ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1970
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
когтевидных отростков. Они берут начало от непрерывного кламмера с язычной стороны, идут в межзубном промежутке к краю резцов и ложатся на губную поверхность передних зубов. Но и этот способ шини- рования передних зубов имеет недостатки. Когтевидные накладки могут мешать смыканию зубов, если между верхними и нижними передними зубами имеется плотный контакт. При этом возникающая трудность зависит от характера перекрытия. Уже при глубоком перекрытии, не говоря о глубоком прикусе, даже самые небольшие когтевидные отростки могут нарушать окклюзию и вызвать дополнительную травму пародонта.
Если возникает опасность нарушения окклюзии от когтевидных от- ростков, их можно погрузить в специально созданные полости. Для этого на режущем крае зуба по контактной поверхности алмазным бором соз- дают ступеньки глубиной 1,0 - 1,5 мм и шириной 0,5 мм. Наружный, т.е. вестибулярный, край закругляют несколько больше, чем язычный. В ре- зультате создается бороздка типа ласточкина хвоста (рис.140 в), ширина которой на вестибулярной поверхности достигает 2 мм, а на язычной - 1 мм.-
Такая шина в зависимости от показаний может применяться само- стоятельно и как часть протеза при замещении концевых или включенных дефектов зубного ряда.
В ходе дальнейших исследований способа шинирования зубов при заболеваниях пародонта претерпел изменения и сам непрерывный клам- мер. Его несколько расширили и превратили в шинирующую полоску. Од- на из таких модификаций была использована в шине для нижних передних Зубов, предложенной Шпренгом.
Рис. 137. Съемная шина Шпренга: а - обший вид; б - вид сбоку; в - положение шинирующей поло- ски на 3v6e.
Рис. 138. Съемная шина Ван-Тиля:
а - общий вид; б - вид сбоку; в - поло- жение шинирующей полоски на зубе.
В этой конструкции (рис.137) шинирующая полоска перекрывает язычную поверхность нижних резцов и клыков, ложится на режущий край этих зубов и частично на премоляры. Крепление самой шины достигается при помощи системы опорно-удерживающих кламмеров, а при дефектах зубной дуги шина соединяется с дуговым протезом.
Передние зубы при использовании такой шины подвергаются специ- альной подготовке. Она заключается в укорочении режущего края, кото- рый при этом слегка скашивают в язычную сторону и тщательно полиру- ют. Существование открытой раневой поверхности после препарирования зубов является недостатком шины. Однако опасность этого невелика в связи с малой предрасположенностью к кариесу зубов улиц с разлитыми пародон- топатиями, полированной поверхностью режущего края, а также при хоро- шей гигиене полости рта. Другой недостаток этой шины состоит в том, что она, перекрывая режущий край передних зубов, не заходит на губную поверхность, что не исключает выдвижения зубов вперед, а также поворота их. Эта особенность делает неприемлемой эту шину при протрузии передних зубов.
Описанный недостаток устраняется шиной, в которой металл не толь- ко перекрывает режущий край, но и заходит на вестибулярную поверх- ность нижних передних зубов (рис.138). Подобная шина получила назва- ние шины-каппы. Появление ее связывают с именем Ван-Тиля.
фиксация этой шины, так же как и шины Шпренга, осуществляется опорно-удерживающими кламмерами, телескопическими системами. Она также может явиться составной частью дугового протеза. Шина-каппа иМеет хорошие функциональные качества, что, естественно, связано с ее конструктивными особенностями. Однако от появления металл на губной поверхности зубов шина значительно проигрывает в эстетическом отноше- нии. Накладка металла на губной поверхности может также вызывать ок- клюзионные нарушения. Для их устранения следует применять специ- альное препарирование передних шинируемых зубов.
