Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

совещаниях и педагогических советах школы, могут быть созданы мастерские, лаборатории, проведены семинары, «круглые столы» по обсуждению результатов исследования и др.;

  • организация коллективной разработки программы перехода школы вэффективныйрежимработы(создание временного научно- исследовательского коллектива учреждения, проведение малых педагогических советов, мастерских, лабораториий; отчеты на административных совещаниях; подготовка больших педагогических советов или конференции по обсуждению основных результатов разработки и реализации программы и др.);

  • обобщение и пропаганда передового опыта, лучших практик школы через сайт, публикации в журналах, в СМИ, участие в обменах опытом и т.д.

3). Организациявзаимодействияпедагогическомколлективепредполагает формирование организационной структуры, штатного расписания, введения должностей, а также разных форм взаимодействия в коллективе для обеспечения перехода школы в эффективный режим работы. На эффективность деятельности школы влияют реальные взаимоотношения между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностей. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования и развитие организации в большей мере, чем формальное распределение обязанностей.

Для организации эффективного взаимодействия в коллективе школы можно предложить следующие мероприятия:

  • введениевштатшколыузкихспециалистов(педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) для обеспечения повышения качества образования в школе в условиях сложных социальных контекстов и работы с целевыми группами детей, находящихся в сложных условиях (дети с ОВЗ, дети-мигранты, девианты, сироты и др.)

  • создание в структуре школы проектных или матричных элементов проектные, творческие, научно-исследовательские группы; советы, комиссии, интегрированные объединения и другие временные или постоянные образования, направленные на решение приоритетных проблем деятельности школы; при этом, преобразование структуры должно идти не столько сверху, сколько снизу, по инициативе членов коллектива и для обеспечения эффективного взаимодействия;

  • обновление должностных обязанностей педагогов и сотрудников школыв соответствии с приоритетами перевода школы в эффективный режим работы;

  • созданиеразныхпрофессиональныхобъединенийпедагогов лабораторий, мастерских, советов, комиссий и других форм трудовых зависимостей и сообществ (ассоциаций, сетевых объединений и др.);


- организация сотрудничества в коллективе школы - обоюдовыгодное, добровольное взаимодействия педагогических работников в ходе решения общей задачи или совместного движения к цели; создание «сотворческихкоманд» для инновационных поисков коллектива школы;

- создание системытрудовыхзависимостейпедагогов; совместная деятельность, общение, творчество, совместное решение общих задач необходимое условие успешной деятельности педагогического коллектива. К формам трудовых зависимостей в педагогическом коллективе можно отнести: деятельностьоргановуправленияисамоуправления, (координационный совет, творческий совет и др.); взаимодействиеврамкахколлегиальныхорганов советов, комиссий, комитетов (советы - административный, художественный, методический, экспертный и др.; комиссии по трудовым спорам, социальным вопросам, назначению стипендий и др.); взаимодействиеврамкахтворческихгрупп,методическихобъединений,мастерскихилабораторий (содержанием работы педагогических мастерских и лабораторий может быть обсуждение актуальных проблем повышения качества образования; проблем работы с особыми категориями детей; проблем новых педагогических технологий, и др.); взаимодействиенауровнесетевыхиинтегрированныхпрограммшколы; межличностноевзаимодействиепедагоговосуществляется для решения проблем личностного и профессионального роста педагогов

(наставничество и стажировка, педагогический клуб, проведение совместного досуга молодежи и др.).55

      1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27

Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы


Существует мнение, что «нигде качество школьной жизни не превышает качество подготовки учителей. В лучших системах тщательно отбирают и обучают преподавательский состав, помогают учителям, особенно молодым, сталкивающимся с трудностями, повысить квалификацию»56. Поэтому, одной из важнейших мер, направленных на перевод школ в эффективный режим работы, должна стать деятельность управленческой команды по обеспечениюнепрерывногопрофессиональногоразвитияпедагогическихкадровшколы.

Международное исследование, проведенное в 2014-2017 г.г. по инициативе Global Education Futures, актуализирует массовый спрос на

«компетенции будущего», к которым авторы относят различные профессиональные (жесткие, hard) компетенции и знания, связанные с изменениями в технологиях и организации работы, а также надпрофессиональные («мягкие», soft) универсальные компетенции, которые можно применять во всех профессиях, социальных и личных ситуациях 57 . Современный педагог должен овладеть комплексом профессиональных компетенций, который сегодня содержит, как предметные компетенции (безусловное владение современным содержанием предмета и способами его





55 Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.

56 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. Москва: Издательство

«Национальное образование», 2019. С.71

57 Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures / под ред. П. Лукша, П. Рабиновича, А. Асмолова. М.: Российский учебник, 2018

передачи ученику), так и специальные психолого-педагогические компетенции, так и метапредметные компетенции, как способность и готовность педагога к решению универсальных профессиональных педагогических задач, связанных с ключевыми умениями и навыками работать с информацией, проводить исследование, выстраивать эффективную коммуникацию, реализовывать функции управления и самосовершенствоваться сфере цифровой дидактики, дидактики открытого образования, социально-сетевого проектирования и др.58.

Предоставление многообразия форм непрерывного профессионального развития педагогических кадров дает возможность для выбора условий, тематики, опыта, которые наиболее подходят педагогу, то есть обеспечивают вариативность развития. Для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в школе может быть реализован следующий комплекс мероприятий;

  • диагностика профессиональных компетенций педагогов (тестирование, анкетирование, собеседования, экспертный анализ состояния управленческой и педагогической деятельности и др.), выявление потребностей и профессиональных дефицитов педагогов, анализ результатов диагностики позволит выявить основные проблемы и трудности профессиональной деятельности членов педагогического коллектива; проведение анализа образовательной ситуации в учреждении, в том числе, традиционный статистический анализ, анализ наблюдения администрации в ходе внутреннего контроля, анализ диагностики (самодиагностики) профессиональных проблем и затруднений педагогических работников, обобщения сведений об индивидуальных проблемах педагогов; формирование целевых показателей работы по профессиональному развитию педагогического коллектива школы;

  • разработка индивидуальныхпрограммпрофессиональногоразвитияпедагогов на основе результатов самодиагностики профессиональных потребностей и дефицитов; создание условий для самообразования педагогов (формирование информационно-методических баз, банков, реестров, библиотечных фондов и др.);

  • включение в программы профессионального развития управленцев и педагогов повышениеквалификациипо таким темам, как «Педагогические стратегии улучшения качества преподавания в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», «Анализ и интерпретация данных в деятельности школы», «Педагогические стратегии повышения качества обучения», «Управление процессом профессионального развития педагогов школ при переходе в эффективный режим работы» , «Актуальные проблемы повышения качества образования и подготовки в ГИА», «Разработка и реализация программ перехода школ в эффективный режим работы»,