ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 716
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
образовательной организации, качественную и количественную стороны. При этом, перевод школы в эффективный режим работы (функционирования и развития) следует рассматривать как особый механизмуправления, направленный на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования. Причем только целевое управление, подразумевающее диалектическую взаимосвязь «цель – процесс (средства) – результат», позволит избежать в управлении декларативного провозглашения целей и не сводить все свои управленческие усилия к эффективности получения результатов.9
Разработка программы перехода школы в эффективный режим работы относится к механизмам внутришкольного управления, которое определяется как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса с целью достижения оптимального результата 10 . Целью перехода школы в эффективный режим работы (функционирования и развития) должно быть изменение результативности деятельности организации на основе изменений в количественных и качественных характеристиках, как системы деятельности в целом, так и его отдельных
9 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
10 Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / под ред. Н.В. Горбуновой. – М.: Новая школа, 1995.
компонентов и субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
В процессе управления развитием школы проявляются процессы функционирования и развития. При этом, режим функционирования, предполагает выявление и отслеживание проблем и опасностей работы школы в соответствии со стандартными, традиционными требованиями к школе, предъявляемыми актуальной нормативной базой системы образования. Режим функционирования имеет долгосрочный характер и постоянный набор показателей. Режим развития, предполагает
выявление и отслеживание изменений в деятельности учреждения на основе нововведений, обеспечивающих большую эффективность деятельности, что обязывает административную команду совершать такие действия, которые позволяют прогнозировать изменения в образовательных потребностях, проявлять опережающую реакцию на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию образовательного потенциала школы и повышению уровня его использования для достижения качества образования. Режим развития прекращает свое существование, когда проблема развития решена 11.
Поскольку образовательная организаций представляет собой целостную социально-педагогическую систему, управление ею требует адекватного, системного подхода (Т.И.Шамова,П.И.Третьяков,Н.П.Капустин,Р.Х.Шакуровидр.). Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Системное видение действительности – особая познавательная технология, теоретическая предпосылка перестройки управления образовательной организацией. Перевод школы в эффективный режим развития требует перестройки и, следовательно, системного подхода к управлению с учетом взаимосвязи всех подсистем, процессов и явлений. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (в преподавании предметов, между учителями, учениками и т.д.).
При этом необходимо учитывать тот факт, что формирование системы перехода школы в эффективный режим работы происходит в ситуации трех
интегральныхпараметровсреды–неопределенности,сложностиидинамичности. Неопределенность может возникать на фоне информационных проблем – недостаточности, избыточности или недостоверности информации, носителями которой являются люди – дети, родители, общественность. Сложностьобъясняется большим количеством факторов, которые необходимо учесть в процессе принятия решения о мерах воздействия – факторов и ресурсов внешней среды, ограничений и возможности деятельности школы, особенностей субъектов управления и других факторов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Динамичностьсреды
11 Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. 96 с.
оказывает влияние на выбор управленческой меры воздействия в силу высокой степени изменчивости внутренних и внешних факторов, необходимости прогнозировать их возможные изменения.12 Для уменьшения проблем неопределенности, сложности и динамичности среды необходимо проводить тщательные исследования социального заказа, факторов и условий внешней и внутренней среды школы, строить прогнозы их изменения и взаимного влияния.
Если учебные достижения школы стабильно снижаются в течение определенного периода времени — целесообразна разработка и реализация программ перехода школы в эффективный режим работы (программ
улучшения), включающих комплекс мер, интенсивных и ограниченных по срокам реализации.
Школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях, могут обеспечивать своим ученикам достаточно высокий уровень достижений, не проигрывая более благополучным образовательным учреждениям, если последовательно и системно реализуют образовательные стратегии, обеспечивающие эффективный режим работы. Эти стратегии являются основой для программ улучшения. В качестве основных направлений стратегий перехода школ в эффективный режим работы исследователями (США, Великобритания, ФРГ, РФ) рассматриваются изменения в качестве управления и в качестве преподавания, что повлечет за собой изменения в качестве образования. Правильно выбранная стратегия, помогает школам с максимальной пользой использовать ресурсы, провести значительные культурные изменения и найти новые способы работы школьного педагогического коллектива, а учителям — сконцентрировать совместные усилия на учении и преподавании. Стратегия задает новые модели школьной деятельности, служит для образовательных учреждений средством эффективного управления ресурсами и повышения результатов, создавая условия для успешной работы.