Единая шина для зубногоряда
По-видимому, основанием для разработки наиболее удобной съемной шины на весь зубной ряд послужила шина Эльбрехта. Она представляет собой соединение непрерывных кламмеров, расположенных на зубах ораль- но и вестибулярно (рис.139). Благодаря этому боковые усилия, падающие на какой-либо участок зубной дуги, распределяются по всему зубному ряду. Этот принцип остался руководящим при конструировании любой подобной шины, но сама конструкция единой шины претерпела большое изменение и, таким образом, потеряла свою авторскую принадлежность.
Изменения коснулись всех отделов шины. Как отмечалось, вестибу- лярно расположенное многозвеньевое соединение вызывало возражение по эстетическим мотивам. Его заменили когтевидными отростками, для которых в зубах стали создавать специальное ложе, а в боковых отделах зубного ряда непрерывный кламмер заменили кламмерами с окклюзи- онными
накладками. В результате подобных конструктивных изменений шина приняла совершенно иной вид (рис.140). Но и это - лишь один из вариантов подобной шины, так как в зависимости от условий в нее до- полнительно можно вводить новые элементы.
Непременным условием хороших функциональных качеств съемных шин является точность выполнения всех клинических и технических про- цедур, связанных с ее изготовлением. Применение высококачественных альгинатных и силиконовых оттискных масс, изучение моделей в паралле- лометре, литье на огнеупорных моделях позволяют добиться точного соответствия шины ее ложу и избежать нарушений окклюзионных кон- тактов, что всегда опасно даже для здорового пародонта, а для больного в особенности.
Сравнительная оценка съемных и несъемныхшин
Оба вида шин обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. К положительным свойствам несъемных шин следует отне-
б в
Рис. 139. Шина Эльбрехта: а - общий вид шины на модели; б - вид спереди; в -
положение шинирующей полоски на зубе.
Рис. 140. Съемная цельнолитая шина: а - общий вид; б - вид спереди; в - схема препариров- ания зубов для когтевидных накладок.
сти, во-первых, их способность обеспечивать блокирование системы в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном и медиодистальном; во-вто- рых, несъемные шины, за исключением блока полных коронок, оставляя открытым десневой карман, делают его доступным как для медикамен- тозной, так и для хирургической (кюретаж) терапии; в-третьих, больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения редко возникают и притом очень быстро устраняются без вмешательства врача. Отрицательными свойствами несъемных шин являются: необходи- мость, иногда очень сложного, препарирования зубов, сопровождающего- ся грубой травмой эмали и дентина; применение, например, штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при серьезных недостатках современной техники пломбирования каналов порождает опасность раз- вития верхушечных периодонтитов; несъемные шины трудно накладыва- ются при веерообразном расхождении передних зубов; многие наиболее доступные и простые конструкции колпачковых шин непрочны и разрыва- ются по линии пайки, часто также имеет место растворение цемента; не- съемные шины, как и другие несъемные конструкции, ухудшают гигиену
полости рта.
312
Шинирующие свойства несъемных шин, применяющихся самостоя- еЛьно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), обес- печиваются кламмерами различных систем, когтевидными отростками и к1Сдюзионными накладками. Они создают иммобилизацию лишь в двух управлениях: вестибулооральном, медиолатеральном (для передних зу- бов) или медиодистальном (для боковых зубов). Следовательно, шины разгружают пародонт зубов в тех направлениях, патологическая подвиж- ность в которых наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении, но, как неоднократно указывалось, это на- правление действующих сил менее опасно для пародонта, чем какое-либо другое.
Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в мень- шей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касает- ся эстетики, то нарушения ее могут быть минимальными.
Серьезным преимуществом этих шин является возможность приме- нять их для профилактики функциональной перегрузки пародонта, при де- фектах зубных рядов с признаками заболевания пародонта, но без пато- логической подвижности зубов. Так, например, при наличии двусторонних концевых дефектов в конструкцию нижнего дугового протеза можно вве- сти непрерывный кламмер. Разгружая нижние передние зубы, он явится профилактическим шинирующим средством.
