Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 715

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пространства могут быть созданы условия для разных вариантов

развития личности ребенка в зависимости от его способностей, возможностей и интересов, а также от возможностей входящих в него организаций. Таким образом, создаются условия для выстраивания ребенком индивидуальногообразовательногомаршрутав рамках социума.

Взаимодействие школы с учреждениями и организациями может происходить в следующих формах: социальных проектах, конкурсах, семинарах, презентациях, гастрольных поездках, концертах, фестивалях, праздничных шоу, соревнованиях, выставках, «круглых столах», педагогических лабораториях, мастер-классах, конференциях и др.

В процессе перехода в эффективный режим работы необходимо расширять переченьсетевыхпартнеровиз числа организаций общего, дополнительного или профессионального образования, других ведомств, а также государственно-частного партнерства. Можно выделит следующих партнеров школы по сети:

  • региональныеимуниципальныеорганыуправленияобразованием(Министерства, департаменты и др.) – реализация целевых программ органов исполнительной власти, социально культурных проектов, направленных на создание социального благополучия населения, участие в работе портала, ведение электронной база учёта детей, ведение электронного портфолио педагога, организация социальных практик для подростков и молодёжи;

  • учрежденияобщегообразования- реализация программ общего образования в сетевой форме, исследовательских проектов; создание совместных досугово - образовательных программ; кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); организация учебно-исследовательской деятельности и работа с интеллектуально одаренными детьми; проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты); организация занятости учащихся школы;

  • дошкольныеобразовательныеучрежденияпроведение акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.;

  • учреждения дополнительного образования организация совместной образовательной деятельности; взаимообучение специалистов, обмен опытом; методическая поддержка и сопровождение программ ДОД; предпрофильное обучение;

  • учреждениявысшегопрофессиональногообразование-организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся; их профессиональная ориентация; предпрофильная подготовка и профильное обучение; организация практик студентов вузов на базе школы, повышение квалификации педагогов;

  • учреждениядополнительногопрофессиональногообразования-повышение квалификации педагогов, организация участия в конкурсах профессионального мастерства, в научно-методических проектах, программах и конкурсах инновационных площадок;

  • управлениякультурысовместная социокультурная, досуговая деятельность, использование ресурсов учреждений культуры для расширения профессионального и личностного выбора обучающихся;

  • управленияподеламмолодежиорганизация профориентации, трудоустройства подростков и молодежи; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи (акции, митинги, дни различные фестивали, конкурсы и др.); социально-психологическая помощь молодежи, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде (диагностическая, просветительская деятельность профилактической направленности, молодежные акции); организация досуга подростков и молодежи (проекты, конкурсы, акции, направленные на выявление юных дарований, ярких талантов и стимулирование их творческих стремлений);

  • управления по физической культуре, спорту и туризму- совместное проведение соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий; поддержка и развитие спортивных коллективов УДОД; выявление одаренных в спорте обучающихся; формирование здорового образа жизни детей и молодежи;

  • управления внутренних дел - профилактика правонарушений; участие в городских операциях, акциях и рейдах;

  • отделы по делам несовершеннолетних - выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; совместное проведение акций, «операций», рейдов в вечернее время; участие в организации и проведении встреч, лекций, родительских собраний; осуществление мер по защите законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям; контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних;

  • центрыпо профилактике дорожного травматизма- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; пропаганда безопасности дорожного движения; проведение, акций, бесед по ПДД; проведение конкурсов ПДД;

  • организации,осуществляющиеинформационноеобеспечение-информационная поддержка; трансляция web-конференций, концертов, мероприятий; техническое оснащение учреждения интернет-ресурсами и возможностями;

  • средствамассовойинформации- информационная поддержка деятельности; участие в конкурсах и спортивных соревнованиях, организованных СМИ;

  • общественныеорганизацииифонды-организация совместных мероприятий; национальных конкурсов, семинаров для педагогов, членов ассоциации;

  • городскиемузеи-организация совместных мероприятий, конкурсов, выставок; ведение работы краеведческой направленности; организация и проведение экскурсий;

  • центрызанятостинаселениясовместные мероприятия по профессиональной ориентации подростков; содействие трудовому устройству подростков

  • отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы и фонды для организации культурно-просветительских и художественно- эстетических мероприятий, повышения их качества;

  • промышленныепредприятияипредприятиямалогобизнеса разработка и реализация целевых программ (предпрофильных, досуговых, экскурсионных), способствующих формированию корпоративной политики предприятий и укрепление корпоративной культуры работников предприятий, получение финансово-экономической помощи от предприятий;

  • родительскаяобщественность- работа родительских комитетов и объединений, вечера-встречи с интересными людьми; традиционные и тематические мероприятия в течение года: творческие концерты и гастрольные туры, вечера отдыха; организация и выпуск родительской газеты и др.


