Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); o неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

  • неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

  • морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

  • появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

  • специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

  • многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.




1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников



В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей, расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается устойчивость внимания - 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов1. Руководство педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания, как интересного, так и не очень интересного. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня1. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.



Ребёнок начинает относительно успешно использовать - слово. С его помощью он анализирует запоминаемый материал, устанавливает логические связи, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей - высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь1. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем ближайшую перспективу умственного развития2.

В старшем дошкольном возрасте формируется форма внеситуативно-личностного общения со взрослым3. Значение внеситуативно-личностного общения в общем психическом развитии ребенка состоит в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок учится ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Дети начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми.

Именно этот возраст является самым благоприятным для развития эмпатии: ребенок уже достаточно много знает о чувствах и эмоциях, может назвать, что чувствует он и что чувствует другой человек, задачей воспитателей является научить ребенка не просто видеть чувства другого, но помогать в ответ на его переживания. Именно в этом возрасте закладываются основы альтруистического поведения.


Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Расширяются знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определённых условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений, об уходе за ними.

Учитывая, психолого-педагогические особенности можно с уверенностью сказать, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологических знаний о растительном мире, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности ребенка. У детей начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.


Краткие выводы по первой главе



Анализ теоретических аспектов изучения проблемы использования развивающей экологической среды в ДОО позволяет сделать выводы:

  1. О значении развивающей среды для формирования экологического сознания постоянно говорят практически все исследователи, работающие в области экологического образования дошкольников. Среда, в которой находится ребенок в дошкольном учреждении, должна «работать» не только на экологическое образование, но и на обучение и воспитание по всем видам деятельности, предусмотренным нормативными документами ДОО.

  2. Развивающая экологическая среда – биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость сознания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Следует отметить, что при организации работы в экологической развивающей среде необходимо учитывать особенности возрастных и психических процессов: наглядно-образное мышление и непроизвольное внимание. Совершенствование умственных способностей, позволяет усложнять содержание экологического воспитания.

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО


Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин1, С. Дерябо2), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.