Изготовление съемных шин переносится в лабораторию, в полости рта больного манипуляции сокращаются. Это тоже одно из достоинств этого вида шинирования.
К недостаткам таких шин относится то, что при изготовлении их тре- буется большая точность: обязательное применение параллелометрии и точного литья на огнеупорных
Если возникает опасность нарушения окклюзии от когтевидных от- ростков, их можно погрузить в специально созданные полости. Для этого на режущем крае зуба по контактной поверхности алмазным бором соз- дают ступеньки глубиной 1,0 - 1,5 мм и шириной 0,5 мм. Наружный, т.е. вестибулярный, край закругляют несколько больше, чем язычный. В ре- зультате создается бороздка типа ласточкина хвоста (рис.140 в), ширина которой на вестибулярной поверхности достигает 2 мм, а на язычной - 1 мм.-
Такая шина в зависимости от показаний может применяться само- стоятельно и как часть протеза при замещении концевых или включенных дефектов зубного ряда.
В ходе дальнейших исследований способа шинирования зубов при заболеваниях пародонта претерпел изменения и сам непрерывный клам- мер. Его несколько расширили и превратили в шинирующую полоску. Од- на из таких модификаций была использована в шине для нижних передних Зубов, предложенной Шпренгом.
Рис. 137. Съемная шина Шпренга: а - обший вид; б - вид сбоку; в - положение шинирующей поло- ски на 3v6e.
Рис. 138. Съемная шина Ван-Тиля:
а - общий вид; б - вид сбоку; в - поло- жение шинирующей полоски на зубе.
В этой конструкции (рис.137) шинирующая полоска перекрывает язычную поверхность нижних резцов и клыков, ложится на режущий край этих зубов и частично на премоляры. Крепление самой шины достигается при помощи системы опорно-удерживающих кламмеров, а при дефектах зубной дуги шина соединяется с дуговым протезом.
Передние зубы при использовании такой шины подвергаются специ- альной подготовке. Она заключается в укорочении режущего края, кото- рый при этом слегка скашивают в язычную сторону и тщательно полиру- ют. Существование открытой раневой поверхности после препарирования зубов является недостатком шины. Однако опасность этого невелика в связи с малой предрасположенностью к кариесу зубов улиц с разлитыми пародон- топатиями, полированной поверхностью режущего края, а также при хоро- шей гигиене полости рта. Другой недостаток этой шины состоит в том, что она, перекрывая режущий край передних зубов, не заходит на губную поверхность, что не исключает выдвижения зубов вперед, а также поворота их. Эта особенность делает неприемлемой эту шину при протрузии передних зубов.
Описанный недостаток устраняется шиной, в которой металл не толь- ко перекрывает режущий край, но и заходит на вестибулярную поверх- ность нижних передних зубов (рис.138). Подобная шина получила назва- ние шины-каппы. Появление ее связывают с именем Ван-Тиля.
310
фиксация этой шины, так же как и шины Шпренга, осуществляется опорно-удерживающими кламмерами, телескопическими системами. Она также может явиться составной частью дугового протеза. Шина-каппа иМеет хорошие функциональные качества, что, естественно, связано с ее конструктивными особенностями. Однако от появления металл на губной поверхности зубов шина значительно проигрывает в эстетическом отноше- нии. Накладка металла на губной поверхности может также вызывать ок- клюзионные нарушения. Для их устранения следует применять специ- альное препарирование передних шинируемых зубов.
Единая шина для зубногоряда
По-видимому, основанием для разработки наиболее удобной съемной шины на весь зубной ряд послужила шина Эльбрехта. Она представляет собой соединение непрерывных кламмеров, расположенных на зубах ораль- но и вестибулярно (рис.139). Благодаря этому боковые усилия, падающие на какой-либо участок зубной дуги, распределяются по всему зубному ряду. Этот принцип остался руководящим при конструировании любой подобной шины, но сама конструкция единой шины претерпела большое изменение и, таким образом, потеряла свою авторскую принадлежность.
