определяет необходимость достижения комплексного результата, который включает в себя предметный, метапредметный и личностный результаты. Если предметные образовательные результаты и способы их достижения достаточно хорошо понятны школьным учителям, то метапредметные и личностные результаты, пока не осознанны и не приняты учительством как цель педагогической деятельности. Метапредметная ориентация образования на достижение надпредметных умений и навыков, освоение универсальных учебных действий была заявлена актуальной еще стандартами предыдущих поколений, но впервые понятие «метапредметные результаты» нормативно закреплено только в новых стандартах всех уровней образования. Вместе с тем, именно «непредметные» результаты обучения не уступают по значимости для профессиональной деятельности, личностного становления человека: информационные, коммуникативные, креативные и др. Совершенно очевидно, что достижение медапредметных результатов невозможно только средствами формального образования. Здесь необходимо использовать возможности непрерывного образования, обладающего реальным метапредметным потенциалом, как в рамках внеурочной деятельности в системе общего образования, так и в рамках системы дополнительного образования детей.

Характеристики метапредметности имеют дополнительные общеобразовательные программы, которые должны быть направлены на освоение на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов
деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; на формирование мышления, которое может быть развернуто на любом предметном материале; на формирование способности учиться, сотрудничать, договариваться, самостоятельно определяться и действовать независимо, продуктивно, творчески. При этом, педагоги должны использовать в образовательной практике интегрированные занятия, применять технологии коллективных творческих дел, проектной и исследовательской деятельности, ТРИЗ, смыслового чтения, кейс-технологии и др.

К наиболее эффективным способам повышения качества преподавания можно отнести применение педагогами ряда современных образовательных технологий:

  • метапредметныеобразовательныетехнологии,предполагают использование на базе одного, нескольких или всех учебных предметов метапредметных тем («Пространство и время», «Мир как система систем»,

«Знание — незнание», «Модель — способ — рисунок», «Порядок и хаос» и др.) метапредметных уроков («Определение и понятие», «Постановка проблемы», «Знание и информация», «Модель и способ», «Рисунок и схема»,

«Цель и задачи», «Содержание и форма»), метапредметных курсов (элективные и факультативные), метапредметных технологий (учебное проектирование, смысловое чтение, дискуссионные технологии);

  • технологии формирующего оценивания, где субъектами оценки могут быть не только учителя, но и ученики и родители; формирующее оценивание позволяет переориентировать предмет оценивания от оценки знаний и умений


  • к оценке индивидуального прогресса; к техникам формирующего оценивания можно отнести самооценивание (например, «Портфолио»,

«Недельный отчет», «Лист индивидуальных достижений» и др.) и взаимооценивание (например, «Карта понятий», «Цепочка заметок»,

«Матрица запоминания», «Направленная расшифровка» и др.)26

    • технологиидистанционногообученияприменяются при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников в условиях информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, а также внешних электронных сервисов (Российская электронная школа, портал «Билет в будущее», Якласс, Учи.ру, Яндекс.Учебник, онлайн школа Skyeng, платформа новой школы (Сбербанк), издательство «Просвещение», интернет-сервис Skype и др.);

    • технологииинтеграцииобщегоидополнительногообразования, которые рассматриваются как совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов. К технологиям интеграции можно отнести: проектные технологии (подготовка и защита творческих проектов, в том числе с компьютерной презентацией); дискуссионные технологии (дебаты, «защита нападение», «урок суд» и др.); игровые технологии, среди которых деловые игры (например, урок – исследование, урок – экскурсия), ролевые игры (например, урок – пресс-конференция, урок – театрализация), уроки – познавательные игры (или использование на уроке познавательных игр как элемента учебного занятия): «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда? и др.; предметные технологии (например, изготовление поделок, наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников и др.); технологии комплексного характера (интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчет, общественный смотр знаний и др.); интегративные