Переход в более эффективный режим работы требует от школ чрезвычайных усилий. От вклада всех элементов системы деятельности образовательной организации зависит
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Что следует понимать под «программой перехода школы в эффективный режим работы»?
Разработка программы перехода школы в эффективный режим работы относится к механизмам внутришкольного управления, которое определяется как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса с целью достижения оптимального результата 10 . Целью перехода школы в эффективный режим работы (функционирования и развития) должно быть изменение результативности деятельности организации на основе изменений в количественных и качественных характеристиках, как системы деятельности в целом, так и его отдельных
9 Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
10 Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / под ред. Н.В. Горбуновой. – М.: Новая школа, 1995.
компонентов и субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
В процессе управления развитием школы проявляются процессы функционирования и развития. При этом, режим функционирования, предполагает выявление и отслеживание проблем и опасностей работы школы в соответствии со стандартными, традиционными требованиями к школе, предъявляемыми актуальной нормативной базой системы образования. Режим функционирования имеет долгосрочный характер и постоянный набор показателей. Режим развития, предполагает
выявление и отслеживание изменений в деятельности учреждения на основе нововведений, обеспечивающих большую эффективность деятельности, что обязывает административную команду совершать такие действия, которые позволяют прогнозировать изменения в образовательных потребностях, проявлять опережающую реакцию на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию образовательного потенциала школы и повышению уровня его использования для достижения качества образования. Режим развития прекращает свое существование, когда проблема развития решена 11.
Поскольку образовательная организаций представляет собой целостную социально-педагогическую систему, управление ею требует адекватного, системного подхода (Т.И.Шамова,П.И.Третьяков,Н.П.Капустин,Р.Х.Шакуровидр.). Под системой понимается совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Системное видение действительности – особая познавательная технология, теоретическая предпосылка перестройки управления образовательной организацией. Перевод школы в эффективный режим развития требует перестройки и, следовательно, системного подхода к управлению с учетом взаимосвязи всех подсистем, процессов и явлений. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (в преподавании предметов, между учителями, учениками и т.д.).
При этом необходимо учитывать тот факт, что формирование системы перехода школы в эффективный режим работы происходит в ситуации трех
интегральныхпараметровсреды–неопределенности,сложностиидинамичности. Неопределенность может возникать на фоне информационных проблем – недостаточности, избыточности или недостоверности информации, носителями которой являются люди – дети, родители, общественность. Сложностьобъясняется большим количеством факторов, которые необходимо учесть в процессе принятия решения о мерах воздействия – факторов и ресурсов внешней среды, ограничений и возможности деятельности школы, особенностей субъектов управления и других факторов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Динамичностьсреды
11 Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. 96 с.
оказывает влияние на выбор управленческой меры воздействия в силу высокой степени изменчивости внутренних и внешних факторов, необходимости прогнозировать их возможные изменения.12 Для уменьшения проблем неопределенности, сложности и динамичности среды необходимо проводить тщательные исследования социального заказа, факторов и условий внешней и внутренней среды школы, строить прогнозы их изменения и взаимного влияния.
Если учебные достижения школы стабильно снижаются в течение определенного периода времени — целесообразна разработка и реализация программ перехода школы в эффективный режим работы (программ
улучшения), включающих комплекс мер, интенсивных и ограниченных по срокам реализации.
Школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях, могут обеспечивать своим ученикам достаточно высокий уровень достижений, не проигрывая более благополучным образовательным учреждениям, если последовательно и системно реализуют образовательные стратегии, обеспечивающие эффективный режим работы. Эти стратегии являются основой для программ улучшения. В качестве основных направлений стратегий перехода школ в эффективный режим работы исследователями (США, Великобритания, ФРГ, РФ) рассматриваются изменения в качестве управления и в качестве преподавания, что повлечет за собой изменения в качестве образования. Правильно выбранная стратегия, помогает школам с максимальной пользой использовать ресурсы, провести значительные культурные изменения и найти новые способы работы школьного педагогического коллектива, а учителям — сконцентрировать совместные усилия на учении и преподавании. Стратегия задает новые модели школьной деятельности, служит для образовательных учреждений средством эффективного управления ресурсами и повышения результатов, создавая условия для успешной работы.
Переход в более эффективный режим работы требует от школ чрезвычайных усилий. От вклада всех элементов системы деятельности образовательной организации зависит