Изменения коснулись всех отделов шины. Как отмечалось, вестибу- лярно расположенное многозвеньевое соединение вызывало возражение по эстетическим мотивам. Его заменили когтевидными отростками, для которых в зубах стали создавать специальное ложе, а в боковых отделах зубного ряда непрерывный кламмер заменили кламмерами с окклюзи- онными
накладками. В результате подобных конструктивных изменений шина приняла совершенно иной вид (рис.140). Но и это - лишь один из вариантов подобной шины, так как в зависимости от условий в нее до- полнительно можно вводить новые элементы.
Непременным условием хороших функциональных качеств съемных шин является точность выполнения всех клинических и технических про- цедур, связанных с ее изготовлением. Применение высококачественных альгинатных и силиконовых оттискных масс, изучение моделей в паралле- лометре, литье на огнеупорных моделях позволяют добиться точного соответствия шины ее ложу и избежать нарушений окклюзионных кон- тактов, что всегда опасно даже для здорового пародонта, а для больного в особенности.
Сравнительная оценка съемных и несъемныхшин
Оба вида шин обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. К положительным свойствам несъемных шин следует отне-
311
б в
Рис. 139. Шина Эльбрехта: а - общий вид шины на модели; б - вид спереди; в -
положение шинирующей полоски на зубе.
Рис. 140. Съемная цельнолитая шина: а - общий вид; б - вид спереди; в - схема препариров- ания зубов для когтевидных накладок.
сти, во-первых, их способность обеспечивать блокирование системы в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном и медиодистальном; во-вто- рых, несъемные шины, за исключением блока полных коронок, оставляя открытым десневой карман, делают его доступным как для медикамен- тозной, так и для хирургической (кюретаж) терапии; в-третьих, больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения редко возникают и притом очень быстро устраняются без вмешательства врача. Отрицательными свойствами несъемных шин являются: необходи- мость, иногда очень сложного, препарирования зубов, сопровождающего- ся грубой травмой эмали и дентина; применение, например, штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при серьезных недостатках современной техники пломбирования каналов порождает опасность раз- вития верхушечных периодонтитов; несъемные шины трудно накладыва- ются при веерообразном расхождении передних зубов; многие наиболее доступные и простые конструкции колпачковых шин непрочны и разрыва- ются по линии пайки, часто также имеет место растворение цемента; не- съемные шины, как и другие несъемные конструкции, ухудшают гигиену
полости рта.
312
Шинирующие свойства несъемных шин, применяющихся самостоя- еЛьно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), обес- печиваются кламмерами различных систем, когтевидными отростками и к1Сдюзионными накладками. Они создают иммобилизацию лишь в двух управлениях: вестибулооральном, медиолатеральном (для передних зу- бов) или медиодистальном (для боковых зубов). Следовательно, шины разгружают пародонт зубов в тех направлениях, патологическая подвиж- ность в которых наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении, но, как неоднократно указывалось, это на- правление действующих сил менее опасно для пародонта, чем какое-либо другое.
Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в мень- шей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касает- ся эстетики, то нарушения ее могут быть минимальными.
Серьезным преимуществом этих шин является возможность приме- нять их для профилактики функциональной перегрузки пародонта, при де- фектах зубных рядов с признаками заболевания пародонта, но без пато- логической подвижности зубов. Так, например, при наличии двусторонних концевых дефектов в конструкцию нижнего дугового протеза можно вве- сти непрерывный кламмер. Разгружая нижние передние зубы, он явится профилактическим шинирующим средством.
Изготовление съемных шин переносится в лабораторию, в полости рта больного манипуляции сокращаются. Это тоже одно из достоинств этого вида шинирования.
К недостаткам таких шин относится то, что при изготовлении их тре- буется большая точность: обязательное применение параллелометрии и точного литья на огнеупорных