Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ребенка дошкольного возраста на ПМПК
целенаправленно, без предвар. прогр. и зрительно- пространствен. оценки
Образовательное учреждение ____________________________
Сформированность школьных навыков
ФИОТатьяна Н.дата рождения_27.05.1999г__
ФИО _______Ирина К._________ дата рождения__05.04.2005___
ФИО Иванов Иван Иванович________ дата рождения _19.01.2001__
– цвет — соотнесение предметов по цвету, знание названий основных цветов и оттенков;
– форма — соотнесение геометрических фигур разного цвета, название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
– величина — выбор из группы однородных, предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, длина): большой—маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий.
6.5. Исследуются основные психические процессы (внимание, память, мышление):
– подбор предметных картинок, соответствующих данным сюжетным, узнавание, называние, группировка, знание обобщающих понятий (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принадлежности и т.д.);
– «четвертый лишний» (по цвету, форме и т. д.);
– серия сюжетных картинок (количество и содержание в зависимости от возраста ребенка);
– разрезные картинки или составление картинки из кубиков (2 части и т. д.) в зависимости от возраста ребенка.
-
Исследуются временные представления (времена года (устно и на иллюстрированном материале), месяцы, дни недели, части суток); пространственные представления (слева, справа, внизу, наверху, посередине). -
Исследуется состояние элементарных математических представлений и знаний по программе:
– порядковый счет (прямой и обратный);
– вычислительные навыки (+,-) в пределах 10, 20 (в зависимости от года обучения ребенка и его возраста);
– на конкретном материале;
– со скрытым результатом.
-
Проводится исследование экспрессивной речи:
-
Форма общения ребенка с окружающими — устная, устно-дактильная, устно-дактильно-жестовая, жестовая. (Ребенок пользуется: лепетной речью, звукопроизношением, отдельными словами, словосочетаниями, предложениями). -
Внятность речи — понятная для окружающих, частично понятная, непонятная. -
Объем словаря, его соответствие возрастным и программным требованиям. -
Исследование импрессивной речи — понимание вопросов: где? куда? откуда? почему? (причинно-следственные связи). -
Состояние звукопроизношения. Исследуется непосредственное состояние звукопроизношения (какие именно звуки речи произносятся дефектно и каков характер их искажения); проверяется правильность произношения звука в связной речи; устанавливается наличие моторных форм нарушений звукопроизношения, обусловленных отклонениями в строении или функционировании артикуляционных органов (дизартрии, дислалии). -
Характеристика голоса — тихий, нормальный, громкий, гнусавый. -
Характерное произношение слов (призвуки).
-
Проводится исследование чтения (слитное, правила орфографии, ударение); понимания прочитанного, ответы на вопросы. -
Осуществляется исследование письма (письменные, печатные буквы) — присутствуют ли элементы «зеркального» письма, умеет ли придерживаться строчки. -
Определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество). -
Устанавливается, слухопротезирован ли ребенок и пользуется ли слуховым аппаратом. Выявляются проблемы в использовании слухового аппарата. -
Составляется заключение. -
Формируются рекомендации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ IIРОВЕДЕНИЯ СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Предметные картинки, в названиях которых есть все звуки русского алфавита (каждый звук в трех положениях в слове — в начале, в середине и в конце).
2. Сюжетные картинки
3. Серии сюжетных картинок (2, 3, 4, 5).
4. Разрезные картинки или кубики (из 2, 3, 4 и т.д. частей) в зависимости от возраста ребенка.
5. Однородные предметы или картинки с их изображениями, отличающиеся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и тд.). Мягкие игрушки. матрешки (2, 3, 5-составные).
6. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шарик, кубик, кирпичик, «Почтовый ящик», «Чудесный мешочек».
7. Предметы, отличающиеся по цветам и оттенкам.
8. Доски Сегена.
9. Тематические предметные картинки, соответствующие сюжетным (сад, огород, овощи, фрукты и т.д.), на проверку знаний обобщающих понятий.
10. Палочки для проверки навыков счета, для выкладывания фигур по образцу.
