ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 718
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Анализ практики школ, стабильно демонстрирующих низкие результаты обучения, показывает, что практически все эти школы работают в условиях сложных социальных контекстов, к которым можно отнести: проблемы низкого уровня образования и образовательных потребностей семей обучающихся; удаленность школы от культурных центров и нахождение в труднодоступных территориях; малокомплектность школ; наличие детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты, сироты и др.), детей с ОВЗ; высокий уровень девиантности обучающихся и др.
В этих условиях снижение учебных достижений школ представляется результатом того, что, работая в неблагоприятных социальных условиях, они сталкиваются с наиболее проблемным контингентом учащихся, не имея необходимого для этого потенциала: кадровых ресурсов, образовательных и управленческих стратегий.
Для того, чтобы определить, какие меры необходимо реализовать для перехода школы в эффективный режим работы, необходимо провести анализ контекстных характеристик школ и их ресурсных дефицитов. Определение управленческих мер можно осуществить в отношении наиболее значимых проблем целевых групп обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации:
-
детей, оставшиеся без попечения родителей; -
детей - инвалиды; -
детей, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; -
детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; -
детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; -
детей, оказавшихся в экстремальных условиях; -
детей - жертвы насилия; -
детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; -
детей, находящихся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; -
детей, проживающих в малоимущих семьях; -
детей с отклонениями в поведении; -
дети, проживающие в отдаленных сельских территориях.
Рассмотрим особенности организации работы в ШНОР и ШНСУ с основными категориями детей, (дети с ОВЗ, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обучающиеся в сельской школе), которые необходимо учитывать при разработке программы перехода школы в эффективный режим работы.
1). Целевая группа детей с ограниченными возможностями здоровья.При определении особенностей работы с детьми группы ОВЗ важно понимать, что не всякий ребенок, нуждающийся в создании специальных условий для получения образования имеет подтвержденный документально статус инвалида или ребенка с ОВЗ, и, наоборот, не всякий инвалид будет нуждаться в создании специальных условий для получения образования. Например, ребенок-диабетик или с ДЦП может иметь сохранный интеллект, что позволяет осваивать дополнительную общеобразовательную программу на общих основаниях. При этом другой ребенок может не иметь ни того ни другого статуса, но проявлять себя таким образом, что без создания специальных условий его образование неосуществимо.
Можно выделить следующие особыеобразовательныепотребностидетей сОВЗ:
-
потребность в специальных коррекционных занятиях, курсах, повышающих функциональность дефицитарных качеств ребенка, например, развитие («запуск») речи, развитие (коррекция) эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, социально-бытовая ориентировка, коррекционная ритмика, развитие сенсорных процессов и т.д.; -
потребность в индивидуализации обучения: создание индивидуального образовательного маршрута, индивидуальные занятия и занятия в малых группах, диагностика и мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ; -
потребность в использовании педагогом специальных методов, приемов и средств обучения с учетом особенностей восприятия мира и коммуникации ребенка с ОВЗ (в том числе специализированные компьютерные технологии); -
потребность в особой временной организации образовательной среды, предотвращающий перегрузки (чередование видов деятельности, продолжительность занятий, продолжительность реализации программы и др.); -
потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении, в привлечении специалистов и сотрудников, обеспечивающих комплексную поддержку адаптации и развития ребенка с ОВЗ в образовательной организации (логопед, дефектолог, психолог, тифлопедагог, сурдопедагог, тьютор, ассистент и др.); -
потребность в пространственной организации образовательного пространства (зонирование помещения, архитектурная доступность); -
потребность в организации принимающей социальной среды, обеспечивающий позитивный психологический климат в детском объединении; -
потребность в социальной адаптации в условиях образовательной организации и за её пределами; -
потребность во включении семьи в процесс образования ребенка (психолого-педагогическая поддержка родителей, гармонизация детско- родительских отношений); -
потребность в специальной работе по профессиональной ориентации и развитию трудовых навыков46.
Кроме этого, следует подчеркнуть, что для детей с ОВЗ также необходимо удовлетворение потребностей, свойственных всем детям: в безопасности, психологическом и физическом комфорте, в безусловном принятии, в принадлежности к группе, в привязанности, в устойчивых эмоциональных связях со значимыми взрослыми и сверстниками, в развитии, в признании, в самоидентификации и самореализации.
