ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Вслед за Петти, Кантильоном и физиократами А. Смит (1723–1790) считал, что богатство прирастает производством, а его источником служит труд. Адам Смит вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.
Основные идеи:
1) разумный эгоист – экономический человек;
2) либерализм, минимальное вмешательства государства в экономику (оборона, правосудие, образование, чеканка монет, транспорт, почта и т.п.);
3) рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.
1776 г. вместе с выходом в свет «Исследования о природе и причине богатства народов» А. Смита состоялось завершение этапа становления политической экономии как науки. Экономическая теория стала преподаваться в вузах.
АДАМ СМИТ о факторах роста богатства.
Богатство прирастает производством, его источник – труд. Труд бывает производительный (рабочий мануфактуры) и непроизводительный (слуга).
Факторы роста богатства: бережливость (надо сберечь часть труда на найм других производительных работников) и производительность труда, в основе которой разделение труда (пример с булавочной мастерской) и размер рынка (можно увеличивать объемы производства только при наличии рынков сбыта).
Продукт становится богатством, если он пригоден к обмену, т.е. обладает меновой стоимостью.
Теория стоимости
Жан Батист Сэй (1767–1832) стал разрабатывать другую традицию трактовки ценности, заложенную А. Смитом – теорию факторов производства. Он первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара.
Если рост богатства ограничен размерами рынка, значит, само богатство – не просто совокупность физических предметов. Продукт, чтобы стать богатством, должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью.
При оценке величины меновой стоимости классиками в расчет принималась «естественная» норма (естественная цена) в противовес фактическим ценам, колеблющимся вокруг этой нормы под влиянием спроса и предложения.
Уточнение Рикардо и Милля сводится к тому, что независимость естественных цен от спроса и предложения имеет силу только в отношении воспроизводимых товаров, предложение которых может неограниченно увеличиваться. В случае невоспроизводимых товаров естественные цены имеют монопольный характер, отражают степень их редкости и формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Таким образом, мир классической политической экономии прежде всего мир равновесных «естественных цен», отражающую объективные условия производства и независящих от спроса и предложения.
Базовые тавтологии.
Стоимость продукта = сумме доходов («догма Смита- Смитовская формула цены товара»):
Q = w + p + r.
Сбережения = инвестициям (S = I).
Совокупный спрос = совокупному предложению («закон Сэя»): Сумма D = Сумма S.
Основные положения трудовой теории стоимости Д. Рикардо:
– «стоимость товара... зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства»;
– область приложения теории – цены воспроизводимых товаров, преобладающей части рыночных благ (от соотношения спроса и предложения они не зависят!);
– труд, создающий стоимость – это «не только труд, применяемый непосредственно..., но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду»;
– прибыль на капитал влияет на стоимость товара в силу «долговечности» основного капитала, но это влияние незначительно (6-7 % цены, по оценке Рикардо).
Рикардо имел разногласие со Смитом в вопросе о том, как повлияет изменение цены фактора производства на цену товара.
А. Смит: «Естественная цена изменяется вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей».
Д. Рикардо: «Более щедрое вознаграждение /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и зарплаты можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта, определяемого заведомо».
Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Томасом Робертом Мальтусом (1766–1834) в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.
Ж. Сисмонди (1773–1842). Для него весь интерес политической экономии с точки зрения теоретической сводился к объяснению кризисов, а с точки зрения практической – к отысканию мер предупреждения их и улучшения положения рабочих. Он становится, таким образом, во главе целого ряда экономистов, деятельность которых не прекращалась в течение всего XIX столетия. Не будучи социалистами, но и не ослепляясь пороками либерального режима, эти писатели искали среднего пути, на котором они, исправляя злоупотребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами.
Реформизм еще одного яркого представителя классиков Дж.С. Милля отчетливо виден в двух его цитатах:
– «Только в отсталых странах мира рост производства – всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах – так это лучшее распределение»;
– «Если… нам предстоит выбор между коммунизмом с его возможностями и нынешним положением вещей с его страданием и несправедливостью, если институт частной собственности неизбежно несёт в себе распределение продукта труда... в обратной пропорции относительно самого труда…, если мы выбираем между этим порядком и коммунизмом, то все недостатки последнего… обращаются в пыль».
Таким образом, классическая политическая экономия не является однородным, единообразным учением и содержит ряд направлений, авторы которых рассматривали отдельные аспекты экономической жизни с собственной, оригинальной точки зрения. Классическая школа заложила основы всего многообразия современных экономических взглядов.
