Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы


Вслед за Петти, Кантильоном и физиократами А. Смит (1723–1790) считал, что богатство прирастает производством, а его источником служит труд. Адам Смит вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.

Основные идеи:

1) разумный эгоист – экономический человек;

2) либерализм, минимальное вмешательства государства в экономику (оборона, правосудие, образование, чеканка монет, транспорт, почта и т.п.);

3) рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

1776 г. вместе с выходом в свет «Исследования о природе и причине богатства народов» А. Смита состоялось завершение этапа становления политической экономии как науки. Экономическая теория стала преподаваться в вузах.

АДАМ СМИТ о факторах роста богатства.

Богатство прирастает производством, его источник – труд. Труд бывает производительный (рабочий мануфактуры) и непроизводительный (слуга).

Факторы роста богатства: бережливость (надо сберечь часть труда на найм других производительных работников) и производительность труда, в основе которой разделение труда (пример с булавочной мастерской) и размер рынка (можно увеличивать объемы производства только при наличии рынков сбыта).

Продукт становится богатством, если он пригоден к обмену, т.е. обладает меновой стоимостью.

Теория стоимости


Жан Батист Сэй (1767–1832) стал разрабатывать другую традицию трактовки ценности, заложенную А. Смитом – теорию факторов производства. Он первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара.

Если рост богатства ограничен размерами рынка, значит, само богатство – не просто совокупность физических предметов. Продукт, чтобы стать богатством, должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью.


При оценке величины меновой стоимости классиками в расчет принималась «естественная» норма (естественная цена) в противовес фактическим ценам, колеблющимся вокруг этой нормы под влиянием спроса и предложения.

Уточнение Рикардо и Милля сводится к тому, что независимость естественных цен от спроса и предложения имеет силу только в отношении воспроизводимых товаров, предложение которых может неограниченно увеличиваться. В случае невоспроизводимых товаров естественные цены имеют монопольный характер, отражают степень их редкости и формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Таким образом, мир классической политической экономии прежде всего мир равновесных «естественных цен», отражающую объективные условия производства и независящих от спроса и предложения.

Базовые тавтологии.

Стоимость продукта = сумме доходов («догма Смита- Смитовская формула цены товара»):

Q = w + p + r.

Сбережения = инвестициям (S = I).

Совокупный спрос = совокупному предложению («закон Сэя»): Сумма D = Сумма S.

Основные положения трудовой теории стоимости Д. Рикардо:

– «стоимость товара... зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства»;

– область приложения теории – цены воспроизводимых товаров, преобладающей части рыночных благ (от соотношения спроса и предложения они не зависят!);

– труд, создающий стоимость – это «не только труд, применяемый непосредственно..., но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду»;

– прибыль на капитал влияет на стоимость товара в силу «долговечности» основного капитала, но это влияние незначительно (6-7 % цены, по оценке Рикардо).

Рикардо имел разногласие со Смитом в вопросе о том, как повлияет изменение цены фактора производства на цену товара.

А. Смит: «Естественная цена изменяется вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей».

Д. Рикардо: «Более щедрое вознаграждение /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и зарплаты можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта, определяемого заведомо».

Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Томасом Робертом Мальтусом (1766–1834) в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.



Ж. Сисмонди (1773–1842). Для него весь интерес политической экономии с точки зрения теоретической сводился к объяснению кризисов, а с точки зрения практической – к отысканию мер предупреждения их и улучшения положения рабочих. Он становится, таким образом, во главе целого ряда экономистов, деятельность которых не прекращалась в течение всего XIX столетия. Не будучи социалистами, но и не ослепляясь пороками либерального режима, эти писатели искали среднего пути, на котором они, исправляя злоупотребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами.

Реформизм еще одного яркого представителя классиков Дж.С. Милля отчетливо виден в двух его цитатах:

– «Только в отсталых странах мира рост производства – всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах – так это лучшее распределение»;

– «Если… нам предстоит выбор между коммунизмом с его возможностями и нынешним положением вещей с его страданием и несправедливостью, если институт частной собственности неизбежно несёт в себе распределение продукта труда... в обратной пропорции относительно самого труда…, если мы выбираем между этим порядком и коммунизмом, то все недостатки последнего… обращаются в пыль».

Таким образом, классическая политическая экономия не является однородным, единообразным учением и содержит ряд направлений, авторы которых рассматривали отдельные аспекты экономической жизни с собственной, оригинальной точки зрения. Классическая школа заложила основы всего многообразия современных экономических взглядов.