Программы, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия должны отвечать определенным особенным требованиям. К особенностям сетевыхобразовательныхпрограмм, можно отнести следующие:

  • направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом, которое позволяет развиваться ребенку в разных творческих областях;

  • сквозной характер программы, включающей в себя комплекс модулей - краткосрочных (на одну учебную четверть) образовательных программ, значительно отличающихся друг от друга, в том числе по разным направленностям;

  • предоставление возможности обучения по индивидуальному учебному плану, индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

  • направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально- профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций;

  • создание условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.), позволяющей осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности;

  • привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений;

  • обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности, в содержании программы должны быть предусмотрены совместные досуговые мероприятия с другими организациями;

  • создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения;

  • наличие деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования на основе выявления их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов;

  • направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся и др.


В процессе перехода школы в эффективный режим работы особую актуальность приобретает организация взаимодействие ШНОР и ШНСУ с

«успешными» школами, демонстрирующими стабильно высокие результаты обучения. Высокоэффективные школьные системы ставят перед собой амбициозные цели, определяющие, на что должны быть способны учащиеся и чему учителя должны учить своих учеников. Они смогли осуществить переход от административного контроля и отчетности к профессиональным формам организации труда, поощрению учителей к новаторству и профессиональному развитию, культуре укрепления горизонтальных связей, сотрудничества и создания инновационных сетей. Для повышения образовательной эффективности региональной системы образования, сильнейшие директора привлекаются в самые трудные школы и самые талантливые учителя приглашаются в самые сложные классы 59.

К формам взаимодействия«успешных»и«неуспешных»школможно отнести:

  • заключение соглашения о сотрудничестве между школами;

  • сопровождение управленческих команд ШНОР и ШНСУ (например, в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов, взаимопосещений уроков, методических консультаций и др.) по отработке продуктивных управленческих моделей по повышению качества обучения учащихся, педагогических технологий и методик работы с учащимися с разными образовательными возможностями и потребностями ….;

  • стажировки школьных команд ШНОР и ШНСУ на базе лучших практик


«успешных» школ (педагогов и управленцев);

  • создание совместных профессиональных объединений педагогов и сетевых сообществ в целях обмена успешными педагогическими практиками по совершенствованию технологий обучения и повышению образовательных результатов;

  • совместное проведение педагогических советов, методических и массовых мероприятий с педагогическим коллективом (конкурсов, соревнований, проектов и др.);

  • совместное формирование банка методических разработок по направлению «Реализация программы перехода школы в эффективный режим






59 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. Москва: Издательство

«Национальное образование», 2019. С.72

работы», размещенных на общем ресурсе школ в информационном пространстве;

  • оказание консультационной помощи ШНОР или ШНСУ в подготовке разовых мероприятий, которые она проводит в соответствии с совместным планом работы

  • использование материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов школ для реализации курсов внеурочной деятельности, подготовки учащихся к ГИА, осуществления коррекционно-развивающей и профориентационной деятельности с учащимися и др.

Процессы внешней интеграции регламентируются через договоры, приказы, положения, письма.

Эффективности взаимодействия в процессе сетевого взаимодействия и интеграции школы могут способствовать социально-психологическиеиорганизационно-содержательныеуправленческиемеры.

Социально-психологические меры
позволяют формировать потребности и мотивы взаимодействия у участников интеграционной деятельности:

  • пропаганда идей повышения качества образования, опыта их реализации в социуме;

  • актуализация проблем, решение которых возможно только при условии организации процесса интеграции (создание с этой целью специальных ситуаций);

  • создание условий для самореализации субъектов интеграции в процессе ее осуществления;

  • создание атмосферы сотрудничества участников процесса интеграции;

  • стимулирование педагогических кадров к участию в интеграции и управлению ею.

Организационно-содержательныемеры, позволяют обеспечить упорядоченность, согласованность, содержательность взаимодействия. Это:

  • обеспечение преемственности образовательных программ дополнительного и общего образования;

  • организация разработки интегрированных дополнительных образовательных программ;

  • формирование у педагогов умений проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;

  • помощь в овладении средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач, умениями педагогического взаимодействия, дающими возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;

  • создание координационных советов по вопросам интеграции внутри и вне школы;

  • организация самоанализа процессов взаимодействия в процессе внутренней и внешней интеграции;

  • осуществление контроля и мониторинга процесса и результатов взаимодействия.