Педагогические средства, которые должен применять педагог в процессе повышения качества образования детей с ОВЗ, могут иметь особенности:
А) в формах и методах обучения:
-
освоение образовательной программы может происходить совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах, а также в рамках индивидуальной работы, как в учреждении, так и по месту жительства. Практика инклюзивного образования показывает высокую эффективность организации занятий на базе специализированных организаций для детей с ОВЗ; -
ребенок с ОВЗ может обучаться в по основным образовательным программа, а также для него могут быть созданы условия для обучения, как по адаптированным общеобразовательным программам, так и по
46 Горюшина Е. А., Гусева Н. А., Румянцева Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2018. –
103 с.
адаптированным дополнительным образовательным программам по всем направленностям дополнительного образования (художественной, спортивной, естественно-научной, социально-педагогической, эколого- биологической, туристско-краеведческой);
-
организация эффективных клубных форм, общественных объединений (организаций), социального партнерства с некоммерческими организациями; -
реализация краткосрочных событий: спектакли, праздники, соревнования, фестивали, мастер – классы, открытые уроки и семинары и т.п.; -
применение интегрированных форм социально-психологического консультирования и педагогического сопровождения: социальные пробы, профпробы, тренинг, социодрама, арттерапия, кинеститерапия, сказкотерапия, изотерапия, продуктивные виды диагностики и т.п.
Б) в формах и методах развития:
-
методы творческой реабилитации: участие в концертах, выставках, конкурсах, соревнованиях, в детской телерадиожурналистике и литературном творчестве и др. -
методы лечебной физкультуры, адаптивного спорта: гимнастика, контролируемые физические нагрузки, участие в соревнованиях паралимпийских видов спорта и т.д. -
методы развития коммуникации: логопедические, информационно- телекоммуникационные, ведение блога, дистанционные, жестовый язык и т.д. -
методы социальной адаптации: социальный навигатор, программы сетевого взаимодействия, тьюторское сопровождение, социально-бытовая реабилитация и т.д.; -
формы консультирования: семейного, профессиональной ориентации, медико-психолого-педагогического консилиума;
В) в формах и методах воспитания:
-
методы формирования сознания, отношений и поведения; -
формы социальной активности: групповые проекты, участие в детских общественных организациях, акциях, событиях местного социума, развитие лидерских качеств; клубы, детские организации; -
участие обучающихся как имеющих ограничения здоровья, так и без них, в волонтерской деятельности, наставничестве, -
методы социально-педагогического сопровождения: осознание индивидуальности и жизненных ориентиров, ценностей, планирование жизни, древо целей; -
методы формирования здорового и безопасного образа жизни: профилактические беседы, социальная реклама, спортивные праздники и др.
Управленческие меры, обеспечение повышение качества и доступности образования для детей с ОВЗ могут включать в себя следующие действия:
-
разработку и реализацию различных форм и методов для детей с различными видами ОВЗ в инклюзивной группе; -
создание рабочих групп или методических объединений для разработки методического обеспечения и контрольно-измерительных материалов в доступной форме для детей с ОВЗ; -
организация партнерских отношений и регламентов взаимодействия со специалистами ДОД или иных организаций и служб, работающих с детьми с ОВЗ; -
проектирование и внедрение модулей или новых программ для обучающихся с ОВЗ; -
обеспечение контроля достижения результатов обучающимися с ОВЗ, создание реестров, баз данных, описание лучших практик; -
обеспечение контроля наличия специальных средств обучения детей с ОВЗ и специальных условий в школе; -
введение в штат специалистов для сопровождения образования детей с ОВЗ, выявлении нарушений или отклонений в развитии обучающихся, разработки мер по повышению качества работы с детьми с ОВЗ; -
формирование интегрированного заказа обеспечивающим службам для повышения качества работы с детьми с ОВЗ:
методическойслужбе– формирование информационной базы по работе с детьми с ОВЗ, обобщение опыта работы и организация разработки методической темы «Повышение качества образования детей с ОВЗ в школе», обучение кадров по проблемам работы с детьми с ОВЗ, помощь в разработке программ социальной