Тесты


1. Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил

1) К. Маркс

2) У. Петти

3) А. де Монкретьен

4) Р. Кантильон

2. В западной литературе стандартный подход относит «классическую школу» ко второй половине XVIII в. и первой половине XIX в.

1) У. Петти до С. де Сисмонди

2) А. Смита до Дж.Ст. Милля

3) У. Петти до А. Пигу

4) Ф. Кенэ до А. Маршалла

3. Установите соответствие между теориями и их авторами (сторонниками)

1) Ж.Б. Сэй

2) Д. Рикардо

3) Дж. Локк

4) А. Смит

a) теория нравственных чувств

b) теория собственности

c) теория обмена (рынка)

d) теория производства (богатства)

4. Теория обмена развивала идеи

1) рыночного саморегулирования

2) государственного протекционизма

3) приоритетной роли торговли

4) денежного обращения

5. Основная идея Т. Гоббса в книге «Левиафан» касается того, что


1) обществу не обойтись без мощного государства

2) общественная жизнь людей гармонична

3) человек стремится к моральному совершенствованию

4) когда люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает

6. Мораль басни Б. Мандевиля сводилась к тому, что (несколько ответов)

1) сама природа общества такова, что без порока оно жить не в состоянии

2) когда грешные люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает

3) обществу не обойтись без мощного государства

4) общественная жизнь людей гармонична

5) человек стремится к моральному совершенствованию

7. Согласно А. Смиту, главная причина честолюбия человека в

1) стремлении к благосостоянию

2) стремлении к удовольствию

3) тщеславии

4) воспитании человека

8. Автором замечательного определения предпринимателя как того, кто «дает определенную цену в месте и времени покупки, с тем, чтобы затем перепродать по неопределенной цене» является:

1) У. Петти

2) П. Буальбергер

3) Р. Кантильон

4) Р. Тюрго

9.По мнению У. Петти продукт, выросший на возделанной земли – это чистый продукт

1) труда

2) земли

3) капитала

4) предпринимательства

10. Пьер Л. де Буагильбер называл цены покупок, при которых производители покрывают издержки и остаются в выигрыше, как

1) пропорциональные цены

2) избыточные цены

3) равновесные цены

4) цены покупателей

11. Согласно экономическому учению физиократов, «бесплодным классом» являются

1) все слои общества, кроме ремесленников

2) работники умственного труда

3) все слои общества, кроме торговцев

4) все слои общества, кроме земледельцев

12. Взглядам Ф. Кенэ не соответствует утверждение, что чистый продукт

1) представляет собой разницу между стоимостью созданного продукта и издержками производства

2) создается только в промышленности

3) создается только в сельском хозяйстве

4) представляет собой чистый дар природы

13. Разграничение между отдельными частями капитала по характеру их оборота впервые ввел

1) У. Петти

2) П. Буальбергер

3) Ф. Кенэ

4) Р. Тюрго

14.Установите соответствие между авторами и их мыслями

1) А. Смит

2) У Петти

3) Б. Мандевиль

4) Ж. Б. Сэй

a) человек, преследующий свои интересы, «часто более действенным образом служит интересам oбщества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»


b) «труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать»

c) «Пороки частных лиц – благо для общества»

d) «Общий спрос на продукты всегда равен сумме имеющихся продуктов…»

15. Суть теории народонаселения Т. Мальтуса связана с положением о том, что

1) физические способности человека не используются для увеличения своих продовольственных ресурсов

2) народонаселение не ограничено средствами существования

3) рост народонаселения не может быть остановлен войнами, эпидемиями, голодом

4) народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической

16. По мнению А. Смита

1) цена продукта изменяется вместе с ценой каждого фактора производства

2) цена продукта изменяется только при изменении зарплаты

3) при росте зарплаты цена продукта не меняется, а понижается лишь прибыль

4) цена продукта изменяется только при изменении затрат на капитал

17. Автором высказывания «только в отсталых странах мира рост производства – всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах – так это лучшее распределение» является

1) Ж.Б. Сей

2) В. Парето

3) У. Петти

4) Дж.С. Милль

18. Факторы роста богатства по А. Смиту является (несколько ответов)

1) бережливость

2) производительность труда

3) естественное плодородие земли

4) торговля

5) эгоизм

19. «Закон рынков», согласно которому «производство всегда равняется потреблению», сформулировал и обосновал

1) Ж.Б. Сей

2) В. Парето

3) У. Петти

4) Дж.Б. Кларк

20. А. Смит считает труд производительным, если он приложен в

1) отраслях материального и нематериального производства

2) строительстве и промышленности

3) сельскохозяйственном производстве

4) любой отрасли материального производства