Тесты
1. Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил
1) К. Маркс
2) У. Петти
3) А. де Монкретьен
4) Р. Кантильон
2. В западной литературе стандартный подход относит «классическую школу» ко второй половине XVIII в. и первой половине XIX в.
1) У. Петти до С. де Сисмонди
2) А. Смита до Дж.Ст. Милля
3) У. Петти до А. Пигу
4) Ф. Кенэ до А. Маршалла
3. Установите соответствие между теориями и их авторами (сторонниками)
1) Ж.Б. Сэй
2) Д. Рикардо
3) Дж. Локк
4) А. Смит
a) теория нравственных чувств
b) теория собственности
c) теория обмена (рынка)
d) теория производства (богатства)
4. Теория обмена развивала идеи
1) рыночного саморегулирования
2) государственного протекционизма
3) приоритетной роли торговли
4) денежного обращения
5. Основная идея Т. Гоббса в книге «Левиафан» касается того, что
1) обществу не обойтись без мощного государства
2) общественная жизнь людей гармонична
3) человек стремится к моральному совершенствованию
4) когда люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает
6. Мораль басни Б. Мандевиля сводилась к тому, что (несколько ответов)
1) сама природа общества такова, что без порока оно жить не в состоянии
2) когда грешные люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает
3) обществу не обойтись без мощного государства
4) общественная жизнь людей гармонична
5) человек стремится к моральному совершенствованию
7. Согласно А. Смиту, главная причина честолюбия человека в
1) стремлении к благосостоянию
2) стремлении к удовольствию
3) тщеславии
4) воспитании человека
8. Автором замечательного определения предпринимателя как того, кто «дает определенную цену в месте и времени покупки, с тем, чтобы затем перепродать по неопределенной цене» является:
1) У. Петти
2) П. Буальбергер
3) Р. Кантильон
4) Р. Тюрго
9.По мнению У. Петти продукт, выросший на возделанной земли – это чистый продукт
1) труда
2) земли
3) капитала
4) предпринимательства
10. Пьер Л. де Буагильбер называл цены покупок, при которых производители покрывают издержки и остаются в выигрыше, как
1) пропорциональные цены
2) избыточные цены
3) равновесные цены
4) цены покупателей
11. Согласно экономическому учению физиократов, «бесплодным классом» являются
1) все слои общества, кроме ремесленников
2) работники умственного труда
3) все слои общества, кроме торговцев
4) все слои общества, кроме земледельцев
12. Взглядам Ф. Кенэ не соответствует утверждение, что чистый продукт
1) представляет собой разницу между стоимостью созданного продукта и издержками производства
2) создается только в промышленности
3) создается только в сельском хозяйстве
4) представляет собой чистый дар природы
13. Разграничение между отдельными частями капитала по характеру их оборота впервые ввел
1) У. Петти
2) П. Буальбергер
3) Ф. Кенэ
4) Р. Тюрго
14.Установите соответствие между авторами и их мыслями
1) А. Смит
2) У Петти
3) Б. Мандевиль
4) Ж. Б. Сэй
a) человек, преследующий свои интересы, «часто более действенным образом служит интересам oбщества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»
b) «труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать»
c) «Пороки частных лиц – благо для общества»
d) «Общий спрос на продукты всегда равен сумме имеющихся продуктов…»
15. Суть теории народонаселения Т. Мальтуса связана с положением о том, что
1) физические способности человека не используются для увеличения своих продовольственных ресурсов
2) народонаселение не ограничено средствами существования
3) рост народонаселения не может быть остановлен войнами, эпидемиями, голодом
4) народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической
16. По мнению А. Смита
1) цена продукта изменяется вместе с ценой каждого фактора производства
2) цена продукта изменяется только при изменении зарплаты
3) при росте зарплаты цена продукта не меняется, а понижается лишь прибыль
4) цена продукта изменяется только при изменении затрат на капитал
17. Автором высказывания «только в отсталых странах мира рост производства – всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах – так это лучшее распределение» является
1) Ж.Б. Сей
2) В. Парето
3) У. Петти
4) Дж.С. Милль
18. Факторы роста богатства по А. Смиту является (несколько ответов)
1) бережливость
2) производительность труда
3) естественное плодородие земли
4) торговля
5) эгоизм
19. «Закон рынков», согласно которому «производство всегда равняется потреблению», сформулировал и обосновал
1) Ж.Б. Сей
2) В. Парето
3) У. Петти
4) Дж.Б. Кларк
20. А. Смит считает труд производительным, если он приложен в
1) отраслях материального и нематериального производства
2) строительстве и промышленности
3) сельскохозяйственном производстве
4) любой отрасли материального производства