ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1972
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы лучше выполнять свою роль лечебного аппарата, шина должна:
-
создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движе- ния в трех направлениях: вертикальном, вестибуло-оральном и медио- латеральном (для передних) и переднезаднем (для боковых); -
быть жесткой и прочно фиксированной на зубах; -
не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт; -
не препятствовать медикаментозной и хирургической терапии десневого кармана; -
не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи; -
не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти; -
не нарушать речи больного; -
не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;
{
302
-
изготовление шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов.
Виды шинирования и классификация шин
Различают следующие виды шинирования: 1) временное и 2) посто- янное. Шины в свою очередь делятся на временные и постоянные, а так- же на съемные и несъемные.
Временноешинирование
Временные шины применяются на небольшой срок (временно), а затем их удаляют. В зависимости от целей, которые преследуют этим видом шини- рования, время пользования шинами может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев.
Временное шинирование чаще всего проводится на период консер- вативной и хирургической терапии пародонта и содействуют закреплению ее успеха. Дело в том, что после консервативных и хирургических воздей- ствий в тканях пародонта возникает воспалительный отек, увеличиваю- щий подвижность зубов. Шины позволяют ослабить вредное влияние это- го явления на репаративные процессы в пародонте, а также, как будет указано далее, и на психику больного.
Временное шинирование показано также в том случае, если после консервативной терапии пародонта сразу трудно составить прогноз для отдельных групп зубов с большой подвижностью. Нужное решение в дан- ной обстановке можно будет принять только по истечении какого-то вре- мени, в конце которого выявится основная тенденция в развитии процесса. Этот
вид шинирования показан также после удаления зубов на время заживления раны. После эпителизации раны появится возможность к наложению постоянной шины-протеза. Временные шины могут также применяться как ретенционные аппараты, позволяющие удерживать зубы в новом положении после их перемещения ортодонтическими аппаратами. Значение временного шинирования выходит далеко за рамки обес- печения успеха пародонтальной терапии и должно рассматриваться как один из элементов лечебно-охранительного режима. Замечено, что даже после удаления зубных отложений, кюретажа десневых карманов, не говоря Уже о гингивотомии, патологическая подвижность зубов увеличивается. В то время, когда больной ждет от лечения непосредственного результата в виде укрепления зубов, увеличение их экскурсий вызывает нежелательный психологический эффект. Предупредить это временное воздействие на психику больного и укрепить в нем веру в исход терапии может
непосредственное (временное) шинирование.
303
Наиболее удобными для этих целей оказались круговые (вестибул0, оральные) шины из быстротвердеющих пластмасс. Они покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонис- тов и не оттесняют десневой край.
Постоянныешины
Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобили- зации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами поль- зуется постоянно. Они могут быть несъемными и съемными.
Несъемныешины
С точки зрения лечебных свойств несъемные шины имеют все пре- имущества перед съемными, так как обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как- единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они мало нарушают речь, и больные быстро привыкают к ним. К недостаткам несъемных шин относится необходимость сошлифо- вывания зубов, что связано иногда с очень сложными манипуляциями. Кроме того, как бы ни была хорошо выполнена шина, всегда будут обра- зовываться ретенционные пункты, где задерживается пища и возможно развитие кариеса. Техника препарирования зубов при протезировании несъемными шинами иногда бывает довольно сложной и требует не толь- ко умения, но и специального инструмента. По мере усовершенствования инструментария эти затруднения с каждым годом преодолеваются, и не- съемные шины становятся ценными шинирующими аппаратами при лече-
нии заболеваний пародонта.
Шины для переднихзубов
Для иммобилизации подвижных передних зубов применяются раз- личные шины: кольцевые, полукольцевые, вкладочные, коронковые,
кол- пачковые, полукоронковые и др.
Кольцевая шина представляет собой систему спаянных колец и по- крывает зубы с вестибулярной стороны до экватора, а с язычной или неб- ной заходит за зубной бугорок (рис. 132а). Режущий край зуба остается свободным. Подготовка зубов заключается лишь в сепарации контактных поверхностей. Это делается для того, чтобы создать пространство на толщину двух колец, каждое из которых имеет толщину примерно 0,2 - 0,25 мм. Кольцевые шины не покрывают режущие края коронок, в связи с
304
jgivi возможны изолированные движения зубов в вертикальном направ-
.еНии. Это приводит к рассасыванию цемента и ослаблению шины. Кольце- вая шина неудобна и в эстетическом отношении.
а б
Рис. 132. Шины для передних зубов: а - кольцевая; б - колпачковая.
Колпачковая шина представляет собой систему спаянных колпачков, покрывающих режущий край, контактные поверхности зуба, а на язычной поверхности достигающих экватора. Величина перекрытия режущего края с вестибулярной стороны зависит от степени подвижности зуба: чем она выраженнее, тем большим должно быть перекрытие. Для лучшей устой-
. чивости шину спаивают с полными коронками, покрывающими клыки или премоляры (рис. 1326). Препарирование зуба заключается в сошлифовы- вании режущего края вестибулярной поверхности на величину перекрытия (лучше с уступом) и сепарации контактных поверхностей у режущего края. Затем снимают оттиск альгинатной массой, отливают модель, обычным способом точно выштамповывают колпачки и спаивают