11. Нелепицы: «Чего не бывает?»
12. «Лишний предмет».
13. Различные лото.
14. Куклы разного размера.
15. Фломастеры, цветные карандаши.
16. Разнообразный счетный материал (грибки, рыбки и т.п.)
17. Парные картинки.
18. Таблички.
19. Цифры, буквы.
20. Музыкальные игрушки — барабан, бубен, гармошка, дудочка, шарманка, резиновые звучащие игрушки.
21. Звукоусиливающая аппаратура фронтального и индивидуального пользования.
22. Аудиометр.
6.2. Психолого-педагогическое обследование детей
с нарушениями зрения
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка.
2. Осуществляется зрительный диагноз — острота зрения.
3. Выясняется причина дефекта и время выявления.
4. Выясняется положение ребенка в семье.
5. Выясняются сопутствующие заболевания.
6 Исследуется состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнает ли окружающие предметы и их изображения).
7. Устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора:
-
тактильная чувствительность (пороги чувствительности); -
развитие мелкой моторики (состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки), способы захвата предмета, сила удержания, точность мелких движений).
8. Выясняется культура осязательного восприятия:
-
хаотичное, последовательное восприятие руки; -
моно-, биномануальное восприятие; -
наличие поисковых и прослеживающих движений руки; -
сформированность прослеживающих функций руки; -
координация глаз и руки.
9. Исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом).
10. Исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности:
-
состояние слуха (заключение ЛОРа); -
состояние речевого слуха; -
соотношение звуковых сигналов с источником звука; -
локализация звука и его направлений; -
переключение звукового внимания; -
соотнесение звука с действием; -
узнавание и различение по голосам окружающих людей.
11. Исследуется обонятельная чувствительность (различение основных запахов и их локализация, соотнесение запахов и их источников).
12. Выясняется уровень развития двигательной сферы:
-
общее физическое состояние (по антропометрическим данным); -
походка; -
осанка; -
наличие навязчивых движений; -
общая моторика (точность основных движений, координация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия);
13. Устанавливается наличие пространственных представлений:
-
знание частей собственного тела; -
пространственные представления, связанные с собственным телом; -
различение пространственных представлений от себя; -
определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением);
14. Устанавливается наличие временных представлений:
-
части суток; -
дни недели; -
времена года.
15. Исследуются психические процессы:
-
внимание; -
память; -
речь (общее состояние речи – произношение, выразительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесённость, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики – движение мышц глаза, лба, носа, логопедический диагноз, жестовая выразительность речи – головой, руками, плечами).
16. Исследуется предметное представление – узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные (домашние, дикие), птицы, транспорт.
17. Анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями:
-
сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); -
навыки рисования (самостоятельно, по трафарету); -
владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого); -
навыки лепки; -
навыки конструирования.
18. Исследуются личностные качества:
-
эмоционально-волевая сфера; -
контактность; -
уровень овладения неречевыми способами общения; -
познавательная активность; -
уровень самостоятельности и практической деятельности.
19. Составляется заключение.
20. Формулируются рекомендации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Набор предметов, предметных картинок с тифлопедагогической доработкой тифлопедагога по обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям
2. Набор сюжетных картинок.
З. Разрезные картинки
4. Набор картинок по развитию речи (Л.И. Плаксиной).
5. Картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по системе Брайля).
6. Набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространственных представлений.
7. Касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шеститочия, азбука по системе Брайля.
8. Фланелеграф.
9 Альбом по развитию зрительного восприятия тесты по развитию зрительного восприятия.
10. Набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия.
11. Коллекция запахов и фломастеры с различными запахами.
12. Кассета с аудиозаписями шумов большого города.
13 Набор для обводки предметов по контуру
14. Подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зрения и написанные шрифтом Брайля.
15. Приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага.
Примечание:
При проведении обследования необходимо учитывать следующие требования:
- освещенность,
- ограничение непрерывной зрительной нагрузки,
- смена видов деятельности, не связанных с напряжением зрительного восприятия,
- учет основных требований к наглядности,