Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 712

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.


При оценке качества образования в школе учитывается результативность работы с одаренными детьми, в первую очередь, их образовательная активность, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и других формах демонстрации образовательных достижений.

Непрерывность развития одаренного ребенка должна осуществляться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённого обучающегося должно быть организовано, исходя из особенностей развития интеллектуальной, конструкторско-технической, спортивной, социальной, художественной и др. видов одарённости.

К образовательнымпотребностямодаренныхдетейможно отнести: высокие интеллектуальные и познавательные потребности обучающихся; повышенную эмоциональную и социальную чувствительность; проблемы социального взаимодействия и экономического характера.

Для повышения результативности работы с одаренными детьми в школе могут применяться следующие педагогические
средства:

  • методытворческогохарактера проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские; проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы (Д.Б.Богоявленская)38.

  • технологияразвитиягибкостимышлениядетей с использованием комбинаторных заданий (Е.С.Ермакова,И.Б.Румянцева,И.И.Целищева)39;

  • технологияразвитиякритическогомышления, педагогическая технология «Дебаты», учебные дискуссии, технологии проектной деятельности, технологии обогащения (спецкурсы), технологии работы с документами, технологии индивидуальной и групповой работы (Е.Г.Хоруженко)40;







37 Концепция и модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ: Монография / Под ред. А.В. Золотаревой, Л.В. Байбородовой, Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2018. 483 с.

38 Рабочая концепция одаренности [Текст] / Ю.Д. Бабаева и др.; Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор); В. Д. Шадриков (научный редактор). 2-е изд., доп., перераб. –– М., 2003. – 90 с.

39 Ермакова, Е.С., Румянцева, И.Б., Целищева, И.И. Развитие гибкости мышления детей младшего школьного возраста с использованием комбинаторных заданий [Текст] // Одаренные дети. - №2. – 2016. С.74-82

40 Хоруженко, Е.Г. Современные технологии в работе с одаренными детьми [Текст] // Одаренные дети. - №1. –

2016. С.38-41

  • информационныетехнологии(формы применения: электронные справочники, презентации, электронные практикумы, дистанционные олимпиады, дистанционное образование, электронные тесты, дистанционные проекты, интернет-ресурсы, электронные учебники и т.д.) (Е.И. Беляева, Е.Ю.Иванова,Е.Г. Хоруженкои др.);

  • технологиитьюторскогосопровожденияодаренныхдетей(А.В.Золотарева,Е.Н.Лекомцева,А.Л.Пикина) 41;

  • технологиипоисково-исследовательскойдеятельности, технология решения проблемных интеллектуальных задач (И.С.Морозова,О.Ф.Григорьева)42;

  • технологиииндивидуализацииобразовательногопроцесса(Л.В.Байбородоваидр.)43.

Для повышения результативности работы с одаренными детьми в программу перехода школы в эффективный режим работы можно включить следующие меры:

  • организация работы школьных площадок для проявления одарённости (каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; детские научно- практические конференции и семинары, интернет-игры, предметные декады, факультативы и элективные курсы и т.д.44;45):

  • использование разнообразныхформподдержкиодарённых детей (стипендии, моральные стимулы и др.);

  • проведение психолого-педагогическогомониторингаразвитияидостиженийодаренныхдетей; ведение реестров, практик, демонстрации достижений одаренных детей;

  • создание индивидуальныхобразовательныхпрограммобучения и воспитания одарённых детей, реализация этих программ в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся;

  • создание ситуацийуспехав процессе учебной и внеучебной деятельности, ориентированных на усиление мотивационной основы их активности (формирование чувства успешности через обеспечение участия детей в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях);








41 Золотарёва, А.В., Лекомцева, Е.Н., Пикина, А.Л. Тьюторское сопровождение одарённого ребёнка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст]: учебное пособие / А.В. Золотарёва, Е.Н. Лекомцева, А.Л. Пикина; под ред. А.В.Золотарёвой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. 287 с

42 Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методические рекомендации / авторы-сост.: И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. 45 с.

43 Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2011. - 281 с.

44 Беляева, Е.И., Иванова, Е.Ю., Порошина, О.Д., Почикеева, Е.Л. Организация деятельности по работе с одаренными детьми [Текст] // Одаренные дети. - №5. 2016. – С.32-36

45 Журба, Н.Н. Организация работы педагога - воспитателя с одаренными детьми [Текст]: учебно- методическое пособие. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2012. 168 с.

  • осуществление партнёрства с родителями одарённых обучающихся: оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям); проведение семинаров и консультаций для родителей по выявлению и поддержке одарённых детей в семье; расширение содержания и направлений совместной деятельности школы с семьёй; проведение диагностических методик на выявление уровня родительской компетентности по организации семейного воспитания одарённых детей; проведение социально-педагогического анализа взаимоотношения в семьях одарённых обучающихся; организация семейных клубов для одарённых обучающихся; ведение банка данных о работе с родителями одарённых обучающихся; выявление удовлетворённости родителей организацией работы с одарёнными детьми в учреждении;

  • разработкапакеталокальныхактов: школьной целевой программы


«Одарённые дети»; положений о конкурсах, олимпиадах, исследованиях, проектах, стипендиях и др.; положений о педагогических конкурсах по сопровождению одаренных детей в школе;

  • повышениепрофессиональногомастерствапедагоговв вопросах работы с одаренными детьми (направление на курсы ПК, семинары, мастер- классы, стажировки, внутришкольные формы обучения, самообразование и др.);

  • стимулированиепедагогов, благодаря которым школьники добились высоких результатов, например, через эффективный контракт или другие выплаты стимулирующего характера.



      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27